Урок информатики "Форма мышления"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (154 кБ)


Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-презентация.

Технология: личностно-ориентированная.

Время проведения: первый и второй урок по теме «Основы логики»

Цели урока:

  • Дать представление о логике как науке о законах и формах рационального мышления.
  • Формирование умений достойно оппонировать, развивать умение излагать свои мысли, умений работать самостоятельно.
  • Формирование учебно-познавательных, общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Средства обучения: Комплекс: демонстрационный экран и компьютер с ОС Windows-XP с установленным MS Office 2003

Подготовка к уроку: Презентация «Формы мышления»

План сдвоенного урока:

Содержание этапа урока Вид и формы работы
1. Организационный момент Приветствие
2. Мотивационное начало урока. Постановка цели урока.
3. Изучение нового материала Использование слайдов, работа в тетради.
4. Этап закрепления, проверки полученных знаний Выполнение упражнений
6. Подведение итогов, домашнее задание. Работа в тетради.

Ход урока

Первый урок.

1. Организационный момент.

2. Мотивационное начало урока. Постановка цели урока.

Учитель: Познание истины – одна из важнейших потребностей человека. Каждый человек и человечество в целом стремятся к истине, добру, красоте. Все люди нуждаются в истинном знании, получении новой информации о мире, где они живут. Для чего?

Предполагаемый ответ учащихся: Чтобы жить. Чтоб человек мог решать свои задачи.

Все сказанное вами справедливо. Добавлю, что истинная информация о мире нужна для того, чтобы быстро ориентироваться в окружающей обстановке, принимать правильные решения, совершать правильные действия. Круг Вашего знания по теме «Основы логики» сегодня невелик. Изобразим этот знание в виде круга. Вне этого знания всё то, что Вы пока (ещё) не знаете. Граница круга есть граница знания и в то же время граница Вашего незнания.

На доске учителем нарисовано изображение

а после появится и второе

Учитель: Сократ знал в этой области больше Вас, т.к. много размышлял, не боялся высказывать то, о чем думал Его круг знаний большой, но и граница незнания гораздо больше Вашей. Вот почему он воскликнул: «Я знаю, что ничего не знаю!»

3. Изучение нового материала.

Слайд 1 «Основы логики. Формы мышления»

В классе на экране тема урока «Основы логики».

Учитель: Человек всегда стремился познать законы правильного мышления, т.е. логические законы. Мы познакомимся с Вами с разделом информатики – логикой.И тема нашего урока сегодня «Формы мышления».

Учащиеся по ходу всей презентации делают записи в тетради.

Слайд 2 «Тема»

Учитель: Сегодня Вы узнаем, что такое понятие, суждение, умозаключение, основные свойства понятия – содержание и объем, что такое логическая форма суждения, в чем состоит основной принцип логики и что есть наука логика.

Слайд 3 «Логика»

Учитель комментирует определение логики высвечиваемое на слайде.

Учитель: Законы есть у природы, общества, любой сложной системы, и, конечно, у мышления. В Древней Греции, Древней Индии, Древнем Риме законы и формы правильного мышления изучались в рамках ораторского искусства. Применение логических приемов рассуждения позволяло ораторам более убедительно доносить до аудитории их точку зрения, склонять людей на свою сторону.

Учащиеся записывают определение в тетрадь.

Слайд 4 «Аристотель»

Учитель: Основателем формальной логики считается древнегреческий ученый Аристотель, который первым систематизировал формы и правила мышления, исследовал категории «понятие», «суждение», разработал теорию умозаключений, описал ряд операций, сформулировал законы мышления

Слайд 5 «Формы мышления»

Учитель: Итак, предметом исследования науки логики является человеческое мышление. Мышление всегда существует в какой-либо форме.

Учащиеся делают запись в тетрадь.

Учитель: Рассмотрим по порядку каждую из этих форм.

Слайд 6 «Понятие»

Учитель комментирует определение, учащиеся записывают определение в тетрадь.

Учитель: Существенными называют признаки, каждый из которых, взятый отдельно необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью отличить (выделить) данный предмет (явление) от всех остальных и сделать обобщение, объединив однородные предметы в множество.

Назовите признаки апельсина. Достаточно ли этих признаков, чтоб отличить апельсин от яблока? Мандарина?

Предполагаемый ответ учащихся:: оранжевый, круглый, сладкий, вкусный, по размеру как яблоко, крупнее мандарина.

Учитель: Дайте примеры понятий из разных школьных предметов. Учащиеся по очереди дают по одному – два примера понятия.

