Компетентностный подход при подготовке и проведении комплексных экскурсий"

Разделы: Химия, География, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (362 кБ)

Загрузить презентацию (445 кБ)

Загрузить презентацию (681 кБ)


“Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить”.
А. Дистервег

1. Пояснительная записка.

Область применения материала.

Материал может использоваться при проведении комплексных и предметных экскурсий в школе. Если экскурсия проводится в младших классах, презентации при подготовке к экскурсии выполняют старшеклассники или можно использовать готовые. Учителя часто используют метод проектов, к которому и создаются презентации по тем или иным темам. В старших классах ученики сами выполняют отчет по проектам в виде презентаций.

Презентации по различным предметам могут применяться учителями предметниками на уроках, при изучении соответствующих тем.

При проведении экскурсий, походов по родному краю классным руководителям необходимо иметь навыки ориентирования на местности, которые подробно изложены в работе. Этим навыкам они должны обучить детей.

Цели.

1. Формирование ключевых компетенций при использовании компьютерной, проектной технологий, технологии сотрудничества.

2. Показать взаимосвязь изучаемых предметов и практическую направленность обучения.

3. Обобщение и систематизация знаний по темам, повышение интереса к предметам, мотивации обучения.

4. Формирование критического мышления у учащихся, развитие способности к логическому и образному мышлению и умение делать обоснованные выводы.

5. Научить принимать самостоятельные аргументированные решения, работать в команде, выполнять различные социальные роли.

Задачи.

1. Расширить умение решать задачи, показать непрерывную связь явлений физических и химических, практическое использование данных тем в промышленном производстве.

2. Закрепить умения работать с компасом, ориентирования на местности, составления топографической карты.

3. Формирование экологической и эстетической культуры, любви к своей малой родине.

4. Заслушать и проанализировать проекты и отчеты. Определить уровни:

а) овладения знаниями, умениями и навыками,

б) сформированности компетенций.

5. В рамках профориентации провести знакомство с людьми разных профессий.

Формы и методы реализации

Наша экскурсия проводится на водоочистительную станцию. Проведение экскурсий способствует развитию образного мышления. Чаще всего ученики усваивают предметы формально, в виде словесных выражений, за которыми не стоят образы реальных явлений. Недостаточное использование наглядно-образной сферы существенно снижает эффективность обучения, препятствует максимальному раскрытию творческих способностей каждого ученика.

Общеобразовательная школа должна обеспечивать становление более сложных способностей, востребованных в современном обществе, - самостоятельно находить выход из нестандартных ситуаций. Думать и действовать самостоятельно, что и подразумевается под понятием “компетентность”.

Необходима учебная технология, которая обеспечивала бы развитие целостного мышления. Под целостным мышлением понимают совокупность методов логического, наглядно-действенного, наглядно-образного и образного мышления. Развитие образного мышления, наряду с логическим, должно стать и целью, и средством обучения.

Целенаправленное и систематическое использование образного мышления, наряду с логическим, в процессе обучения будет способствовать активизации познавательной деятельности и мышления учащихся, позволит интенсифицировать учебный процесс. (3)

На комплексных экскурсиях решается вопрос межпредметных связей. Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более прочному усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения, единства материального мира, взаимосвязи явлений в природе и обществе.

Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования метапредметных умений и навыков учащихся.

Установление межпредметных связей увеличивает эффективность политехнической и практической направленности обучения, повышает научный уровень знаний учащихся, развивает логическое мышление и творческие способности.

Успешное решение вопросов профинформации позволяет раскрыть специфику той или иной профессии, настроить учащихся на самоанализ и реальную самооценку при выборе жизненного пути.

Гуманистическому воспитанию способствует решение вопросов экологии, которые рассматриваются на каждой экскурсии.

При том подходе к проведению комплексных экскурсий, что мы рекомендуем, происходит формирование ключевых компетенций. Мы используем технологии: сотрудничества, компьютерную, проектную.

