Устный журнал "Огонь – друг или враг?!"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • познакомить учащихся с историей появления огня в жизни людей;
  • совершенствовать знания ребят о роли огня в жизни людей;
  • воспитывать аккуратность при обращении с огнём; здоровый образ жизни.

Оборудование: компьютер, слайды, плакаты с пословицами об огне, выставка рисунков по  пожарной тематике, выставка книг.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель:  Сегодня мы поговорим ещё раз о том, без чего мы не можем обойтись в жизни. Отгадайте загадку.

«Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может –  два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь. (Огонь)

Учитель: Правильно, это – «огонь». Слово «огонь» известно человеку с давних времён.
А кто скажет, огонь – это друг или враг? ДА, огонь – давний друг человека. Но об огне, как о друге мы нередко забываем. А ведь с его помощью совершается много полезных дел.  Он, верно, служит в повседневном быту и на производстве.
Об этом мы и поговорим на нашем устном журнале.
Девизом нашего мероприятия пусть будут слова 

«Знают все: человек без огня
Не живёт ни единого дня»

– А отправимся мы  путешествовать на удивительном транспорте. (Слайд 3 – пожарная машина.)

I страница «Литературная»

Ученик 1:

Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надёжно дружит с нами.
Гонит холод. Гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает будто флаг.

Ученик 2:

Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин.
Режет сталь и хлеб печёт.

Ученик 3:

Знают все: человек без огня,
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло!
При огне и зимою светло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь – повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.

Ученик 4:  

Он всегда бывает разным.
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре.
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.

II.страница «Историческая»

1) Появление  огня.

Ученик 4:

Он всегда бывает разным,
То косматой рыжей гривой

II. страница «Историческая»

Ученики показывают сценку «Появление огня в жизни человека»

Пещера. В кругу сидят члены племени. Звучит фонограмма сильного дождя.
Женщина: Сегодня ветер, особенно зол. Он воет и стонет, и выворачивает с корнем огромные деревья.
Мужчина: в небе творится что-то странное. Всё грохочет и гремит, и всё время вспыхивает дрожащее сияние. Я слышал, как в лесу за рекой раздался сильный удар. Оттуда повалил едкий туман, и новый непонятный свет разлился вокруг. Он и сейчас всё ширится.
Вождь: Однажды я уже видел такой отсвет. Это значит, что красный зверь напал на деревья и теперь борется с ними. Он  упал с неба и победит в борьбе. Но не надо бояться. Нас  защитит река.  Красный зверь  не сможет её перепрыгнуть. Иначе он убил бы нас , как убил деревья.
Мальчик: Кажется. Ветер успокоился. Там, где бушевала буря, стало тихо.
Женщина: Всем хочется есть. Ведь из-за грозы мужчины давно не охотились.
Вождь: Пойдём туда, где лежат мёртвые деревья. Попробуем добыть себе пропитание. Будьте осторожны, зверь не ушёл. Он просто устал. Кое-где он и сейчас шевелится.
(Люди двигаются по сцене).
Мальчик: (нагибается над опалённой птицей) Птица? Должно быть, она не улетела  и упала вместе с деревом, на котором сидела. Перья исчезли, тушка почернела, она стала такая не красивая.
2 мальчик:  Зато здорово пахнет! Отдай! (Отнимает у мальчика птицу и вонзает в неё зубы). Какое вкусное и мягкое мясо. Ищите и вы.
Все двигаются по сцене в поиске... Все вернулись в пещеру с добычей.
Женщина: Как хорошо иметь маленького красного зверя у себя в пещере. Я попыталась принести его на ветке, но  он умер по дороге. Должно быть, его нужно всё время кормить  сухой травой или хворостом.
Мальчик: Хорошо, мама, я попробую.  Уходит. Все ложатся отдыхать.
Девочка: Как сыро и холодно в нашей пещере. Я не могу уснуть. Так хочется согреться.
Женщина: Потерпи, доченька, ты скоро привыкнешь к холоду.
Девочка: К нему нельзя привыкнуть. Он пробирает меня до костей.
(Вбегает мальчик с горящей веткой)
Мальчик: Люди! Я донёс красного зверя. Всю дорогу я кормил его сухими ветками, и он выжил. Но самое главное, что я спас ему жизнь, а он мне.
Женщина: Что случилось, сынок?
Мальчик: Я уже почти дошёл, когда навстречу  мне из кутов выскочил  огромный тигр. Злобно рыча, он приготовился к прыжку. От страха я сильно закричал  и стал размахивать веткой, на которой сидел красный зверь. Мама, тигр испугался и ушёл.
Вождь: Теперь я знаю, как защитить нашу пещеру от  диких зверей. Мы поселим красного друга у входа в пещеру, будем кормить его и днём и ночью, а он будет давать нам свет и тепло, отпугивать врагов. Мы назовём его Огонь. Но горе тому нерадивому, кто не уследит за огнём и погасит его. Виновник несчастья будет казнён.
Мальчик: О.Вождь! Ты мудр. Позволь мне сказать дерзкое слово.
Вождь:  Говори, сегодня ты – победитель.
Мальчик: Там, на дороге. Я встретил двух мальчиков  из племени, с которыми мы недавно воевали. Они очень голодны и сильно  замёрзли. Разреши мне открыть  им тайну Огня.
Мужчина: Глупый мальчишка! Мы ещё вчера были врагами, от их рук погибли наши лучшие люди, а ты их пожалел.
Вождь: Твои речи лишены дальновидности. В жестокие и трудные времена,  которые выпали на нашу долю, нужно помогать друг другу, и любую беду будет перенести легче. Поделись огнём, мальчик, и наша враги станут друзьями.

