Формирование семейных ценностей лицеистов через творческий проект "Моя семья"

Разделы: Внеклассная работа


Я являюсь преподавателем общественных дисциплин в ПЛ-59 г. Новошахтинска. Главной целью своей педагогической деятельности считаю формирование гражданской компетентности, а основным методом достижения цели – проектную деятельность.

Гражданская компетентность тесно связана с формированием ценностных ориентиров, определяющих гражданское самосознание. Самыми важными ценностями, на мой взгляд, являются: Человек, Семья, Отечество. Они взаимосвязаны между собой. Патриотизм, служение Отечеству начинается с любви к малой родине, своей семье. Именно в семье начинает формироваться мировосприятие каждого человека.

Формированию семейных ценностей лицеистов способствовал творческий проект “Моя семья”, реализованный в ПЛ-59 в 2011 году. Проектная деятельность – это активный поиск, исследование; она носит творческий, проблемный характер, позволяет учащимся проявить себя, свои аналитические творческие способности.

В творческом проекте “Моя семья” участвовали лицеисты всех курсов, его мероприятия нашли отражение как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Цели проекта:

  1. Развитие патриотического самосознания учащихся через понимание истории семьи;
  2. Формирование духовного единства семьи;
  3. Интернациональное воспитание лицеистов;
  4. Расширение знаний лицеистов о своей семье;
  5. Формирование гражданского видения проблем современной семьи.

Содержание проекта

В творческий проект “Моя семья” включены следующие мероприятия:

  • Конкурс на лучшую творческую работу “Древо семьи”;
  • Выпуск интерактивной газеты “Герои России”;
  • Исследовательская поисковая работа “Моя семья в годы Великой Отечественной войны”;
  • Защита творческих экзаменационных проектов (обществознание) по проблемам современной семьи.

Для проведения конкурса “Древо семьи” было разработано положение (см. приложение). Учащиеся должны были составить генеалогическую таблицу своей семьи и написать исследовательскую работу “Страницы моей семьи”, отразив в ней участие родных в истории нашего города, страны. В этой работе лицеистам помогали их родители, бабушки, дедушки. Условия конкурса обсуждались на классных часах и были одобрены на родительских собраниях. Составление родословных, изучение истории семьи способствовало духовному единению семей учащихся. У лицеистов формировалось чувство гордости за свою семью, ответственность за свою фамилию.

Эпиграфом к этой творческой работе могут быть слова Семена Терентьева, дедушки Терентьевой Катерины, победительницы конкурса: “Любое дерево, как известно, свое своеобразие и силу берет от своих корней. Так же устроен и человек. Помня и зная свой род, ему легче противостоять жизненным штормам и бурям”.

Итоги конкурса были подведены в рамках традиционной недели общественных предметов “Я гражданин России”. I место заняла Терентьева Карина, II место – Зуева Юлия, III место – Наливайко Екатерина.

В рамках вышеназванной предметной недели была выпущена интерактивная газета “Герои России”. В ходе социологического опроса, проведенного в лицее, были названы имена героев России, деятельность которых лицеисты оценивают особенно высоко. Об одном из них каждая группа должна была написать статью в лицейскую стенную газету. Среди героев России были названы матери-героини.

Лаврова Анастасия, учащаяся группы № 85, написала статью о своей маме, которая родила и воспитала 10 детей. С большой теплотой, любовью и гордостью написала девушка о своей многодетной матери. Ее статья была признана лучшей.

Ко Дню Победы каждая группа лицея получила поисковое задание “Моя семья в годы Великой Отечественной войны”. Учащиеся с помощью родственников узнавали об участниках войны, в семейных архивах находили фотографии, награды, реликвии. Затем были подготовлены сообщения, написаны мини сочинения. На основе этих творческих работ было проведено внеклассное мероприятие “Детство, опаленное войной”, на него были приглашены дедушки и бабушки учащихся группы № 20, где я являюсь классным руководителем. Таким образом, через познание истории своей семьи происходит познание истории своего города и страны.

Проблемы современной семьи были раскрыты в творческих проектах, подготовленных учащимися III курса к итоговой аттестации по обществознанию. Сдача экзамена по обществознанию в форме защиты творческих проектов под общим названием “Я гражданин России” стала в лицее традиционной. Реализация проектов “Я гражданин России” выводит учащихся на решение насущных проблем разными “этажами” власти, они реально знакомятся с механизмом принятия административных решений, спецификой взаимодействия со средствами массовой информации, экспертами, что оказывает влияние на рост уровня гражданской зрелости и ответственности.

Структура работы над проектом включает следующие этапы:

  1. Подготовка учащихся к работе над проблемой;
  2. Выбор проблемы;
  3. Сбор информации (исследование проблемы): социологические опросы, анализ материалов СМИ, встречи с компетентными специалистами;
  4. Разработка собственного варианта решения проблемы;
  5. Защита проекта на экзамене.

Темы творческих проектов к итоговой аттестации по обществознанию в 2011 году были следующими: “Проблемы молодых семей г. Новошахтинска”, “Демографическая проблема и пути ее решения”, “Беспризорность и детская преступность в г. Новошахтинске”.

Защита проектов показала, что учащиеся разбираются в проблемах современной семьи, видят причины и пути их решения, являются приверженцами и активными проводниками семейных ценностей.

В нашем лицее обучаются учащиеся разных национальностей. Учащиеся группы № 20 изучили и представили на экзамен по обществознанию в групповом творческом проекте “Диалог национальных культур” особенности русской, украинской, татарской, армянской культур, в том числе семейные национальные традиции, кухню, одежду, фольклор. В подготовке творческого проекта учащимся помогали их родные. Защита проекта была направлена на формирование толерантности, интернационализма, духовности.

Таким образом, продуктами творческого проекта “Моя семья” стали творческие работы “Древо семьи”, “Страницы истории моей семьи”, “Моя семья в годы Великой Отечественной войны”, экзаменационные проекты “Проблемы современной семьи”. Но самый главный результат – убеждение, что семья является базовой ценностью общества.

Презентация