Урок физики. 7-й класс. Тема: "Давление. Единицы давления"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (735 кБ)


Цели урока.

Образовательная:

Знание: понятие давление.

Умение: решать задачи на нахождение давления; работа с приборами.

Развивающая: развитие теоретического мышления.

Воспитательная: воспитание культуры учебного труда.

Структура урока

Этап урока Время, мин Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный 1-2 Настраивает на урок Психологически настраиваются на урок
2. Актуализация знаний 5 Комментирует задания Отвечают на вопросы
3. Изучение нового материала 17 1. Организует эвристическую беседу, с проблемными вопросами.
2. Показывает презентацию
1. Участвуют в беседе, делают выводы, формулируют определения, работают по презентации.
2. Решают задачи
4. Фронтальный эксперимент 8-10 Ставит задачу Выполняют эксперимент.
Делают выводы
5. Домашнее задание 1 Поясняет задание Записывают задания
6-7. Закрепление и подведение итогов урока 6-7 Предлагает задания Делают вывод.
Отвечают на вопросы.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, приборы для фронтального эксперимента (динамометры, бруски, линейки), презентация по теме урока. Приложение 1

1 этап. Организационный

Здравствуйте, прошу садиться. Нарисуйте настроение, с которым вы пришли на урок.

Вопросы по домашнему заданию (идёт выяснение трудностей, с которыми учащиеся столкнулись при выполнении домашней работы).

2 этап. Актуализация знаний

Цель: подготовить мышление учащихся к восприятию нового знания.

Форма работы: индивидуальная.

Метод по характеру познавательной деятельности: репродуктивный.

Посмотрите на слайд (слайд №2) и объясните следующие вопросы.

  • По болоту прошли лось и человек. Чьи следы глубже?
  • Почему кулаком нельзя разбить толстую доску, а ребром ладони – можно?
  • Почему рельсы не кладут прямо на землю?
  • Как легче идти по рыхлому снегу: на лыжах или без них?

Каждый из вас выдвинул свои гипотезы. Кто из вас прав, кто заблуждается, мы узнаем, изучив материал урока. Тему урока вы узнаете, разгадав кроссворд (слайды 4-12).

Вопросы кроссворда:

1. Изменение формы и размера тела. (Деформация)

2. Физическая величина, мера инертности. (Масса)

3. Сила, с которой тело действует на опору или подвес. (Вес)

4. Мера взаимодействия тел. (Сила)

5. Явление, возникающее при соприкосновении тел и препятствующее их относительному движению. (Трение)

6. Единица измерения силы. (Ньютон)

7. Прибор для измерения силы. (Динамометр)

8. Сила, с которой Земля притягивает все тела. (Тяжести)

И так тема нашего урока “Давление. Единицы давления” (слайд №13). Записываем в тетрадь.

Прошу вас сформулировать для себя цель урока. Цель должна начинать словами:

“Я должен узнать ….”

“Я должен научиться….”. (Слайд № 14) (Учащиеся отвечают)

После как все высказываются, подвожу итог:

Я должен узнать:

- что называется давлением;

- какой буквой обозначается;

- в каких единицах измеряется;

- формулу, по которой можно рассчитать давление;

- от чего зависит давление.

Я должен научиться:

- применять формулу давления для решения задач;

- научиться рассчитывать давление, которое оказывают разные тела.

(Слайд № 15,16)

3 этап. Изучение нового материала

Цель: усвоение нового знания.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Метод по характеру познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый.

Предлагаю вам решить задачу.

Лилипутская канатная фабрика выпускает канат площадью сечения 1 мм2, едва выдерживающий тяжесть одного лилипута, масса которого 1 г (вес 0,1 Н). На фабрике решили выпустить канаты разных сечений: 1 см2, 2 см2, 3 см2 ….,10 см2.

Какую нагрузку они могут выдержать? (Слайд № 17)

Сначала идёт обсуждение, как решить задачу. Если решение не предложено, смотрим слайд - подсказку. (Слайд № 18)

Записываем решение у доски (работает сильный ученик).

Дано:

F - ?
____

S1 =1мм2

S =1см2

F1 =0,1 Н

Решение

1 мм2=0,01см2

F=(S/S1)F1

F= (1см2 /0,01см2 )* 0,1 Н = 10 Н

Устно находим силы, которые выдерживают остальные канаты 20, 30, .., 100 Н.

Рассмотрим отношение.

F/S = 10

F1/S1 =10

Устно для всех остальных канатов, во всех случаях отношение равно 10.

Вывод: Канаты разные, а величина F/S =F1/S1 одинакова. (Слайд № 19)

Величина р = F/S называется давлением. (Слайд № 20)

Слайды № 21, 22, 23, 24 (запись в тетрадь).

Откройте учебник на странице 78, найдите определение давления. Один ученик читает вслух.

Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением.

Переведите в систему СИ:

5 кПа, 0,2 кПа, 20кПа

Переведите в кПа:

400 Па, 2000 Па, 60000Па

(Считаем устно). Слайд № 25

Что показывает давление? Ответы ребят.

Слайд № 26, запись в тетрадь.

Давление показывает, какая сила действует на единицу площади

Решите задачу: Определите давление танка массой 60 т на землю, если площадь одной гусеницы 1,5 м2. Задачу решаем у доски.

Для тех, кто работает быстрее и понял материал вторая задача. Слайд № 27

4 этап. Фронтальный эксперимент

“Определение давления твёрдых тел”. (Слайд № 28)

Цель: усвоение способа практического расчета давления твёрдых тел.

Форма работы: индивидуальная, работа в парах.

Метод по характеру познавательной деятельности: исследовательский.

Определите давление учебника на стол.

  1. Определите площадь опоры учебника, измерив длину и ширину учебника при помощи линейки.
  2. Определите вес учебника при помощи динамометра.
  3. Рассчитайте давление.

Определение давления бруска на стол (сначала широкой части, затем узкой).

Сделайте вывод.

Отчего зависит давление? Слайд № 29 Ответы ребят.

Слайды № 30,31

Запись в тетрадь.

Давление зависит:

  • от площади поверхности, на которую действует сила;
  • величины силы.

А теперь давайте вернёмся к вопросам, которые были заданы вначале урока. Слайды №32, 33.

Предложите способы изменения давления тел. Ответы ребят. Слайд №34.

5 этап. Домашнее задние

П. 33,34, упражнение 12. Слайд № 35

6 этап. Итог урока

Подведём итог нашего урока.

Вы ставили перед собой цель, мне хотелось бы узнать достигли ли вы поставленной цели. Ответы начните словами:

Я узнал…

Я научился… . Слайд № 36

7 этап. Проверка усвоения знаний

Ответьте на вопросы. Слайды № 37-41

1. В каком случае бруски оказывают большее давление?

2. Почему лопата 2 заточена, а лопата 1 нет?

3. Что произойдет, если шарики в шариковых ручках будут делать меньшего размера? Почему?

4. Почему при постройке дома все его стены выводят одновременно почти до одинаковой высоты?

5. Вспомни “Принцессу на горошине”. Почему она испытала неудобство, лежа на перине, под которой были положены горошины?

6. Люди, каких профессий применяют на практике знания о давлении.

Спасибо за урок, сегодня все работали достаточно хорошо.

Литература.

  1. Перышкин А.В Учебник физики? 7 кл.
  2. А.Л. Камин. Физика. Развивающее обучение. Книга для учителей? 7 класс.
  3. В.А.Волков. Универсальные поурочные разработки по физике, 7 класс.
  4. Интернет-ресурсы.