Химические свойства кислот с позиции теории элекролитической диссоциации

Разделы: Химия


Цели:

Образовательные:

Сформировать представление о химических свойствах кислот с позиции теории электролитической диссоциации, закрепить знания об электролитах, электролитической диссоциации, реакциях ионного обмена; научить комментировать слайды и работать с компьютерными схемами, продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, тетрадью, тестами, инструкционными картами.

Развивающие:

Развивать наблюдательность, память при просмотре видеоматериалов и проведении практического эксперимента, развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы, развивать информационную культуру, развивать умения и навыки записи молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений, пользоваться рядом активности металлов и таблицей растворимости при составлении химических реакций, развивать творческую самостоятельность.

Воспитывать чувство товарищества, формировать интерес к предмету.

Задачи: изучить кислоты с позиции ТЭД, выявить общие свойства в свете ионных представлений, т.е. типичные реакции, раскрыть содержание темы, формировать навыки само – и взаимоконтроля, развивать умения применять изученный материал в сходной ситуации.

Формируемые компетенции.

  • Учебно – познавательная компетенция:
  • Умение сравнивать, анализировать, доказывать, составлять уравнения реакций на основе эксперимента, быть способным применять знания в практике.
  • Информационная компетенция:
  • Умение анализировать и отбирать необходимую информацию; готовить и делать сообщения, пользоваться интернетом для поиска учебной информации.
  • Коммуникативная компетенция:
  • Вести беседу, диалог, задавать вопросы.

Формы организации работы обучающихся:

Индивидуальная, групповая, проблемно-поисковая технология с элементами сюжетно – ролевого диалога, с элементами игровых ассоциаций.

Формы организации работы учителя:

Организация эмоционального настроя обучающихся (инсценировка), введение детей в тему урока, обобщение ранее полученных знаний, создание проблемных ситуаций, групповое обсуждение, организация беседы по слайдам и эксперименту, анализ и дополнение ответов детей.

Оборудование и реактивы:

Мультимедийной проектор, компакт – диск “Общая и неорганическая химия”, таблицы “Диссоциация веществ”, “Электрохимический ряд напряжений металлов”, пробирки, наборы реактивов для проведения лабораторных опытов. Костюмы для героев инсценировки.

Ход урока

Ориентировочно – мотивационный этап.

Учитель: Ребята, мы сегодня отправимся с вами на выполнение важного задания.

Цель задания: найти нужный код. Но этот код зашифрован в ТЭД.

Скажите, что обозначает эта аббревиатура?

Учитель после ответов обучающихся, объясняет термин “аббревиатура” – сокращение фразы первыми буквами слов.

Учитель: чтобы каждый из вас как можно лучше справился с заданием, необходимо знать, какие химические преграды вас могут подстерегать на пути.

Давайте повторим:

  • Что называется электролитической диссоциацией? Какие вещества называют электролитами? Неэлектролитами?
  • Какие вещества относятся к сильным электролитам?
  • На доске записаны формулы частиц:
  • Ba2+ , OH- , H+ , СО2- 3 , СО2 , Н2О, Na+, К.
  • Разделите частицы на группы.
  • Что такое ионное уравнение?
  • При каких условиях реакции ионного обмена протекает практически необратимо?
  • Какое определение можно дать кислотам с позиции теории электролитической диссоциации?

Учитель:

Кислота, когда здорова,
Угостить друзей готова.
Тем, что ей дала природа,
Катионом водорода!

Какую окраску приобретает лакмус в растворах кислот?

Как вы думаете, что еще мы должны узнать о кислотах?

(Открывается дверь в кабинет и входит известный персонаж – Волька.)

- Опять читать, учить. Обойдусь, одной кислотой больше, одной меньше… Хоть бы совсем они пропали – в сердцах подумал, зевая, Володя, - но чудес не бывает…

- Почему ты так думаешь, любезный Волька, что чудеса невозможны, - вдруг он услышал проникновенный голос.

- Кто вы? – с удивлением и внутренним страхом спросил Вовка.

- Я – простой волшебник по имени Хоттабыч, слыхал обо мне?

- Да, конечно, есть такая книжка и кинофильм, старый, но это все фантастика, правда, прикольная.

- Я никого колоть не собираюсь, только прихожу на помощь ученикам, которые меня зовут в трудную минуту, - ответил старик.

- А разве я Вас звал?

- Конечно, кто просил уничтожить кислоты, чтобы меньше уроков задавали по химии?

- Да, но я только подумал об этом, и никого не звал, - смущенно ответил Вовка.