В рамках технологии сотрудничества (групповая технология) ученик определяет свои способности к лидерству, поддержке, творчеству, умению убеждать, отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать позицию и заслуги других. Групповая форма обучения позволяет решать основные задачи:

а) познавательную, непосредственно связанную с учебной ситуацией;

б) коммуникативно-развивающую, направленную на выработку основных навыков общения;

в) социально-ориентированную, подразумевающую воспитание гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации учащихся в обществе.

В действующем федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, в требованиях к выпускнику школы есть пункт, в котором говориться о том, что учащийся должен уметь проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и её представления в различных формах, т.е. обладать информационными компетенциями. Этому способствуют проектные технологии, когда проекты выполняются в виде презентаций.

При поиске информации и оформлении презентаций мы используем “Памятку” (см. файл №7) и рекомендации (5).

Поощряя использование Интернета для того, чтобы находить различную информацию и работать с ней, учитель заставляет учащихся думать, критически подходить к информации. Учащиеся самостоятельно приходят к тому, что, они могут найти в Интернете много информации, необходимой им в учебной деятельности. Ученики начинают применять свои умения в полезных, с точки зрения образования, целях.

Проектная деятельность проводится учителем и на уроках и во внеурочное время.

Можно считать её как особое направление внеклассной работы. Использование проектного метода способствует реализации как внутрипредметных, так и межпредметных связей. Разрушается стереотип действия по образцу, что требует от детей нестандартного способа решения вопросов.

2. Тематическое содержание

2.1. Подготовка к экскурсии

Первый этап – создание проектов и презентаций.

Для проведения экскурсии выбирается объект. Несколько объектов можно найти даже в небольшом поселке. Проводим 1-2 экскурсии в год в каждой параллели.

В посёлке Колышлей нет химических производств. Объектом экскурсии выбираем нехимические производства, где осуществляются операции, связанные с химическими процессами. Учитывается доступность пониманию учащихся химических реакций и химических технологий процессов.

Для лучшей организации экскурсии посещаем производство совместно с учителем географии, физики или биологии. Мы определяем объем материала, который можно рассмотреть, договариваемся с руководством об экскурсоводе. С экскурсоводом обсуждаем план экскурсии, порядок ее проведения.

Методику подготовки и проведения экскурсий рассмотрим на примере экскурсии на водоочистительную станцию, расположенную в с. Сущёвка, в нескольких километрах от посёлка Колышлей.

Экскурсия на водоочистительную станцию.

Эффективность экскурсии во многом зависит от качества ее подготовки и умения учителя организовать работу учащихся во время экскурсии. Составляя план или конспект урока-экскурсии, учитель должен предусмотреть формы включения учащихся в активную деятельность и способы подведения итогов экскурсии.

Наибольший эффект от экскурсии достигается тогда, когда к ней идет предварительная подготовка, оформляются презентации к проектам. Проекты учащиеся готовят с учителями – предметниками.

Экскурсию проводим в мае месяце, а готовиться начинаем в январе. На данную экскурсию идут ученики восьмых классов. Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек. В группе есть краевед, который отвечает за подборку стихов о родном крае местных поэтов. Он же занимается историей водокачки. Географ намечает маршрут, определяет местоположение реки и водокачки. Биолог-эколог занимается вопросами животного и растительного мира, изучает экологию окрестностей. Химика интересуют вопросы фильтрации воды, коагуляции, обеззараживания и лабораторные исследования воды. Физико-математик рассматривает способы подачи и перекачки воды насосами с помощью моторов, занимается вычислениями. Руководитель группы выбирается учениками - членами группы. Каждый ученик оформляет свою страничку в отчёте.

Групп в каждом классе образуется 4–5. Далее в дело вступают учителя – предметники. Каждый учитель готовит со своими “специалистами” проект и он оформляется в виде презентации. (№1–5).

