Урок литературного чтения с применением ИКТ. Ю.И. Ермолаев. "Два пирожных"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Триединая дидактическая цель:

1) Образовательная

  • формирование навыка выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос;
  • отрабатывать умения анализировать текст, обобщать, делать выводы;
  • формирование навыка осознанного, выразительного чтения;
  • формирование умения определять жанр и тему литературного произведения.

2) Воспитательная

  • формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им
  • обогащение нравственного опыта младших школьников;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире.

3) Развивающая

  • развитие умения выразить в устной речи впечатление от прочитанного;
  • развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения;
  • развитие внимания к внутренней жизни главных героев произведения.

Оборудование. Учебник "Литературное чтение:любимые страницы: учебник для 2 класса. Ч. 1" (О. В. Кубасова); иллюстрации к рассказу ; рабочий лист к уроку (Приложение №1); сердечки для проведения рефлексии; словарь русского языка Ожегова С. И.

1. Мобилизующий этап.

У: -Урок литературного чтения. Начнем его с задачи. Рассмотрите игровое поле. Вспомните, как прыгает котик.

Д: -Котик прыгает через два домика наискосок.

У: -Прочитайте слова, записанные на домиках. Слайд №2

-Внимание, задача. Котик вышел из домика со словомСЕБЯЛЮБИВЫЙ. Двигаясь по ходу часовой стрелки, он сделал три прыжка. В каком домике котик находится сейчас?

Д: Котик вышел из домика со словомСЕБЯЛЮБИВЫЙ. Двигаясь по ходу часовой стрелки, он сделал три прыжка. Из него котик переместился в домик со словом БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ. Оттуда котик прыгнул в домик со словом ОТЗЫВЧИВЫЙ. Затем он очутился в домике со словом ДОБРЫЙ. Значит, сейчас котик находится в домике со словом ДОБРЫЙ. (Проверка по слайду №3)

2. Формулирование темы и цели урока

У: - Прочитаем задание №2 на рабочих листочках.

2. Определи автора произведения. Собери выделенные буквы с домиков по часовой стрелке. Начни с домика, из которого вышел котёнок. Сформулируй первую часть темы урока.

У: -Назовите первую часть темы урока.

Д: Первая часть темы урока Ю. И. Ермолаев.

У: -Впишите её в верхний прямоугольник. Слайд №4 (По щелчку показывается верхний прямоугольник).

Тема:

У: -Выполним задание №3. Прочитаем его.

3. Определи название произведения. Объясни, как ты его прочитал.

"ДВАПИРОЖНЫХ"

У: -Как называется произведение?

Д: - Произведение называется "Два пирожных". Слайд №4. (По щелчку показывается нижний прямоугольник).

У: -Вторую часть темы вы определили правильно.

У: -Назовите тему урока полностью.

Д: Ю. И. Ермолаев и его произведение "Два пирожных"

У: -Отталкиваясь от темы урока и используя опорные слова, сформулируйте его цель.

Слайд №5.

Цель:

  • Расширить сведения о Ж и Т : : :;
  • Познакомиться с : " : : ";
  • Учиться читать и : : " : : ";

Учащиеся отвечают:

  • Расширить знания о жизни и творчестве Юрия Ивановича Ермолаева;
  • Познакомиться с произведением Юрия Ермолаева "Два пирожных";
  • Учиться читать и анализировать произведение Юрия Ермолаева

"Два пирожных".

У: Начнем работу над первой частью цели урока.

2. Подготовительная работа.

Рассказ учителя. Слайд №6.

Юрий Ермолаев - современный детский писатель. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но его не покидала мечта стать детским писателем, создавать своих героев, передавать детям накопленный жизненный опыт.

- Продолжим знакомство с творчеством автора, прочитаем сведения из рубрики в гостях у автора задание №4.

4. В гостях у автора. Слайды№7- №8.

   Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Писательский труд увлек его. Первая книга рассказов "Почему рассердились бумажные полоски" вышла в 1960 году. Пьесы и сценки автора исполнялись в театрах. Герои Юрия Ивановича смелые, добрые и находчивые, их никогда не покидает чувство юмора и оптимизма, они всегда верят в справедливость.