Учитель:  С тех пор огонь наш главный помощник в жизни.

Слово  «Огонь» в нашей речи.

Учитель:  Ребята, а кто может объяснить значения  выражений:  «Между двух огней», «не светит и не греет», « с огоньком».  (Слайд 6)
«В Старину огонь был судьёй в сложных и запутанных делах. Подозреваемый должен был пройти между двумя близко расположенными кострами. Если его одежда не загоралась, он  считался невиновным. С тех давних пор о человеке, которому с двух сторон угрожает опасность, говорят, что он находится между двух огней».
«Огонь стал для нас символом  всего доброго и прекрасного. Про никчёмного , мелкого человека, думающего  только о себе, говорят, что он не горит и не греет».
«Про добросовестного, хорошего работника говорят, что трудится с огоньком».

III страница «Огонь – враг ?!»

Учитель: При неосторожном обращении  огонь нередко из верного друга  превращается в беспощадного врага, который  в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает всё на своём пути, и остановить его бывает трудно.

Ученик 1:

Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищник делает бросок.

Ученик 2:

Ленту гладила Анюта
И увидела подругу,
Отвлеклась на три минуты
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит  – три минутки!
Ленты нет кругом угар,
Чуть не сделался пожар.

Ученик 3:

Смастерил Сергей пугач,
Пострелял немного
А теперь Серёжу врач
Лечит от ожогов.
От такого пугача
Путь обычный до врача.

Ученик 4:

Этот дядя не жалеет,
Что в лесу окурок тлеет…
На такого дядю глядя,
Мы, ребята, скажем речь:
– Как же вам не стыдно, дядя?
Лес нам надо уберечь!

Ученик 5:

Да огонь бывает разный –
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.

Учитель: Чтобы не  случилось беды, чтобы на нашей земле было как можно меньше пожаров, необходимо соблюдать  правила пожарной безопасности:

  • Никогда и нигде не играть со спичками и зажигалками.
  • Самостоятельно не зажигайте газовую плиту, а в сельском доме не пытайтесь растапливать печь.
  • Не оставляйте без присмотра включенный утюг или чайник.
  • В лесу не разжигайте костёр без взрослых.
  • Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть. (Слайд 7)

Ученик 1:

Ребята помните о том,
Что нельзя шутить с огнём.
Кто с огнём не осторожен,
У того пожар возможен.

Ученик 2:

Не играй, дружок со спичкой,
Помни, ты, она мала.
Но от спички – невелички
Может дом сгореть дотла.