Метод проектов в нашей школе используется давно, как вести данную работу мы освещать не будем. Проектная деятельность относится к технологии обучения. Технология задаёт жёсткую последовательность действий учителя и учащихся. Одна и та же технология у разных учителей может дать сходные результаты. Проектную технологию, в нашем примере, используют молодые и опытные учителя с одинаковыми результатами. Проектная технология позволяет осуществлять компетентностный подход в обучении и усиливает познавательную активность учащихся. То же самое можно сказать о групповой и компьютерной технологии.

Поиск информации идёт в Интернете, обращаемся к учебникам и другим печатным источникам, которые рекомендует учитель.

После осуществления поисковой деятельности приступаем к оформлению результатов. Слайдов в презентации может быть много, но ученик должен выбрать те слайды, которые помогут осветить его вопрос. Основные требования к показу и рассказу: научность, наглядность, доступность в понимании вопроса, четкость изложения.

Проблем, при создании презентаций обычно не бывает. Большинство учеников с удовольствием работают на компьютерах. Стремясь донести свои знания до товарищей, они всесторонне изучают вопрос. Запоминается изложенное в презентациях надолго не только их создателями, но и слушателями.

Ученики образуют группы добровольно, по взаимным симпатиям. Следим только за тем, чтобы в группах были ученики как слабоуспевающие, так и продвинутые. Объясняем роли каждого члена группы. При распределении ролей учитываем способности и желания учащихся. Слабоуспевающие учащиеся могут принимать участие в проектах по географии и биологии. Проекты по данным предметам основаны на повторении и обобщении ранее изученного материала. Поэтому они доступны для понимания учащихся. Проекты по химии и физике включают ряд вопросов, которые не являются трудными для большинства учеников. В целом проекты по данным предметам основаны на неизвестном материале, поэтому лучше на роль химиков и физиков определить успешных учащихся. Краеведами становятся обычно творческие личности.

Экскурсия будут более эффективной, если учащимся дано проблемное задание, которое нацеливает их на действия, вызывающие появление потребности в новых знаниях, без которых задание не может быть выполнено. При этом возрастает активность ученика во время экскурсии, для него важным становится и сам процесс познания.

Кроме вопросов по инструктивной карточке ученики должны выяснить:

1. Какое значение имеет водоочистительная станция для посёлка Колышлей?

2. Из чего складывается цена за воду, почему стоимость м3 воды увеличивается?

3. Найти объяснение тому, почему иногда вода из-под крана плохого качества?

Перед экскурсией учащиеся получают инструктивные карточки, в которых отражены вопросы, ответы на них будут найдены во время экскурсии.

Вопросы к экскурсии составляем совместно с учителями физики, биологии, истории, математики и других предметов, на их основе формируются вопросы в проектах.

Вопросы географии: ориентация на местности, место положения водоочистительной станции, работа с компасом, характеристика р. Колышлей, составление плана маршрутной съёмки. Презентации по географии на файлах №1, 2, на диске.

Вопросы по физике: устройство и мощность моторов, их использование на станции, принцип работы насосов и передача воды, подвижные и неподвижные блоки, рычаги, сила трения, сила трения скольжения, сообщающиеся сосуды. (Презентация №4).

По истории: возникновение водокачки, пути ее развития, значение в жизни поселка.

По экологии: экологическая обстановка в окрестностях водокачки (территория водозабора), охрана вод, охрана редких животных.

По биологии: животный и растительный мир. Растения ядовитые, лекарственные, кормовые травы. Из животных обсуждаем насекомых, рыб, птиц, млекопитающих; их пользу и вред.

По математике: указать с помощью векторов, на схеме, передвижение воды. Отметить коллинеарные векторы. Привести примеры расчетов, применяемых в лаборатории.

По черчению: составить и зарисовать схему водоочистительной станции и схему подачи воды в посёлок.

По химии: указать, какое оборудование и какие реактивы используются в лаборатории, какие виды исследований воды там проводят, какие вещества и как действуют при водоочистке (коагуляция и хлорирование), устройство фильтров и принцип их работы. Получение и использование дистиллированной воды. (Файл №3).

По литературе: подобрать стихи о родном крае, поселке Колышлее, о речке Колышлей, используя сочинения местных авторов. Стихи ученики рассказывают во время экскурсии, на берегу реки.