Слайд 7 «Логические характеристики понятия»

Учитель: Любое понятие имеет две логические характеристики: содержание и объем.

Примеры содержаний понятий:

«ромб» - быть параллелограммом и иметь равные стороны;

«ученик» - ходить в школу, познавать новое, иметь учителя.

Примеры объёмов понятий:

«река» - множество, состоящее из рек, носящих название Обь, Ока, Волга, Енисей и др.;

«ученик» - это множество людей, которые когда либо учились, учатся или будут учиться.

Учащиеся по очереди дают по одному – два примера содержания и объема понятия.

Слайд 8 «Круги Эйлера»  

Учитель: Наглядная геометрическая иллюстрация объемов понятий и отношений меду ними была предложение математиком, астрономом и физиком Л.Эйлером и носит название круги Эйлера.

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА.

Слайд 9 «Суждения»

Учитель: Вторая форма мышления – это суждение. По-другому, высказывание, утверждение. Языковое выражение суждения является повествовательное предложение.

Примеры суждений:

  1. Этот апельсин сладкий.
  2. Если прошёл дождь, то на улице весна.
  3. На Луне живут лунатики, а на Марсе – марсиане.

Дайте, ребята, примеры суждений. Учащиеся по очереди дают по одному – два примера суждения.

Слайд 10 «Истинность высказываний»

Учитель: Все суждения можно поделить на простые и сложные. Простые суждения – это суждения, никакая часть которых не является суждением. Сложные суждения состоят их нескольких простых.

Примеры простых суждений:

  1. Грачи прилетели.
  2. Дважды два – четыре.

Примеры сложных суждений:

  1. Грачи прилетели, и наступила весна.
  2. Шесть делится на два и на три.

Чтобы вести рассуждения, оценивать их правильность необходимо договариваться по каждому суждению, как мы его будем рассматривать, как истинное или как ложное.

Слайд 11 «Упражнение 1»

Какие из данных предложений являются суждениями? Определить истинность суждения. Опрашиваются по очереди желающие ответить ученики, обосновывают свои ответы. Неверные ответы поправляются, верные поощряются, желательно опросить всех учащихся в группе, добиться того, чтобы все уяснили определение суждения и научились выделять суждения в тексте.

Слайд 12 «Логическая форма суждения»

Учитель: Для определения истинности сложных суждений важна форма высказывания. Форма суждения в отличие от его содержания, объективна, т.е. не зависит от тех или иных взглядов человека.

Задание 1. Определить форму суждений:

  1. Некоторые школьники – отличники.
  2. Некоторые книги имеют страницы.
  3. Некоторые планеты вращаются вокруг Солнца.

Предполагаемый ответ учащихся:: Логическая форма: Некоторые S есть P.

Задание 2. Определить форму суждений:

  1. Все медузы не имеют головы.
  2. Люди не боги.
  3. Все люди свободны.

Предполагаемый ответ учащихся: Логическая форма: Все S есть не P.

Второй урок.

Слайд 13 «Умозаключение»

Учитель: Рассмотрим третью форму мышления – умозаключение.

Учитель комментирует определение, учащиеся делают записи в тетради.

Слайд 14, 15, 16 «Примеры верных умозаключений»

Учитель: Примеры правильных умозаключений комментируем по слайдам

Вот еще примеры правильных форм умозаключений.

1) Четырехугольник, у которого все противоположные стороны параллельны, есть параллелограмм. Квадрат – это четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны. Следовательно, квадрат – это параллелограмм.

2) Все зебры полосаты. Это животное – зебра. Следовательно, это животное полосато.

Учитель: А вот примеры неверных умозаключений:

  1. Если что-то есть металл, то оно проводит ток. Алюминий проводит ток. Следовательно, алюминий - металл. (Вроде бы все правильно, но как быть, если вместо алюминия подставить «вода»?)
  2. Бутылки с ряженкой продаются в молочном отделе. Эта бутылка куплена в молочном отделе. Следовательно эта бутылка с ряженкой. (заключение не следует с необходимостью из посылок, т.к. в бутылке может быть и молоко, и кефир)
  3. Людей много. Сократ – человек. Следовательно, Сократов много. (???)

Все посылки в этих умозаключениях верны. Но форма умозаключения неверная. Поэтому и само умозаключение имеет ложное значение

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Слайд 17 «Что такое формальная логика»

Учитель: Античную логику, основанную Аристотелем, принято называть формальной логикой. Это название происходит от основного принципа логики как науки, который гласит, что правильность рассуждения (умозаключения) определяется только его логической формой, или структурой, и не зависит от конкретного содержания входящих в него суждений.