Ученик 3:

Возле дома и сарая
Разжигать огонь, не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.

Ученик 4:

Включен утюг, хозяев нет.
На простыне дымится след.
Ребята! Меры принимайте,
Утюг горячий выключайте.

Ученик 5: 

В избежание  всяких бед,
Огню на ёлку хода нет!

Ученик 1:

Не суши бельё над газом –
Всё сгорит единым разом!

Ученик 2:

Если имущество хочешь сберечь,
Не уходи, когда топится печь.

Ученик 3:

Запомните, дети, правила эти,
Ты о пожаре услыхал –
Скорей об этом дай сигнал.

– Но бывает, что мы не соблюдаем меры безопасности, и тогда обращаемся  за помощью…
– К кому?

Ученик:

При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин:
При пожаре, при пожаре
Набирают «ноль – один».
И вот машины красные
Спешат в места опасные,
Прохожие сторонятся –
Пожарные торопятся.

IV страница «Пожарные – наши друзья»

Учитель:  На борьбу с пожарами отправляются пожарные. Бросаясь в огонь, дым для спасения людей, имущества, они часто забывают о собственной жизни. Сейчас в распоряжении и пожарных  находится современная техника. Так как пожары возникают в разных местах, на разных объектах, совершенно не похожих друг на друга, то и пожарная техника очень разнообразная.  (Слайд 8)
– А сейчас перед нами выступит наш гость, папа нашей ученицы, капитан  – пожарник  одной из Балаковских ПЧ  Козлов А.В.

Выступление гостя.  Оценка рисунков учащихся им.  Добрые советы от МЧС.  (Слайд 9)

(Слайд 10 – цифры о пожарах)

V страница «Занимательная»

1) Отгадывание загадок:

1. «Шипит и злится                            2. Это тёмный – тёмный дом,
Воды боится.                                       Сто сестричек жмутся в нём.
С языком, а не лается,                        И любая из сестёр
Без зубов, а кусается. (Огонь)            Может вспыхнуть , как костёр. (Спички)

3. Рыжий зверь в печи сидит,           4.    На улице столбом,
Рыжий зверь на всех сердит.            В избе скатертью.  (Дым)
Он от злости ест дрова                      5. Схоронилось солнышко
Целый час, а может – два.                 В маковое зёрнышко.
Ты его рукой не тронь,                      Пробежит по земле
Искусает всю ладонь. (Огонь)           Вспыхнет весело во мгле. (Искра)

6. Без рук, без ног, а на гору ползёт. (Огонь) 

7. Красный кочеток по жёрдочке бежит»

2) – А теперь  дополните недостающие слова у стихотворных строк.

«Выпал на пол уголёк,                           «Если младшие сестрички
Деревянный пол зажёг.                            Зажигают дома спички,
Не смотри, не жди, не стой,                    Что, ты, должен предпринять?
А залей его … » (водой)                             Сразу спички те…» (отнять)

«Если, где хранится мусор
Или просто разный хлам.
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
И быстро всё…» (убрали)

3) Игра

Тот к кому попадает шар, должен быстро сказать последнее слово

Раз, два, три, четыре –                             Дыма столб поднялся вдруг
У кого пожар …? (квартире)                  Кто не выключил …? (утюг)
Красный отблеск побежал,                     Стол и шкаф сгорели разом,
Кто со спичками …? (играл)                   Кто сушил бельё над …? (газом)
Столб огня чердак объял                         Побежал пожар во двор
Кто там спички …? (зажигал)               Это кто там жёг …? (костёр)
Пламя прыгнуло в листву                        Помни каждый гражданин
Кто у дома жёг … ? (листву)                   Этот номер … (01)
Дым увидел –  не зевай
И пожарных… (вызывай).

Учитель: На этом наш устный журнал подходит к концу.

– Ребята, что же мы должны запомнить, уходя с нашего мероприятия? (Высказывания детей).

– Правильно! Соблюдение правил пожарной безопасности поможет сберечь здоровье и жизнь людей, материальное имущество.  (Слайд 11)