Второй этап – обобщающий интегрированный урок

1) На данном уроке проводится просмотр учащимися подготовленных презентаций. Беседа и фронтальный опрос по увиденному материалу. Работы всех групп и отдельных учащихся оцениваются. В критерии оценивания включаются показатели: полнота раскрытия темы, качество оформления, самостоятельность суждений, элемент исследования и новизны, уровень презентации, степень активности каждого участника команды, степень сотрудничества.

2) Обсуждается подготовка планшетов к маршрутной съёмке: закрепление компаса, миллиметровой бумаги. Запись масштабов числового и именного и нанесение линейного на план. Определение величины одной пары шагов.

3) Решаем вопрос по оборудованию.

1. Инструктивная карта (1 на группу).

1. Местоположение водоочистительной станции:

а) от поселка Колышлей,

б) от села Сущевки,

в) по реке Колышлей. Характеристика реки.

2. Экология окрестностей.

3. История создания и цель постройки водоочистительной станции.

4. Разнообразие животного и растительного мира.

5. Электромоторы, насосы, используемые при передачи воды, сообщающиеся

сосуды и другие физические понятия.

6. Схема водоочистительной станции, подачи воды. Указать стрелками ход воды на схеме.

7. Среди стрелок отметить под номерами коллинеарные векторы.

8. Работа лаборатории. Оборудование, реактивы, используемые в анализе воды. Химические реакции, происходящие при этом. Указать виды очистки воды и виды анализов питьевой воды.

Рассчитайте, какой объем хлора израсходуется для дезинфекции 600м3 воды, если на 1м3 расходуется 2 мг хлора. Что используется для дезинфекции воды в настоящее время? Какие реакции происходят при дезинфекции? Напишите уравнения.

8. Передача воды в поселок. Использование воды.

9. Профессии в производстве.

10. Подобрать стихи о родном крае (использовать их на экскурсии или в отчете).

11. Составить план маршрутной съёмки.

Ответьте на вопросы:

1. Какое значение имеет водоочистительная станция для посёлка Колышлей?

2. Из чего складывается цена за воду, почему стоимость м3 воды увеличивается?

3. Найти объяснение тому, почему иногда вода из-под крана плохого качества?

2. Три памятки по географии на группу.

Работа с планшетом и компасом

1. Сориентируйте планшет и определите направление:

а) установите планшет в точке съёмки,

б) поворачивайте планшет до тех пор, пока буква С совпадет с темным концом стрелки,

в) обозначьте на плане точку вашего стояния и воткните булавку.

2. Нанесение объектов на план:

а) приложите визирную линейку к точке вашего стояния и направьте линейку на выбранный объект,

б) прочертите тонкую линию,

в) измерьте расстояние в метрах, для этого количество пройденных пар шагов умножают на длину одной пары шагов,

г) отложите это расстояние на линии в масштабе,

д) обозначьте объект условным знаком.

Внимание! В процессе всей работы при нанесении объектов нужно следить, чтобы планшет не нарушил ориентации.

Помните! Эти же операции производите при нанесении остальных выбранных объектов.

Вопросы-ориентиры при выполнении практической работы на местности – водозабор.

р. Колышлей:

1. Какая это река Колышлей?

2. Определите по карте устье реки Колышлей?

3. Определите по карте исток реки Колышлей?

4. Определите по карте по каким формам рельефа протекает река Колышлей?

5. Как уклон поверхности влияет на: а) направление течения, б) скорость течения, в) характер течения?

6. Какое питание имеет река Колышлей?

7. Как изменяется уровень воды в реке в течение года?

8. Как река используется человеком?

9. Какие меры по охране реки необходимо применять?

Камеральная обработка результатов

  1. Условные знаки на плане должны быть одинаковыми по форме и цвету
  2. Линии направлений оформите карандашом, а объекты и условные знаки – черной ручкой
  3. Подпишите заголовок “План участка МОУ СОШ №1 р.п. Колышлей – река Колышлей”, вид съёмки, обведите в рамку, поставьте дату.

