Занятие с элементами тренинга "Подросток – шторм и буря"

Разделы: Школьная психологическая служба


“Пока в человеке живет подросток, он развивается,
и находиться в постоянном поиске”.

Цель: cформировать представление подростков об особенностях подросткового возраста и сплочение коллектива детей.

Задачи.

  1. Сформировать представление детей о себе, как о подростках.
  2. Определение значимости каждого человека в жизни класса.
  3. Закрепление полученного материала, через психологические упражнения.
  4. Диагностика по средствам метода незаконченных предложений.
  5. Формирование творческого воображения детей, через арт-терапию.

Оборудование: 1 ватман, листы формата А4 по количеству участников, 2 пачки маркеров, фломастеров для работы с фигурками, гипсовые или картонные фигурки свинок, мяч, ручки, клубок шерстенных ниток. Для занятия необходимо создать круг из стульев, на которые размещаются участники.

Правила тренинга.

Для успешного проведения тренинга необходимо огласить правила тренинга.

Упражнение “Знакомство” (5 минут)

Цель: Познакомиться с участниками занятия-тренинга

Инструкция: С помощью клубка ниток, каждый участник занятия-тренинга передает, по очереди клубочек, называя свое имя. Ведущий начинает с себя и продолжает по часовой стрелке.

Сегодня подростки нравственно дезориентированы. Представьте, что вы попали в незнакомый огромный лес. Вы не знаете названий растений и деревьев. Не знает съедобные или не съедобные ягоды в этом лесу. Что вы будите делать? Вы можете попытаться выйти упорно стремясь найти дорогу. Но для поддержания жизни Вам необходимо есть и пить. Съев ядовитые ягоды, Вы умрете от отравления. Не принимать пищи Вы умрете от голода. Сев на пенек и ожидать смерти, Вы умрете еще быстрей…. Конечно эта метафора явное упрощение. Но не зная нравственных основ жизни (хорошо - плохо, правильно - не правильно, добро - зло) часто приводит подростков к “ядовитым ягодам” (алкоголь, наркотики, курение, беспорядочные половые связи) все это особое экспериментирование над собой и своей жизнью. Либо приводит к “пеньку”, как социальной и личностной апатии. Для того, чтобы Ваша жизнь не казалась бесконечным блужданием по темному лесу, мы сегодня попытаемся раскрыть все “особенности” подросткового возраста. Сформировать некоторые представления об этих особенностях. Занятие поможет вам понять, что каждый человек в вашем классе, школе, в мире. Является уникальным и неповторимым. Это необходимо понимать, принимать и ценить.

Что происходит с детьми в подростковом возрасте? Борьба за независимость, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении.

При этом важно иметь в виду, что кризис подросткового возраста проходит три фазы:

1) Негативную - фазу ломки старых привычек, стереотипов, распада сформировавшихся ранее структур.

2) Кульминационная точка кризиса, это, как правило, 13 лет, хотя возможны значительные индивидуальные вариации.

3) Посткритическую, то есть фазу формирования новых структур, построения новых отношений.

Возрастной кризис может проходить в двух основных формах. В первом случае это – “Я уже не ребёнок”, во втором – “Я ребёнок и хочу оставаться им”. С точки зрения наиболее благоприятным оказывается первый вариант. Замечено по результатам исследования Л.Анн, что наиболее значимым периодом для развития полноценного общения является возраст от 12-14 лет в сфере общения со сверстниками такого же возраста.

Письмо на тему “Я подросток” (15 минут)

Инструкция: Необходимо описать то, что ты думаешь или знаешь о подростках вообще и чувствуешь ли ты себя подростком.

Кто такой подросток? Обсуждение полученных ответов детей, с целью актуализации имеющихся знаний.

У каждого из нас накоплен свой опыт общения с людьми, сформированы определенные взгляды, убеждения. Этот опыт дает некоторую уверенность в себе и в том, что вы знаете себя. Иногда каждый из нас может предположить что ожидать от собеседника. Такое ожидание называется установка. Установка – это ярлык который мы вешаем на собеседника и на самого себя. Она может быть положительной и отрицательной. Эрик Берн в работе “Трансактный анализ” описал процесс социализации личности, включающий в себя формирование 4 видов психологических установок, с которыми я вас сейчас познакомлю (Приложение 1). За каждой установкой стоит большое количество убеждений, которые складываются в течении жизни человека. Установки – это иллюзии, которые искажают восприятие окружающего мира (Например, одноклассник скромный – значит лох и др…).