- Одной твоей мысли мне было достаточно, чтобы прийти к тебе на помощь, ну что? Пора их уничтожать?

- Постой, Хоттабыч, не торопись, дай подумать.

- Да что тут думать! – нетерпеливо заворчал старик. – Сейчас выдерну волосок из бороды, прочту волшебное заклинание “трах – тиби – дох, тох - тох” и… готово!”

- Подожди, Хоттабыч, давай попробуем представить модель последствий их уничтожения. Надо ввести в компьютерную программу данные об этих кислотах.

- Ты же не хотел учить, а теперь лезешь в книгу, ищешь что – то… И вообще, что такое компьютерная программа? – не на шутку удивился старик.

- Дорогой Хоттабыч, как ты бездарно отстал со своими бородатыми чудесами от современной науки и техники! Вот, посмотри, это компьютер, который позволит нам очень быстро просчитать и спрогнозировать варианты любого события.

- Это просто фантастика! – воскликнул Хоттабыч.

- Итак, вводим данные о кислотах:

(подходят к компьютеру, проговаривают информацию о кислотах, которая сразу же появляется на экране)

  1. При обычных условиях кислоты могут быть твердыми (фосфорная, кремниевая и др.), жидкими (серная). Некоторые кислоты являются растворами газов в воде (хлороводородная, сероводородная).
  2. Угольная и сернистая кислоты существуют только в водных растворах, они легко разлагаются на оксиды и воду.
  3. Кислоты разделяют на группы по различным признакам (сильные, слабые; кислородные, бескислородные; одноосновные, двухосновные, трехосновные; летучие и нелетучие и др.).
  4. При диссоциации образуют катионы водорода, которые и обусловливают ряд общих свойств: кислый вкус, изменение окраски индикаторов, взаимодействие с другими веществами.
  5. Значение кислот велико. Применяются в производстве минеральных удобрений, в металлургии, для очистки нефтепродуктов, в производстве лекарств, красок, моющих средств, пластмасс, солей, взрывчатых веществ, используется при паянии, в качестве электролита для свинцовых аккумуляторов и др.

- Прогноз готов! Хоттабыч мы с тобой чуть не совершили преступление.

- Что – то случилось, мой юный друг?

- Да хорошо, что ничего не случилось? А теперь, представь себе, если бы не было кислот, их солей. Люди бы навеки оставались инвалидами, болели; чахли растения на Земле, их бы уничтожали вредители, вредные грибки.

- Да, Хоттабыч, нельзя оказывается, без знаний. Все в мире взаимосвязано и исчезновение кислот и их соединений приведет к нехорошим последствиям.

- Дорогой Волька, после общения с тобой я могу сказать, что твой характер, несмотря на лень, мне напоминает свойства этих кислот, которые тебе еще придеться выучить. Ты не поддался моим уговором уничтожить эти кислоты, так как они имеют очень большое значение. Молодец!

Учитель: Володя проснулся и решил, что все – таки химия – это наука, значением которой не стоит пренебрегать, а чтобы не снились кошмары, надо готовиться к каждому уроку.

- Какие же другие общие химические свойства, кроме действия на индикаторы, имел ввиду наш персонаж Волька? Это главный вопрос сегодняшнего урока. Мы должны изучить эти свойства, с точки зрения теории электролитической диссоциации, т.е. как объясняет ТЭД химические свойства кислот и почему у кислот есть общие свойства, а так же мы закрепим навыки безопасного обращения с реактивами.

Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Дорогие друзья, вы готовы к выполнению главного задания! Изучать свойства кислот мы будем с помощью эксперимента.

Правила безопасности во время работы.

Работа в группах (командах) с использованием метода “Пресс”.

1 команда – перед вами раствор серной кислоты.

2 команда – перед вами раствор соляной кислоты.

Исследуйте эти растворы с помощью лакмуса.

Презентация результатов работы по командам. Команда выполняет задание. Командиры записывают уравнение диссоциации кислот на доске.

Коллективное обсуждение.

Сравнение результатов исследования.

Почему две кислоты одинаково изменились окраску индикатора?

Как вы думаете, какие должны быть остальные свойства у кислот, если при их диссоциации образуются одинаковые ионы?

Свойства должны быть похожими. Давайте проверим это с помощью следующего опыта.

Работа в командах.

1 команда – в одну пробирку с цинком добавляют раствор серной кислоты, во 2ю – соляной.

2 команда – в одну пробирку с медью добавляют раствор серной кислоты, во 2ю – соляной.

Презентация результатов работы:

Объяснение опытов, запись уравнений реакций.

Коллективное обсуждение:

“Командиры” направляют по 1 ученику к доске.

