Нефтяная промышленность

Разделы: Химия, География


Учебно-методическое обеспечение:

  1. Габриелян О.С. Химия 10кл. Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2007г.
  2. Карта «Тектоника и минеральные ресурсы России»
  3. Слайдовая презентация «Нефтяная промышленность»

Необходимое оборудование для занятия: компьютер, проектор, экран, образцы нефти и продуктов ее переработки.

Время реализации занятия: 45 мин.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с природным источником углеводородов: нефтью.
  • Рассмотреть промышленную переработку нефти и основные профессии нефтегазовой промышленности.

Задачи урока:

  • Образовательные: раскрыть состав и свойства нефти, области ее применения, формировать представление о некоторых профессиях связанных с нефтегазовой отраслью.
  • Развивающие: способствовать развитию логического мышления (умению сравнивать, выделять главное);
  • Воспитательные: воспитывать самостоятельную активность учащихся.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: конференция, учитель заранее определяет группу ребят, которые будут помогать вести урок. Учащиеся по желанию определяют свою профессию на данный урок. По ходу урока учащиеся составляют план конспект по каждому выступлению.

ХОД УРОКА

1. Вводно-мотивационный этап

2. Актуальность темы:

Учитель. Нефть – природная смесь углеводородов. Мы изучаем строение и свойства нефти неслучайно, т. к. наша страна занимает одно из лидирующих мест по запасам, экспорту и переработке. Еще многие и многие годы мы будем использовать запасы этого сырья и поэтому мы должны иметь хотя бы малейшее представление о способах добычи, составе и переработке нефти. А помогут нам в этом, специалисты, чья профессия непосредственно связана с нефтегазовой промышленностью, поприветствуем их.

Презентация 1

3. Изучение нового материала

Как и в любом деле, нужно начать  с начала, а без этих специалистов невозможно отыскать любое полезное ископаемое.
Геологи проводят прогнозные и поисковые работы на перспективных площадях, разведку и оценку выявленных месторождений на суше и в морских условиях, обеспечивают геологическое обслуживание горнодобывающих предприятий. В своих исследованиях используют новейшие достижения геологических, физических, химических наук, компьютерные и информационные технологии, данные подводных и космических исследований, но, как и раньше, главным трудовым местом геологов является поле, тайга, тундра.
Предоставляем  им слово.

Геологи (рассказ по карте «Тектоника и минеральные ресурсы России»)

По запасам нефти Россия занимает 2 место в мире после Саудовской Аравии. 70% нефти добывается в Западно – Сибирской базе, месторождения: Самотлор, Мегион. Около 25% нефти добывается в Волгл – Уральской базе – нефть здесь добывается около 40 лет и 90% запасов уже извлечено. В перспективе возможна добыча нефти с шельфа Баренцева моря и северо-восточного берега о. Сахалин.

Учитель. Но мало только, изучить месторождение, необходимо еще правильно и рационально использовать недра земли, всем этим занимаются нефтяники. Им  и предоставляет слово.

Нефтяники

Нефть в нашей стране добывается двумя способами: фонтанным и насосным. При фонтанном – нефть, находящаяся под давлением, сама поступает на поверхность. Этот способ добычи более дешевый. При истощение месторождений, не все скважины эксплуатируются, часть глубоко залегающих пластов невозможно эксплуатировать из-за отсутствия современного оборудования.
Транспортировка нефти осуществляется по нефтепроводам. Основное направление потоков нефти – на запад, на нефтеперерабатывающие заводы и за рубеж. НПЗ чаще всего расположены не в местах добычи, а в районах потребления продуктов ее переработки, т.к. сырую нефть транспортировать легче, чем продукты ее переработки.

Учитель. Сырая нефть взрывоопасна и почти не используется. Поэтому нефть перерабатывают в бензин, керосин. Из нефти получают пластмассы, химические волокна. И об этом обо всем нам расскажут химики.
Химики занимаются изучением, разработкой и обеспечением оптимального технологического процесса химических производств. Организуют технологические процессы, осуществляют контроль за производством, качеством сырья и готовой продукции. Занимаются исследованиями и экспериментами в целях совершенствования существующих и создания новых технологий.