Необходимо понимать, что мир который нас окружает – это всего лишь отражение человеческих убеждений и взглядов. Для некоторых людей жизнь может превратиться либо в рай, либо в ад. В зависимости от того, какие убеждения сформированы у человека. Поэтому необходимо формировать у себя только положительные установки, которые будут способствовать вашему развитию, как личностей уникальных.

Упражнение “Наш класс” (15 минут)

Инструкция: Каждый по очереди выходит к доске, и на нарисованных заранее на ватмане кругах отмечает себя, или подписывает. Количество кругов должно соответствовать количеству участников занятия-тренинга. Данное упражнение поможет выявить детей неуверенных, с низкой самооценкой, на которых необходимо обратить особое внимание.

Затем ведущий работает в технике “горячий мяч” и задает вопросы любому из участников.

Например:

Если твой класс – это река, то какая?

Если твой класс – это друг, то на кого он похож

Если твой класс – это песенка, то про что?

Если твой класс – это сладость, то какая?

Если твой класс – это подросток, то какой?

Если твой класс – это одеяло, то какое?

Упражнение "Метод незаконченных предложений" (10 минут)

Способствует высвобождению негативных чувств и настраивает на позитивное восприятие окружающих людей.

Инструкция: Каждый из вас сейчас вытянет любую бумажку, где написано утверждение, которое необходимо закончить. Необходимо дать время подумать, и по кругу начать свои высказывания (это может быть диагностическим материалом для психолога, а так же каждый может узнать что то новое о своих одноклассниках).

Я не люблю когда веду себя ….. Меня больше не уговорят….
Когда совершаю плохой поступок, потом я себя…. Я обещаю, что больше не ….
Когда я выругаюсь, то чувствую…. Мои плохие поступки….
Окружающие меня люди это … Мне трудно ….
В себе я не уважаю…. Когда меня ругают взрослые, мне хочется…
Я больше не хочу….. Вредить своему здоровью – это…
Мне охота признаться в …. Если я влюбляюсь, то ….
Самое дорогое в моей жизни – это… Когда я расстроен(а), то чувствую, что ….

Это упражнение дает возможность подросткам высказать то, что актуально для него. В рамках данной темы можно задавать вопросы. Хвалить за смелые высказывания. Данное упражнение может сплотить класс, научить доверять людям и др. (фразы можно подбирать самостоятельно по тем проблемам, которые волнуют данный класс).

В каждом из нас существует некий свин, который постоянно портит нам жизнь. Каждый его хорошо знает, но говорить о нем не желает. Например: Это не я не помыла посуду – это свин, Это не я грублю взрослым и тд… При взаимодействии с окружающими взрослыми и сверстниками некий свин, иногда старается нам помешать. Давайте попробуем его перевоспитать. А сделаем мы это выполнив упражнение.

Упражнение “Раскрась своего свина” (15 минут)

Оборудование: детям раздаются специально заготовленные из гипса фигурки свинок, которые необходимо разукрасить только в позитивные тона. Можно использовать фигурки нарисованные на картоне. (Приложение 2)

Инструкция: Сейчас я Вам раздам свинок, но эти свинки, только хорошее, что у Вас есть. Каждый человек изначально добр. Поэтому раскрасьте их, так как Вам захочется. И пускай эта Свинка будет вашим амулетом, который будет хранить вас от “ядовитых ягод” и “пеньков”.

Рефлексия. Упражнение “Клубок” (10 минут)

Инструкция: Сейчас каждый из нас с помощью клубка ниток пожелает всем участникам нашего тренинга чего либо, или выскажет свои мысли о данном занятии. В общем все, то, что вы захотите выразить в круг. Но при этом необходимо передать клубок тому, кому бы Вы хотели, а второй кончик нитки держать в своих руках.(Психолог начинает с себя, показывая, как это необходимо сделать). В итоге у детей получается нечто напоминающее паутину. Психолог обращает на это внимание и говорит: “Посмотрите. какая красивая у нас получилась картина. Видите, все мы разные, но связаны невидимыми ниточками, которые помогают нам в жизни. Пусть эти ниточки никогда не обрываются между вами!”