Каждый ученик берёт ручку, блокнот для записей, можно вести аудио или видеозапись, одноразовые стаканчики для органолептического сравнения воды в роднике, на фильтрах и дистиллированной воды.

На группу берутся: компас, планшет с чистым листом, английская булавка, часы, визирная линейка, фотоаппарат.

2.2. Ход экскурсии

Все учащиеся осматривают объект в целом, но подробные записи делают лишь те ученики, которые отвечают за отдельные задания. На вопросы, что есть в инструктивной карточке, они должны найти ответ на производстве.

Так как экскурсия комплексная, то в ней могут быть задействованы учителя предметники. Объект экскурсии находится на значительном расстоянии от школы, поэтому на экскурсию отводится целый день.

На другие экскурсии тратим 1 урок или 2, в зависимости от расстояния до производства и длительности экскурсии.

Каждый класс отправляется на водоочистительную станцию в своё время. Руководят экскурсией учителя, организовавшие её. В данном случае – Сидорова Е.В. (учитель географии) и Лунькина В.А. (учитель химии). С классом обязательно идёт классный руководитель. Если классный руководитель преподаёт предмет из вышеназванных, то он также участвует в объяснении вопросов во время экскурсии. Сидорова Е.В. помимо географии готовит ответы на вопросы по истории, экологии, литературе, черчению. Лунькина В.А. поясняет вопросы по химии, физике, биологии, математике.

На большинство вопросов отвечает экскурсовод. Экскурсоводом, проводящим экскурсию, может быть главный инженер либо директор, которые подробно знают производство, в лаборатории - лаборант.

Во время проведения экскурсии следим за объяснением экскурсовода, уточняем некоторые моменты. Иногда даём объяснение сами.

Особое внимание уделяем правилам техники безопасности. Инструктаж по правилам безопасности проводим дважды. Первый раз на выходе из школы – проводит учитель, второй раз – на объекте экскурсии – экскурсовод.

Школьный двор

На школьном дворе учитель химии объявляет тему экскурсии и цель.

Тема экскурсии: “Работа водоочистительной станции”.

Цель:

1. Отработать навыки ориентирования на местности.

2. Выяснить способы очистки и обеззараживания воды, виды контроля

чистоты воды.

3. Рассмотреть биологические объекты в окрестностях посёлка Колышлей.

4. Составить отчёт об экскурсии.

Далее учитель географии с группой учеников - географов занимается подготовкой планшетов к маршрутной съёмке. С помощью планшета, компаса и другого оборудования выбирается объект и маршрут следования.

Один ученик из первоначальной группы ведёт подсчёт шагов. Обычно это математик. То есть подсчёт ведут 4- 5 учеников, в зависимости от числа групп. Затем выводим средний результат каждого отрезка пути. Таким образом, от объекта к объекту, проходим путь от школы до водоочистительной станции. На основании полученных данных производится камеральная обработка результатов и составляется план маршрутной съёмки.

На некоторых участках маршрут прерывается для рассматривания биологических объектов. К ним относятся: лесозащитные полосы, луг, поле с культурными растениями, болото, берег реки. На каждом объекте рассматриваем виды растений и животных, которые известны ученикам. Учитель дополняет, рассказывая о неизвестных растениях и животных, которых не назвали дети. Внимание уделяем не только полезным, культурным растениям и сорнякам, но и лекарственным травам и ядовитым растениям. Учащиеся фотографируют ядовитые и лекарственные растения. Биолог каждой группы в отчёте укажет не только растения и животных данной местности, но и их пользу или вред. Также в отчёт помещается фотография лекарственного и ядовитого растения с описанием. Гербарий не собираем, так как на экскурсию ходим весной, когда многие растения находятся в стадии вегетации.

Иногда, когда дети ведут себя тихо, можно увидеть ондатру или бобра. О птицах, рыбах и насекомых хорошо рассказывает экскурсовод.