1 ученик пишет уравнения реакций кислот с цинком в молекулярном и ионном виде.

Почему реакции сопровождались одинаковым признаком?

2 ученик объясняет, почему с медью не происходили реакции.

Обобщение результатов опытов.

Вывод об активности металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Посмотрим, как действуют кислоты на щелочи.

Фронтальная работа.

Учитель: Команды, вы готовы? Проделайте реакцию между гидроксидом натрия и соляной кислотой.

Должна ли происходить реакция? Почему?

Почему же мы не увидели ее признаков?

Предлагаю написать уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Как надо провести реакцию, чтобы увидеть ее признаки?

Проводится та же реакция с использованием фенолфталеина и метилового оранжевого.

Проделайте реакцию с нерастворимым основанием – гидроксидом меди (II).

Возьмите путеводитель – инструкцию.

Следуем строго по карте, иначе можно “утопнуть в болоте”.

Взаимодействие кислот с основанием.

Добавьте раствор серной кислоты к гидроксиду меди (II). Перемешайте. Что наблюдаете?

Сделайте вывод.

Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Учитель: Дорогие друзья, надеюсь, что никто не увяз в болоте. Опыт взаимодействия оксида меди (II) с серной кислотой демонстрируется на видео.

Взаимодействие кислот с основными оксидами.

Задания.

Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Уровень 1. СuО + Н2 SO4 → … + Н2О

Вывод: кислоты взаимодействуют с ___________ при этом получаются ________ и _________

Уровень 2. оксид меди (II) + серная кислота →

Вывод: ______________

Учитель: Работаем с путеводителем – инструкцией.

Взаимодействие кислот с солями.

Уровень 1. Налейте в пробирку 1 мл раствора серной кислоты. Добавьте несколько капель раствора хлорида бария. Что наблюдаете? (Воспользуйтесь таблицей растворимости).

Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах.

BaCl2+ H2 SO4 → _____+_______

Вывод: кислоты взаимодействуют с солями при условии, что образуется ________или выделяется _________ .
Уровень 2. Проведите реакцию между раствором серной кислоты и раствором хлорида бария, каков признак реакции? Запишите уравнение реакции между исходными веществами в молекулярном и ионном видах, ______________________________________________________________ .

Вывод: ___________________________________________________ .

Обобщение и систематизация знаний.

Каковы общие свойства кислот?

Как объяснить тот факт, что кислоты имеют общие свойства?

Под действием каких ионов происходят все рассмотренные реакции?

Закрепление.

Игра “Белая ворона”.

На доске написаны формулы веществ и слова:

Фенолфталеин, лакмус, Ag, Zn, CuO, SO2, KOH, NaCl, Na2SiO3. Укажите ненужные формулы, т.е. которые обозначают вещества, с которыми не взаимодействует раствор серной кислоты.

- Расположите оставшиеся формулы в логической последовательности (лакмус, Zn, CuO, KOH, Na2SiO3).

Учитель: А теперь, “командиры”, подойдите ко мне и возьмите задания, в которых, как я уже говорила в начале урока, зашифрован цифровой код.

“Код” – это сумма коэффициентов в полных и сокращенных уравнениях реакций ионного обмена до и после реакции.

Ребята пишут (по командам) уравнения ионного обмена (между Na2CO3 и HCl; между Fe(OH)2 и HCl). Считают коэффициенты. Учитель проверяет правильность найденных “кодов”.

Рефлексивно – оценочный этап.

Подв>едение итог>ов урока.

>Домашнее задание.

>Слова Д.И. Менделеева: “Сами трудясь, вы сделаете многое для себя и для близких, а если в труде успеха не будет, будет неудача, не беда – попробуйте еще.”.

Литература и другие источники информации.

  1. О.С. Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. 8 класс. Дрофа. Москва – 2008.
  2. В.Н. Головнер. Химия. Интересные уроки. Москва. “Издательство НУЭНАС” 2005.
  3. Н.М. Емякова. Внеклассная работа по химии. Дрофа. Москва – 2004.
  4. Е.В. Тяглова. Исследовательская деятельность учащихся по химии. Методическое пособие. Москва. “Глобус”, 2007.
  5. А.Д. Шукайло. Тематические игры по химии. Методическое пособие для учителя. Москва. Тц. Сфера, 2003.
  6. Авторы-составители. С.В. Дендебер, О.В. Ключникова. Современные технологии в процессе преподавания химии. Методическая библиотека. Москва. 5 за знаниями. 2007
  7. Научно-методический журнал. Химия в школе.
  8. Интернет-ресурсы.