Особенности арт-терапии в школе

Разделы: Школьная психологическая служба


В последнее время в нашей стране активно развивается психологическая помощь и в первую очередь детям. Психологи в детских садах, школах, психологических центрах, центрах раннего развития, больницах стараются оказать посильную помощь детям и их родителям, учителям и воспитателям. Дети, как и пожилые люди, являются одной из самых психологически уязвимых категорий. В нашей стране детская психология развивается не одно десятилетие и все трудности, с которыми сталкивается ребёнок в процессе онтогенеза, широко описаны и поэтому не целесообразно их разбирать в данной статье. Для занятий с детьми как групповых, так и индивидуальных разработан широкий спектр методических пособий, а так же применяются разные виды психотерапии.

Само направление “арт – терапии” достаточно новое в психологии и не насчитывает даже 100 лет. Как и все направления психотерапии, оно вышло из клинической практики и подразумевало под собой воздействие на человека искусством, но базировались на методах психоанализа. Основоположником её является Адриан Хилл, который вслед за Фрейдом считал, что первоначальные мысли и переживания человека, возникающие в подсознании, выражаются в символах и образах. Однако сам Фрейд никогда не прибегал к использованию рисунков, в отличии от своего ученика и последователя Карла Юнга. Современные психотерапевты рассматривают арт – терапию как самостоятельный вид терапии.

Сегодня арт – терапия применяется не только в клиниках, она доступна в большинстве психологических центров и, как одно из новомодных течений, “арт – терапия в школе”.

Большинство современных детей в процессе обучения сталкивается с рядом проблем, для решения которых создаются психологические службы. Основная задачи арт – терапии – преодоление различных трудностей человека через искусство. Ведущим понятием в данном виде терапии является искусство и всё, что с ним не связано должно отметаться.

Важным остаётся вопрос о применении арт – терапии в образовательных учреждениях. С одной стороны это модное нововведение, которое позволяет благодаря западным наработкам и отечественным специалистам в достаточно короткий срок получать результаты. Там, где применялись проективные методики (рисуночные тесты), сегодня стало доступным применение свободного рисования с музыкальным сопровождением, что не ставит ребёнка в рамки конкретного изображение, например, несуществующего животного, а даёт возможность выражать эмоциональное состояние, так как хочется, через те символы и образы, которые рождаются непосредственно в данный момент. Там, где не получается добыть информацию вербально, психологи могут применять искусство, и в первую очередь рисование. Во – вторых, обращение к арт – терапии, психологами в образовательных учреждениях можно рассматривать в филогенетическом ключе, а именно в потребности выражать эмоции через рисунок. Современные учёные относят первые рисунки древних людей к эпохе палеолита, когда рисунок воспроизводился на камнях, скалах или глубоко в пещерах (пещерное изображение часто связывают с первобытной религией – частое изображение животных, которым поклонялись), был примитивен, без соблюдения пропорций.

В традиционной системе образование есть место таким предметам как изобразительное искусство и труд, где ребёнок приобретает определённые навыки рисования и моделирования. В отличии от арт – терапии, на уроках дети получают оценки за свои произведения в цифирном эквиваленте, в то время, как на занятиях арт – терапией они не получают оценок “хорошо” или “плохо” нарисовано, вылеплено, вырезано. Они имеют право высказываться о ходе своей работы, об эмоциях, мыслях, которые их посещаю в ходе работы

Взаимодействие с красками, пластилином, глиной, бумагой, различными материалами позволяет и ребёнку и взрослому осуществлять следующие задачи терапевтического процесса:

  • безопасная работа с агрессией;
  • работа со страхами;
  • преодоление эмоциональных проблем;
  • выражение через творчество мыслей и чувств, которые не всегда можно выразить вербально;
  • развитие тонкой моторики и цветового восприятия у дошкольников и младших школьников;
  • преодоление языкового барьера;
  • обучение взаимодействию с другими детьми.

