Урок русского языка в 3-м классе по теме "Знакомство с жанром письма. Как путешествует письмо"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить с понятиями “отправитель”, “адресат”;
  • учить обучающихся писать письма, учить правильно записывать адрес на конверте;
  • *развивать речь, мышление, воображение, умение слушать;
  • *воспитывать уважение к людям, работающим на почте, усидчивость.

Оборудование:

  • учебник Т. Г. Рамзаевой “Русский язык” 3 класс;
  • тетрадные листки, конверты;
  • таблички со словами “отправитель”, “адресат”;
  • картинки с изображением почтового голубя.

Ход урока

1. Оргмомент.

– Здравствуйте! Стали, ребятки ровненько. Садитесь.

Посмотрите на доску. Кто прилетел к нам на урок?

– Что в клюве у голубя?

…Без крыльев, а летят,
Без языка, а говорят. (Это ПИСЬМА)

– Как такого голубя можно назвать?

(Почтовый голубь)

2. Постановка целей и задач урока.

- На нашем уроке речь пойдёт о почтовых голубях, об истории почты.

Сегодня на уроке мы узнаем много интересного о том, когда и как появилось письмо, кто такие “отправитель” и “адресат”, будем учиться правильно писать письмо и подписывать конверт.

3. Изучение нового (игровая ситуация).

А) доставка почтальоном письма

(Раздаётся стук в дверь. Входит почтальон)

– Это 3 класс “А”? А вы – учительница Докучаева Лилия Ивановна?
– Я почтальон, работаю на почте и в ваш класс принёс очень важное письмо – заказное. Прошу вас, Лилия Ивановна, расписаться в его получении. Письмо я передаю вам лично в руки.
– Спасибо вам за доставку письма. Мы с ребятами как раз хотели на уроке поговорить на эту тему.
– Ребята! Вы, конечно, знакомы с профессией почтальона, знаете, что почта доставляет корреспонденцию по всему миру?
– Получали ли вы когда-нибудь письма, посылки, бандероли? Расскажите об этом.
– Приятно ли получать письмо?
– Скажите, пожалуйста, знаете ли вы, как называют человека, кому адресовано письмо? (Это АДРЕСАТ)

(На доску прикрепляется табличка с этим словом)

– А приятно ли его отправлять?
– Как называют человека, который отправляет, пишет письмо? (Это ОТПРАВИТЕЛЬ)

(На доску прикрепляется табличка с этим словом)

Б) чтение стихотворения и его обсуждение

– …Другу я пишу письмо,
Очень толстое оно.
В нём про школу и про лето,
В нём – горячие приветы.
Я с письмом бегу на почту.
Я прошу: “Отправьте срочно!”
Очень важное письмо!
Друг его мой ждёт давно!.. (Н. Школьникова)

(Обсуждение стихотворения)

– Кому вы бы написали письмо?
– О чём можно написать в письме?
– Что бы было на земле, если бы не было почты?

В) сообщения обучающихся о истории возникновения почты

– Когда-то, ребята, почты действительно не было. Прежде чем современная почта появилась на службе людей, она претерпела большие изменения. Об истории её возникновения мы и поговорим.

На картинках слайда зашифрована история развития почты с древнейших времён до наших дней:

  • дым костра;
  • сигнальный огонь;
  • узелковая письменность;
  • бутылка, залитая сургучом;
  • голуби;
  • повозка с возницей;
  • почтовая карета;
  • почтовый вагон;
  • самолёт.

Некоторым ребятам на дом я давала задания подготовить небольшие сообщения. Давайте послушаем ребят.