Химики (рассказ учащихся по схемам «Ректификационная колонна», «Крекинг»)

Нефть – сложная смесь УВ, в основном алканов, содержащих в молекулах от 5 до 50 атомов углерода. В состав нефти входят так же циклоалканы, ароматические УВ, различные примеси: сернистые соединения, вода, соли, песок и т.д.  входящие в состав нефти вещества сохраняют свои изначальные свойства (например, температуру кипения), поэтому нефть не имеет постоянной температуры кипения, она кипит, перегоняется интервале температур.
Значит, нефть можно разделить на отдельные фракции с помощью физических методов.
Ректификация  – это физический способ разделения  компонентов смеси с различными температурами.
У этого способа есть свои недостатки. При прямой перегонке нефти получается только 15 – 20% бензина. В конце 19в русский инженер Шухов разработал способ увеличения выхода бензина из нефти. Этот способ получил название крекинг. Его сущность заключается в том, что при сильном нагревании нефти (500о С) происходит разрыв связей С-С, в результате большие, тяжелые молекулы расщепляются на легкие.

Учитель. Предоставляется слово журналистам.
Цель любого журналиста – оперативное и точное информирование населения о наиболее важных событиях жизни. Для этого журналист собирает материал, используя разнообразные источники и приемы сбора информации: проводит интервью, беседы, опросы. При подготовке материала осуществляет проверку фактов, проводит анализ обстоятельств, выделяя самое существенное, общественно значимое и интересное.

Журналисты.

ШУХОВ Владимир Григорьевич (1853-1939), российский инженер, изобретатель, ученый, почетный член АН СССР (1929), Герой Труда (1932). Создал десятки конструкций, отличавшихся смелостью решения, новизной, практичностью: форсунку для сжигания мазута, эрлифт, нефтепроводы, нефтехранилища, установку для термического крекинга нефти, паровые котлы, мосты, сетчатые и арочные перекрытия, гиперболоидные башни (в т. ч. высотой 148,3 м в Москве) и т. д. Премия им. В. И. Ленина (1929).

Учитель. В заключение нашей конференции предоставляется слово экологам, без этих людей не возможно себе представить любое производство.
Осуществляют контроль за состоянием компонентов окружающей природной среды. Проводят исследование, собирают фактический материал. В зависимости от специализации использует для этого различные методы: химические, физические. Выполняют оценку воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. Занимаются распространением природоохранных знаний среди населения.

Экологи.

Природа и человек взаимосвязаны, они взаимодействуют друг с другом. Человек не только приспосабливается к природным условиям, но и  использует природные ресурсы, влияя на природу, изменяя ее качество. Нефтяная промышленность является одной из самых «грязных», т.к при добыче нефти или ее транспортировке могут происходить различные аварийные ситуации, которые влияют на окружающую среду. Например, порыв трубопровода, изношенность оборудования и т.д.

4. Итог урока

Учитель. Подведем итог урока.  Химическая промышленность неотъемлемая часть жизни каждого человека. Знание этой темы представляет определенный интереснее только для химиков, но также для геологов, нефтяников, журналистов, экологов. Только детальное и полное изучение данной темы позволит профессионально состояться этим специалистам.

5. Домашнее задание: §8, повторить названия первых 10 членов ряда метана.

Литература к уроку:

  1. Большая энциклопедия (электронный вариант), 2008 г.
  2. Габриелян О.С. Химия 10кл. Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2007 г.
  3. Горковенко М.Ю. Поурочные планы по химии 10 кл. М.: «Вако» 2006 г.
  4. Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные планы по географии 10 кл. М.: «Вако», 2006 г.
  5. Жижина Е.А.. Поурочные планы по географии 9кл. М.: «Вако», 2005 г.
  6. Электронный справочник томского абитуриента: http://profcentr.tomsk.ru