Сама арт – терапия как в клинике, так и в школе может проводиться индивидуально и в группах. Индивидуальная работа с ребёнком намного легче, чем групповая и связано это со следующим:

  • Дети в группе знакомы между собой. Между некоторыми детьми могут быть конфликтные отношения, либо наоборот дружба “не разлей водой”, и нежелание взаимодействовать с окружающими. И поэтому требуется большое мастерство в умении урегулирования конфликтов.
  • Отказ выполнять различные задания мотивируя это “не умею”. В группе дети наблюдают как выполняют задания другие. Часто это носит характер “подсмотрел” и сопровождается выяснением отношений, кто у кого подсмотрел и почему работы похожи.
  • Боязнь выражать свои эмоции в творчестве и вербально. Боязнь говорить о своих проблемах.
  • Соперничество.
  • Боязнь быть оцененными как психологом так и детьми.
  • Неумение большинства работать в коллективе

Большинство детей с трудом могут выполнить коллективную работу: им трудно договориться, что они будут делать, кто и где рисовать, кто где сядет или встанет и это при инструкции, что они могут рисовать в любой части ватмана и свободно перемещаться.

Говорить о том, что преимущественнее – групповая работа или индивидуальная, сложно и определяется исключительно мастерством психолога.

Методы.

Каракули.

Очень простая техника, с которой можно начинать построение работы с детьми или взрослыми. Каракули – это неразборчивый почерк или рисование линий, завитков, геометрических фигур

Рисование на влажной бумаге.

Дети, приученные к рисованию и поделкам в детском саду, в школах так же охотно работают с любым материалом. Для младшего школьного возраста при коллективном взаимодействии можно давать рисование на влажной бумаге. Во – первых, это повышает эмоциональный настрой группы (главное внимательно следить, чтобы дети не превратили бумагу в кашу, и не намочили себя и окружающих). Во – вторых, даже дети, которые не умеют работать в группе, охотнее идут на контакт с окружающими, процесс взаимодействия между участниками протекает легче. При данном виде технике, даже расплывающаяся краска, не является травмирующим фактором для детей, т.к. с ними заранее обговаривается, в то время как, на уроке изобразительного искусства это большой минус.

Рисование на мятой бумаге.

Наряду с техникой рисования на влажной бумаге, существует техника рисования на мятой бумаге. У детей младшего школьного и младшего подросткового возраста возникают сложности с рисованием на мятой бумаге. Для многих детей она ассоциируется с чем – то, что является мусором, т.е. для них это равносильно рисованию на бумаге, вынутой из мусорной корзины. Подростки же наоборот легко работают с этой техникой без подобных ассоциаций.

Кроме пластилина можно применять технику лепки папье – маше.

Лепка.

Эта техника помогает преодолеть проблемы с тонкой моторикой руки. Пластилин может быть любой твёрдости, что позволяет ребёнку выбирать и пробовать работать с разной твёрдостью материала. Кроме этого пластилин многоцветен, и позволяет делать всевозможные цветные аппликации. Если у ребёнка не получается задуманное, он легко может исправить ошибку. Также пластилин хорошо использовать при работе со страхами (вылепливание своего страха, изменение формы фигуры страха позволяет рассмотреть страх с разных позиций, увидеть свои проблемы и изменить проблему.

Талисманы.

В каждом из нас сохранены глубокие корни первобытного страха неизвестного, поэтому большинство людей, и особенно детей делают себе амулеты (талисманы). Древне прошлое человека пронизано загадками и именно там, когда ещё не было письменности, появились первые амулеты и талисманы, защищавшие человека от их же страхов. Даже влияние христианства на Русь и частичное искоренении язычества, не смогло полностью убрать из обихода людей всевозможные талисманы. Для детей, мир которых частично пронизан магией, подобная техника оказывает плодотворное воздействие, причём форма работы и материалы не важны. Даже создание тряпичных куколок, которые символичны для славян, и являются талисманом, защищающим от проблем, домашним психологом, которому можно рассказать о своих бедах, явление достаточно частое в детской среде. Вторым по значимости для большинства детей является создание животного ли растительного талисмана, что тоже обусловлено культурно – историческим развитием общества. Самым последним, требующим определённого мастерства, является создание украшений. Данный вид техники можно применять, как при работе со страхами, стрессами, так и при нарушениях адаптации.