  • Почта существует с древнейших времён. Площадки для разведения костров с целью передачи сообщения об опасности существуют и по сей день в Голландии. Если на площадке одной из таких крепостей загорелся костёр, то их соседи на помощь тут же отправляли отряды в осаждённую крепость.
  • Для передачи важных сообщений уже 2500 лет назад посылали пеших и конных гонцов. Особенно часто использовали их во время войн, Олимпийских игр. С появлением письменности гонцы доставляют письменные сообщения. Гонец спешил так, что мог упасть замертво после передачи сообщения. Самый известный из этих курьеров был Филиппид, который по преданию Плутарха в 490 году до н. э. донёс в Афины известие о победе в битве при Марафоне и умер от истощения. Этот бег был первым Марафоном в истории. Филиппид передал только устное послание.
  • Славяне имели свою оригинальную систему письма –  узелковую письменность. Знаки не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в клубки-книги. Хранились клубки в специальных берестяных коробках (“наврать три короба”) Мы до сих пор “завязываем узелок на память”, говорим: “связать смысл”, “говорить путано”, “клубок песен”, “узел проблем”. В сказке Иван-царевич получает клубок от бабы Яги.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  • Почтальоном мог быть и голубь. Почтовые голуби умели  точно находить дорогу и возвращаться даже из очень дальних мест  на 500 км и более. Крохотное послание прикрепляли к спинке, к   лапке или хвостовому перу. Совсем недавно, во время Второй мировой войны, голубей   использовали для доставки донесений. В Японии даже вывели  новую породу голубей, способных летать ночью. Во Франции и Англии почтальонам-голубям поставлены  памятники.
  • На тонущих в море кораблях, информацию запечатывали в бутылки и их выбрасывало со временем на берег.
  • Отправка писем и, соответственно, основы почты зародились в IX веке в начале возникновения Киевской Руси. В X веке на Руси существовала особая повинность для населения – они должны были выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов.
    В 1266 год был издан специальный закон, регулирующий проезд гонцов по земле страны.
    Большую роль в становлении почты России сыграл Великий Новгород. Население этого города отлично владело грамотой, специально существовала сеть связи, по которой происходила доставка писем. Письма тогда писали не на бумаге, которую мы привыкли видеть, а на березовой коре.
    Но уже в XV веке были созданы первые почтовые отделения, которые носили название “ямская гоньба”. Идею заимствовали у манголо-татар. Собственно, от латинского выражения "mansio pozita..." – "станция в пункте..." и произошло слово "почта".
    Ям – это селение, где жили ямщики. Гонцы скакали от одного населённого пункта к другому, передавая сообщение, как эстафету.
  • В XVII–XVIII веках письма в России и за её пределами начали доставлять почтовые кареты.
  • В 1830 году появились первые почтовые вагоны, которые перевозили корреспонденцию быстрее и сократили сроки её доставки.
  • Раньше на конверт ставилась печать из свинца или благородных металлов – золота и серебра, на которой оттискивали штемпель и она висела на шелковой или льняной нитке (или использовали новый материал для печатей – сургуч, пришедший к нам с Востока)
    В 1840 году стала применяться почтовая марка, которая  наклеивалась на конверт с письмом. Она появилась в Англии и на ней был изображён портрет королевы Виктории.
  • В 1878 году был образован Всемирный почтовый союз, в который в составе двадцати государств вошла и Россия.

Г) миниитог

– Итак, прослушав ваши сообщения, просмотрев слайды презентации, можно сделать вывод о том, такой сложный путь прошла почта, прежде чем стать современной почтой, без которой невозможно сейчас нам представить свою жизнь.

4. Практическая работа. Написание письма

А) подписание конверта

У вас на партах лежат конверты и листки бумаги. Что нужно обязательно написать на конверте, чтобы письмо дошло до адресата?

(Нужно написать ИНДЕКС, АДРЕС (улицу, № дома и № квартиры, город, область, ФАМИЛИЮ И ИНИЦИАЛЫ АДРЕСАТА. Проверить наличие марки.)

– Оформим конверты по образцу, который в начале урока принёс нам почтальон.

Расскажите, ребята, кому предназначены подписанные вами конверты? Кого бы вы хотели обрадовать своим письмом?

Б) работа с учебником

– Откройте учебники. Выполним упражнение 26 на странице 15.

В) написание письма

– На листках бумаги начнём писать письмо. В нём может быть четыре части: приветствие, вступление (может содержать вопросы), основная часть письма и заключение (может содержать пожелания).

Посмотрите на содержание моего письма на слайде, того, что мне принёс почтальон, письма в упражнении 26 учебника и напишите своё письмо.

5. Закрепление изученного. Чтение писем, написанных обучающимися.

6. Обобщение. Итог урока.

7. Домашнее задание.