Одним из объектов в с. Сущёвка является родник. Полное название Святой источник Тихвинской божией матери. Ученики пьют воду из родника и дают ей характеристику. Вода холодная, вкусная, чистая. Учитель химии объясняет, что родники в окрестностях Колышлея изучены. В воде данного родника не содержится тяжёлых металлов и других ядовитых или опасных для жизни веществ. Вода из родника стоит несколько недель и не портится. Поэтому жители с. Сущёвки и посёлка Колышлей берут эту воду для питья. Для верующих рядом с источником оборудована купальня, для всех, кто приезжает за водой, заасфальтирована площадка. Спрашиваем, почему вода вкусная? Обычно учащиеся правильно отвечают, что это из – за растворённых в воде веществ, солей. Далее выясняем, как в быту определить качество воды? К ответам учащихся, добавляем объяснение. (Файл №6).

Чтобы определить качество питьевой воды, надо приготовить чай и понаблюдать. Если, при остывании чая, выпадают хлопья, вода низкого качества. Чай, приготовленный из воды данного родника, хлопьев не даёт. Вода в роднике высокого качества.

На территории водоочистительной станции идём на берег реки. Учитель географии, используя памятку №2: “Вопросы – ориентиры при выполнении практической работы на местности – водозабор”, проводит беседу о р. Колышлей. Тут же знакомимся с экскурсоводом, и ученики читают ему стихи о родном крае. Те учащиеся, которые плохо выучили стихотворение или приготовили текстовый отрывок, помещают материал в отчёт.

Экскурсовод говорит о технике безопасности и правилах поведения во время экскурсии. Далее он рассказывает о истории создания и путях развития водоочистительной станции. Здесь мы проясняем первый проблемный вопрос: Какое значение имеет водоочистительная станция для посёлка Колышлей? Ученики делают правильный вывод, что без водоочистительной станции, которая снабжает Колышлей водой, посёлка бы не было. Или он был бы маленькой станцией. Уточнение вносит учитель и сообщает о том, что только р.п. Колышлей и город Пенза питаются из открытого водоёма.

Водоочистка начинается с водозабора. Поэтому сначала обсуждаем экологию окрестностей и попутно животный мир. После этого экскурсовод поясняет схему водоочистки и водоснабжения посёлка.

Начало водоочистки. Водозабор

При этом подробно рассматриваем процесс водозабора, действие коагулянтов и средств дезинфекции, принцип работы водоотстойников и фильтров.

Далее проходим в здание и изучаем работу фильтров. Здесь пробуем воду из “Колышлейского родника”, непосредственно после фильтрации. Она на вкус не отличается от воды из родника, но теплее. Вот тут мы и выясняем причину того, почему из крана вода бывает плохого качества, мутная. Всё дело в том, что старый водопровод часто ломается и в воду попадает грязь и всякие примеси.

Интерес вызывает вопрос о том, почему при стоянии вода из-под крана через 2-3 недели зеленеет? Рассматривая этот вопрос, сравниваем воду из реки с водой из родника. Ученики называют причины цветения воды: более высокая температура речной воды и солнечная энергия, необходимая для фотосинтеза. Вспоминаем, что зимой вода из-под крана стоит дольше.

Затем проходим в цех, где расположены моторы и насосы. В схеме водоочистки, которую ученики составляют у водозабора, указываем станции первого и второго подъёма, стрелками показываем ход воды. Также указываем места, где вода протекает по принципу сообщающихся сосудов.

При рассматривании насосов интересуемся физическими свойствами воды, (файл №7) которые здесь учитываются и являются аномальными. Учащиеся называют: жидкое агрегатное состояние, текучесть, вода не подвергается сжатию.

Выясняем мощность моторов и насосов и сколько энергии они потребляют.

Третий проблемный вопрос: “Из чего складывается цена за воду, почему стоимость м3 воды увеличивается?”. Задаём его экскурсоводу и получаем ответ. Он говорит о том, что водоочистка не окупается теми средствами, что поступают от населения и предприятий. Дорожает электроэнергия, много средств уходит на ремонт старого оборудования и водопровода.