Слайд 18 «Развитие логики»

Логика изучает приемы мышления с точки зрения их структуры, законы и правила выводного знания.

Слайд 19 «Ученые»

В своем развитии логика прошла ряд этапов. Современную логику часто называют символической или математической логикой. У истоков современной логики стоит Г. Лейбниц, выдвинувший идею представить логическое доказательство как вычисление, подобно вычислению в математике. Он обосновал необходимость создания универсального языка, с помощью которого можно однозначно и точно выражать понятия и отношения, т.е. попытался разработать своего рода алгебру человеческого мышления.

Подведем предварительные итоги.

Вопрос: что есть логика?

Предполагаемый ответ учащихся: Логика – наука о законах и формах рационального мышления, методах формализации содержательных теорий.

Вопрос: Назовите формы мышления.

Предполагаемый ответ учащихся: понятие, суждение, умозаключение.

Вопрос: Раскройте форму мышления «понятие» и назовите две логические характеристики понятия.

Предполагаемый ответ учащихся: Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предметов. Характеристиками понятия являются содержание и объем. Содержание понятия – это совокупность существенных признаков, а объем – это множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, составляющие содержание понятия.

Вопрос: Что такое суждение?

Предполагаемый ответ учащихся: Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях.

Вопрос: Что такое логическая форма суждения?

Предполагаемый ответ учащихся: Логическая форма суждения – его строение, способ связи его составных частей.

Вопрос: Что такое умозаключение?

Предполагаемый ответ учащихся: Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений мы по определенным правилам вывода получаем суждение-заключение.

Вопрос: В чем же состоит основной принцип формальной логики?

Предполагаемый ответ учащихся: правильность рассуждения определяется только его логической формой.

Учитель: Поговорим немного об отношениях между понятиями. По отношению к друг другу понятия делятся на сравнимые и несравнимые.

Слайд 20 «Отношения между понятиями»

Ранее мы уже говорили, что отношения между объемами понятий можно проиллюстрировать с помощью кругов Эйлера. Если есть два понятия X и Y, то объем каждого из этих понятий можно представить в виде круга, а отношения между этими объемами – в виде пары кругов.

Слайд 21 «Тождество»     

Мы знаем, объем понятия – это множество (класс) предметов (элементов множества), каждый из которых характеризуется определенными признаками.

Вот Вашему вниманию несколько иллюстраций отношений объемов понятий.

Учитель комментирует рисунки, учащиеся фиксируют примеры в тетрадь.

Слайд 22 «Пересечение»

Учитель комментирует рисунки, учащиеся фиксируют примеры в тетрадь.

Слайд 23 «Подчинение»

Учитель комментирует рисунки, учащиеся фиксируют примеры в тетрадь.

Слайд 24 «Соподчинение»

Учитель комментирует рисунки, учащиеся фиксируют примеры в тетрадь.

Слайд 25 «Противоположность»

Учитель комментирует рисунки, учащиеся фиксируют примеры в тетрадь.

Слайд 26 «Противоречие»

Учитель комментирует рисунки, учащиеся фиксируют примеры в тетрадь.

Слайд 27 «Дополнение»

Учитель комментирует рисунки, учащиеся фиксируют примеры в тетрадь.

Далее предлагается выполнить ряд заданий для закрепления изученного материала. Работа фронтальная, ответы даются устно, в темпе, быстро. Поддерживаем активность ребят поощрительными словами. Даем возможность высказаться всем учащимся. Главное Первое задание (Слайд 28) на приведение примеров понятий суждений, умозаключений дают по очереди все учащиеся. Второе задание (Слайд 28)выполняем все вместе, т.к. оно может вызвать затруднение. Третье задание (Слайд 29) выполняет по желанию один учащийся. Четвертое задание (Слайд 30) можно решать устно и без логических форм, но после обсуждения решений демонстрируем возможные пути решения через схему (логическую форму). Проверка правильности выполнения заданий (Слайд 31-34)

Учитель: Спасибо за работу на уроке, за ваше внимание. Какие у вас есть вопросы? Запишите домашнее задание. (Слайд 35)

Учебник Н.Д. Угринович . Информатика и ИКТ. 10 класс. Профильный уровень.

§ 3.1стр. 151-156, устно отв. на вопросы в конце параграфа

Всем спасибо за урок.