У: Что нового узнали о Ю. И. Ермолаеве из моего рассказа и рубрики "В гостях у автора"?

У: Молодцы! Первую часть цели мы реализовали.

Словарная работа. Слайд №9.

У: В произведении встретятся новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить.

Выполним задание №5.

У: - Кто прочитал первое слово?

У: -Как понимаете его значение? (Учитель сначала выслушивает версии детей, а потом дает точное толкование слов).

Д: - КРЕНДЕЛЬ - витая сдобная булка, обычно напоминающая по форме восьмёрку.

У: - Кто восстановил второе слово?

- Объясните его значение.

Д: - ДОЛИНА - удлиненная впадина вдоль речного русла, среди гор.

3. Антиципация.

У: - По названию произведения, словам, с которыми мы познакомились, предположите, о чем пойдет речь. (2-3 предположения)

4. Первичное восприятие. Произведение читает учитель, учебники закрыты.

5. Проверка первичного восприятия.

У: -О чем это произведение?

У: -Подтвердились ли ваши предположения?

У: -Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?

Можете пользоваться справочником "Моя шкатулка" на странице 2.

(Дети называют чувства, которые они испытали и обосновывают свое мнение:УДИВЛЕНИЕ,НАПРЯЖЕНИЕ, ВОЛНЕНИЕ, ТРЕВОГА, РАДОСТЬ, НЕГОДОВАНИЕ, ОГОРЧЕНИЕ).

У: - Давайте еще раз перечитаем текст и определим жанр этого произведения.

- Откроем учебники на стр. 124

У: - Произведение,какого жанра мы прочитали?

- При ответе пользуйтесь справочником "Моя шкатулка" на стр. 14

У: - Обоснуйте каждый признакпроизведения.

Слайд № 10.

Признаки рассказа

  1. Повествование о реальных событиях.
  2. Небольшой объём.
  3. Немного действующих лиц.
  4. Описание одного эпизода.

Слайд № 11.

- Обозначим его моделью. 

У:-Какова тема рассказа?

У:-Какой цвет выберете для обозначения темы рассказа?

Д: - Это рассказ о детях, раскрасим модель произведения в желтый цвет.

У:- Мы реализовали вторую часть темы урока.

6. Вторичное чтение и анализ.

У: -Продолжим работу над реализацией поставленных вами целей. Будем учиться анализировать рассказ.

Слайд № 12 (По щелчку появляются фотографии сестер и названия столбиков таблицы)

У: -Выполним задание №6 на рабочих листах.

- Прочитаем его.

У: - Есть ли ошибки в первом вопросе?

У: -Кому ты адресуешь этот вопрос?

У: -Что нужно исправить во втором вопросе?

Д: - Почему девочки не хотели помогать маме?

Слайд №12. По щелчку появляются фразы: читала книгу, лепила из пластилина.

У: -Все ли верно в третьем вопросе?

Д: -Наташа осталась читать увлекательную книгу, она удовольствие доставляла себе. А Оля решила сначала помочь маме, а потом лепить в свое удовольствие. Она пересилила свое желание, и пошла трудиться для всей семьи.

Слайд №12. По щелчку появляются фразы: чтение книги, помощь маме.

У: -Прочитаем четвертый вопрос.

У: -Охарактеризуйте сестер, при ответе можете пользоваться справочником на стр. 16-18 или словами, записанными на домиках.

У: - Прочитаем пятый вопрос.

- Как вы на него ответите?

У: - При ответе вы можете пользоваться справочником на странице 2.

Слайд №12. По щелчку появляются фразы:

Себялюбивая, ленивая, нечуткая Трудолюбивая, отзывчивая, добрая, внимательная, ответственная

У: -Прочитаем шестой вопрос.

У: -Кто исправит ошибку? (Почему Оля съела два пирожных?)

Д: - Оля съела два пирожных, потому что за старание ее отблагодарила мама, а старшая сестра так и не пришла на помощь.

Слайд №12. По щелчку появляются фотографии пирожных.

У: -Прочитаем седьмой вопрос.

У: - Кто нашел ошибку?

У: - Кому ты адресуешь свой вопрос?