Здесь ученики сталкиваются с социальными и экономическими проблемами и думают о путях их решения. Они понимают, что воду надо беречь, так как это дорогая необходимость. И второй вывод, к которому приходят ученики – это скорейшее переоборудование водоочистительной станции и водопровода.

В лаборатории

Заключительный этап экскурсии – посещение лаборатории. Лаборант рассказывает о требованиях к воде, видах анализа, химических реакциях, которые протекают при этом, приборах, с помощью которых проводят анализ воды. Ученики знакомятся с оборудованием и реактивами, устройством по дистилляции воды. Проводим последний анализ органолептический – анализ дистиллированной воды. Вкус её никому не понравился. Выясняем причину этого и обсуждаем получение и применение её.

По ходу экскурсии встречаемся с работниками разных профессий. Выясняем, где те или иные профессии можно получить, приносят ли они моральное и материальное удовлетворение конкретному человеку.

В заключение экскурсии интересуемся у учащихся, какие вопросы остались не ясными. Понравилась ли им экскурсия, что нового они узнали? Благодарим экскурсовода и напоминаем ученикам о том, что надо составить отчёт к следующему уроку. Каждая группа должна подготовиться к обсуждению экскурсии.

На обратном пути учитель географии обсуждает с учениками вопрос, как определить, где вы находитесь и куда направиться, если нет компаса? (Файл №1).

Повторяется материал по ориентированию на местности и проводится беседа с учащимися.

Сориентироваться на местности – это значит определить стороны горизонта. Существуют разные способы ориентирования на местности. Какие способы вы помните? По Солнцу, по гномону, по часам, по звёздам, по местным признакам. Для применения этих способов есть общее действие: сначала определяют, где север. Зная направление на север, узнают все остальные: если встать лицом к северу и развести руки в стороны, то по направлению правой руки будет восток, по направлению левой – запад, а сзади – юг.

Какие из предложенных способов вы можете применить сейчас для определения сторон горизонта? Ориентирование по Солнцу:

В наших (средних) широтах Солнце:

  • В 13 ч – на юге
  • В 16 ч – на юго-западе

Ориентирование по часам:

  • Положить часы на вытянутую ладонь
  • Часовую стрелку направить на Солнце
  • Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 на циферблате разделить пополам
  • Линия, разделяющая этот угол пополам, покажет направление на юг.

Ориентирование по местным признакам:

  • Кора деревьев грубее на северной стороне; тоньше, эластичнее, а у берёзы светлее – на южной
  • С северной стороны деревья, камни обильнее покрыты лишайниками и грибками
  • Муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов; кроме того, южный скат муравейника пологий, а северный – крутой
  • Ягоды и фрукты раньше краснеют с южной стороны
  • У отдельно растущего дерева крона гуще с южной стороны
  • Весной травяной покров более развит на северных окраинах полян, а летом – на южных
  • Алтари православных церквей, часовен обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны
  • Помните ! При ориентировании нужно учитывать не один, а несколько признаков. Самым надёжным способом ориентирования является ориентирование с помощью компаса .

2.3. Оформление и отчет по результатам экскурсии

Ученики составляют отчет по экскурсии на водоочистительную станцию на основе инструктивной карточки. Каждый ученик оформляет ответы на свои вопросы и обсуждает работу со своей группой.

Группа готовит полный отчёт и представляет его на интегрированном итоговом уроке. Они излагают 1-2 вопроса (в зависимости от числа групп). Каждый вопрос обсуждается и дополняется учениками других групп. При подготовке отчёта ученики учатся коллективной работе, умению находить главное в вопросе, находить дополнительные объяснения, систематизировать материал.

3. Результативность

Формирование ключевых компетенций происходило на уроках, экскурсии и во внеурочной деятельности. Компетентность - интегрированное качество личности, поэтому практически не поддаётся прямой диагностике. Вместе с тем отдельные её компоненты могут быть измерены. Мы использовали деятельностные методы оценивания. Наиболее эффективными средствами измерения компетенций учащихся были: а) публичная защита и экспертная оценка проектной деятельности, б) педагогическое наблюдение за учащимися, в) экспертная оценка самостоятельной работы учащихся, г) участие в дискуссиях, ответы на проблемные вопросы, д) подготовленный отчёт и активность обсуждения его.

