Обобщающий урок обществознания в 6-м классе по теме "Родина"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


Цель: обобщить полученные учащимися знания по итогам изучения главы 5 "Родина" через игровую деятельность учащихся.

Задачи:

  • Продолжить формирование умения работы учащихся в группе.
  • Повторить основные понятия к теме "Родина".

Оборудование: интерактивная доска, электронная презентация, созданная по итогам опережающего задания, волчок, черный ящик и другие атрибуты игры "Что? Где? Когда?".

Литература:

  1. Обществоведение 5 класс: поурочные разработки по учебнику Л.Н.Боголюбова и др./авт.-сост. С.Н. Степанько. - Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Обществоведение: учеб. для 6 кл. / [Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Горецкая и др.]; под ред. кол. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. - М.: Просвещение, 2008.
  3. Конституция Российской Федерации.

Участники: обучающиеся 6 класса.

Предварительная подготовка:

Вопросы для игры готовят сами обучающиеся и учитель.

Организационный момент: заранее расставляются столы для трех команд (отдельно стол для волчка).

Ход урока

На интерактивной доске - слайд с изображением игрового стола, разделенного на сектора (слайд 2).

При помощи волчка определяется номер вопроса. Вопросы на презентации запускаются с помощью гиперссылок на слайде 2. Слайды содержат информацию об авторе (если вопрос придуман учителем, то можно авторство вопроса приписать какой-либо исторической личности), вопрос, кнопку возврата к исходному слайду.

Так как участвует не одна команда, а сразу три, то задания предполагают вопросы либо для каждой команды, либо вопрос один, а команды дают ответы по очереди, после чего объявляется правильный ответ. За верный ответ команде засчитывается один балл. Соревнование ведется между командами. Выигрывает команда, набравшая наибольшее число баллов.

Вопросы к игре (Слайды 3-14):

Вопрос 1. Блиц.

Вопросы для команды № 1:

1. Кого называют гражданином? (Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определенные права и обязанности)

2. Что такое флаг? (Символ государства, представляющий собой полотнище с изображением государственных цветов, гербов, орнаментов)

3.Что такое субъект? (Равный член, полноправный участник, часть федерации)

Вопросы для команды № 2:

1. Что такое герб? (Изображаемая на геральдическом щите официальная эмблема государства, которая отражает историю страны, ее географическое положение, особенности хозяйства, традиции. Обычно помещается на зданиях важнейших государственных учреждений, флагах, монетах)

2. Кого называют обывателем? (Обычный человек, живущий собственными мелкими интересами)

3. Что такое федерация? (Союзное государство, состоящее из объединившихся государств, имеющих определенную самостоятельность)

Вопросы для команды № 3:

1. Что такое гимн? (Торжественная песнь, хвала и прославление в стихах и в музыке)

2. Кто такой патриот? (Человек, любящий своё отечество преданный своему народу, готовый на жертвы и подвиги на благо своей Родины)

3.Что такое национальность? (Принадлежность человека к определенной нации, имеющей общий язык, культуру, территорию)

Вопрос 2.

В 1993 году 12 декабря состоялось голосование по вопросу о принятии Конституции Российской Федерации, в котором приняли участие все граждане РФ, имеющие на это право. Как называется такое голосование?

(Референдум)

Вопрос 3.

"Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле:" Как называется документ, который начинается этими словами?

(Конституция Российской Федерации)

Вопрос 4.

Этот человек имел датско-немецкое происхождение, жил в России, получил хорошее образование, в том числе, медицинское, служил на флоте, писал стихи, прозу под псевдонимом "Казак Луганский", находился у изголовья умирающего Пушкина. Славу приобрел благодаря созданию одной работы. Что это за работа и кто ее автор?

(В.И.Даль "Толковый словарь русского языка")

Вопрос 5.

Во сколько лет гражданин Российской Федерации может осуществлять свои права и обязанности?

(18 лет)

Вопрос 6. Черный ящик.

При Иване III в конце XV века был изменен царский церемониал: на торжественных приемах государь стал появляться со скипетром и державой. Он впервые венчал на великое княжение внука Дмитрия, возложив на него бармы и этот предмет, что должно было укрепить авторитет государственной власти. Что возложил на внука Дмитрия Иван III?

(Шапка Мономаха)

Вопрос 7.

Есть мнение, что её название произошло по цвету материала, из которого построены её стены. Другие считают, что её название переводится как красивый, прекрасный, что, несомненно, соответствует действительности. О чём идет речь и где это место находится?

(Красная Площадь, Москва)

Вопрос 8.

Кому посвящается этот знаменитый памятник и кто его создатель?

(На слайде памятник К. Минину и Д. Пожарскому, автор И.П. Мартос)

Вопрос 9. Черный ящик.

На лицевой стороне этого предмета изображается герб Российской Федерации. Что в черном ящике?

(Монета)

Вопрос 10.

Этот символ военно-морского флота появился в России ещё при Петре I. О каком символе идет речь?

(Андреевский флаг)

Вопрос 11. Музыкальный (звучит Гимн России)

Какое музыкальное произведение прозвучало и кто его автор?

(Гимн Российской Федерации, слова С.В.Михалкова, музыка А.В.Александрова)

Вопрос 12. Блиц.

Чей портрет на слайде? На слайде портреты известных деятелей культуры России:

  • 1 команда: А.С. Пушкин - поэт, В. Гергиев - дирижер, И.Е. Репин - художник
  • 2 команда: А.П. Чехов - писатель, П.И. Чайковский - композитор, М. Эсамбаев - артист балета
  • 3 команда: Р. Гамзатов - поэт, С.Губайдулина - композитор, И.И.Левитан - художник

Музыкальная пауза (Слайд 9)

("С чего начинается родина" в исполнении Марка Бернеса)

Подведение итогов: Оценка выставляется в соответствии с набранными баллами всем членам команды. (Слайд 16)