У: - Мама хотела таким поступком воспитать у дочери чувство ответственности и взаимопомощи. Мама пришла уставшая с работы. Ей нужно было помочь. Несмотря на сильное желание заниматься чтением книги, старшей дочери необходимо было помочь маме и отложить свое желание, как это сделала Оля. Втроем они еще быстрее вымыли посуду и занялись бы другими делами.

У: -Прочитаем восьмой вопрос.

- Как вы на него ответите?

Д: -Возможно, Наташа так поступала не в первый раз. Видимо, ее нечуткость к близким людям проявлялась не один раз. Иначе мама бы так жестко не поступила со старшей дочкой.

Д: - Я считаю, что Наташе можно было бы такой урок дать помягче. Ее по-человечески очень жаль. Ведь она не праздно лежала на диване, а читала книгу. Мама могла оставить пирожное. :

Слайд №13.

ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: Каждый из нас живёт в семье, нужно вежливо деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. В вашем доме должна царить любовь, согласие, доброта, уважение, тепло. Особенно в нашей любви и внимании нуждаются самые близкие люди- ваши родители. Берегите свою маму, чаще помогайте ей.

Ласковые слова, ваши добрые поступки, отличное поведение и учеба согреют ее сердце.

У: - Продолжим анализ рассказа. Выполним задание №7 на рабочих листах.

-Прочитаем его.

7. Прочитай пословицы. Подчеркни красным карандашом пословицу, которая передаёт главную мысль рассказа.

В добрых руках работа спорится.
Какие труды, такие и плоды.
Делая зло, на добро не надейся.
У болтуна нет спешных дел.

У: -В нашей опорной схеме не хватает главной мысли рассказа Ю. Ермолаева.

Поработайте вместе и обсудите в парах. Какая пословица передает главную мысль рассказа.

Слайд №12. По щелчку появляются фразы:

КАКИЕ ТРУДЫ, ТАКИЕ И ПЛОДЫ, В ДОБРЫХ РУКАХ РАБОТА СПОРИТСЯ

7. Творческая работа

Слайд №14.

Сейчас вы будете работать в группах. Вам предлагается следующее задание:

1 группе- используя опорную запись на доске составить рассказ об Оле;

3 группе - используя опорную запись на доске составить рассказ о Наташе;

2 группе - используя справочник "Моя шкатулка" и цветные карандаши вам предлагается передать цветом чувства Наташи на протяжении всего рассказа.

Примерный ответ детей 3 группы: Наташа сначала испытывала радость- мы ее обозначили красным цветом, когда мама попросила ее о помощи - она испытывала чувство раздражения и злости, мы это обозначили черным цветом, когда сестра звала на помощь, Наташа испытывала чувство тайны и фантазии - мы это обозначили розовым и фиолетовым цветом. Когда Наташа узнала, что ее лишили сладостей, она испытывала чувство печали, горя и гнева. Мы это обозначили красным, черным и серым цветом.

8. Домашнее задание. Слайд №15.

У: -Дома вы выполните задание на выбор:

а) Подготовься читать последнюю часть рассказа по ролям;

б) дай советы главным героям, используя пословицы;

в) составь характеристику главных героев рассказа "Два пирожных" используя справочник "Моя шкатулка" на стр. 16-18.

9. Рефлексия.

У: - Каким бы вы хотели стать после знакомства с рассказом Ю. И. Ермолаева. Выберите слово на домиках и прикрепите к нему сердечко.

У: - За старание и работу на уроке я тоже хочу вас угостить крендельками.

Приложение 2.

Используемая литература.

1. Л. А Ефросинина "Уроки чтения, слушания, внеклассного чтения и письма" Москва -2001, Издательство СФЕРА

2. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. "МОЯ ШКАТУЛКА" Справочник по литературному чтению. -Киров: ООО "Кировская областная типография", 2010.

3. О. Н. Бершанская, Г. Д. Дегтерева, Читая-думаю. 1 кл. : тетрадь по литературному чтению. //2-е изд. , перераб. и доп. Киров: ООО "Кировская областная типография", 2009. -76 с.: илл.

4. Бершанская О. Н., Дегтерева Г. Д., Кузнецова М. В. Читая-думаю. 2 кл., ч. 2: тетрадь по литературному чтению. // Киров: КОГУЗ "МИАЦ", 2009. - 80 с. : илл.