Для оценки уровня сформированности мы воспользовались системой, предложенной М.В. Аргуновой в журнале “Химия в школе” №6 за 2009 год, стр. 21. (1) В системе показано, как можно оценить уровень сформированности компетенций отдельного ученика.

Ключевые образовательные компетенции:

Ценностно-смысловые (К 1)

Общекультурные (К 2)

Учебно-познавательные (К 3)

Информационные (К 4)

Коммуникативные (К 5)

Социально-трудовые (К 6)

Компетенции личностного роста и самосовершенствования (К 7)

Для оценки уровня сформированности ключевых образовательных компетенций предложена система в виде таблицы, направленная на диагностику со стороны учителя, наряду с традиционной оценкой знаний учащихся, их образовательной деятельности как на уроке, так и вне его.

Для оценки уровня сформированности компетенций учащихся предлагается воспользоваться формулой: УК = К1+К2+К3+К4+К5+К6+К7

Для простоты считается, что каждый из параметров может принимать три возможные значения: 1, 2 и 3 (определяется по таблице). Уровень сформированности ключевых образовательных компетенций, оцениваемый 7–10 баллами, считается низким, 11–17 баллами – средним, 18–21 баллом – высоким.

Так можно оценить уровень сформированности каждой из образовательных компетенций школьников. На основании этого можно наметить пути личностного роста и разработать индивидуальную образовательную траекторию для каждого учащегося.

Компетентностный подход к подготовке и проведению экскурсий позволяет учителю развивать общеучебные компетенции и особенно социально – личностные качества каждого школьника.

Важно систематически отслеживать формирование компетенций учащихся и определять динамику развития ребёнка в сравнении с самим собой, а не с другими. По разным причинам: слабое здоровье, недостаточный уровень интеллектуального развития, отрицательная мотивация учения, неблагополучная социальная среда ученики показывают невысокую результативность. И невысокий результат часто является для данного ученика максимально возможным. Результат можно считать успешным, так как он получен на уровне его способностей.

По итогам данной экскурсии сформированность всех ключевых компетенций была выше, чем при обычном подходе к проведению экскурсий.

При проведении экскурсий на другие производства составляем инструктивные карточки с другим содержанием. Время проведения экскурсий отличается, но одно остаётся неизменным – все экскурсии комплексные и к ним идёт предварительная подготовка. Такой подход будет способствовать формированию ключевых компетенций учащихся.

Подготовка и проведение экскурсии требуют много времени и желание учителя, особенно в первые годы (один - два). Когда проведение экскурсий отлажено, много сил и времени они не отнимают, зато эффект от них огромный. И никакими виртуальными экскурсиями по Интернету их не заменить.

Используемая литература

1. Аргунова М.В. Ключевые образовательные компетенции. - Журнал “Химия в школе” №6, 2009.

2. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. “Химия – 8, 10”, М, “Дрофа”. 2008.

3. Ильичёва Е.В. Образное мышление в развитии творческой личности. - Журнал “Химия в школе” №5, 2011.

4. Коннова О.Л., Босолаева О.Н. Методические рекомендации по изучению темы “Пензенская область” в курсе “География России”. – Пенза, 1998.

5. Материалы VI областной научно-практической конференции учителей химии и преподавателей вузов “Актуальные проблемы химического образования в Пензенской области”.

6. Перышкин А.В. “Физика 8 класс”, М, “Дрофа” 2001.

7. Полевые практики по географическим дисциплинам. М.: Просвещение, 1990,

8. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С.

Практические работы по географии . 6-10 классы/ Под ред. И.И. Бариновой. – М.: Школа-пресс, 2001 – 144 с. (библиотека журнала “География в школе”. Вып. 4).

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7