Создание и организация деятельности службы кризисной помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации

Разделы: Школьная психологическая служба


В качестве тревожных симптомов осложненной социальной ситуации жизни, в первую очередь в детском населении нашего общества, выступают растущие масштабы асоциального поведения среди детей и подростков, серьезное увеличение численности детей, проживающих в трудных жизненных ситуациях.

Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется федеральными органами государственной власти, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни. Государство гарантирует защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В целях защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создаются соответствующие социальные и социально-психологические службы для детей, которые в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка. Указанная программа включает в себя оценку (экспертизу) состояния ребенка, в том числе проведенную учреждениями здравоохранения оценку состояния здоровья ребенка, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации ребенка, которые осуществляются социальной службой, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и другими учреждениями.

Сложная, комплексная проблема оказания помощи детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации носит междисциплинарный характер, и на практике требует межведомственного подхода. Создание территориальной модели первичной помощи детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации является насущной задачей на сегодняшний день.

Система комплексной помощи ребенку в трудной жизненной ситуации должна выстраиваться как взаимодополняющая цепочка от экстренной социальной помощи, педагогической поддержки и сопровождения на уровне массового образовательного учреждения к специализированной помощи и консультированию в профильных центрах и службах территориального образования (города, района, области).

К условиям создания Службы кризисной помощи относятся:

  • Создание нормативно-правовой базы деятельности Службы.
  • Создание организационно-управленческой структуры Службы.
  • Организация деятельности Службы.

I. Создание нормативно-правовых условий деятельности Службы кризисной помощи

Служба кризисной помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации (далее – Служба) в своей деятельности руководствуется федеральными и региональными нормативно-правовыми актами по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и подростков и защиты их прав и свобод.

На уровне образовательного учреждения любого типа и (далее – уполномоченное учреждение), предполагается разработка и принятие ряда локальных документов, регламентирующих деятельность Службы.

Обеспечивая создание условий для организации деятельности Службы, необходимо нормативно отрегулировать следующие вопросы:

  • Издать приказ о создании Службы в структуре учреждения.
  • Внести (по необходимости) изменения в Устав уполномоченного учреждения.
  • Разработать Положение о Службе кризисной помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации на базе уполномоченного учреждения (см. Приложение).
  • Внести изменения в структуру и штатное расписание уполномоченного учреждения.
  • Разработать должностные инструкции специалистов Службы.
  • Разработать систему межведомственного взаимодействия и заключить договоры о взаимодействии с органами и учреждениями систем образования, здравоохранения, социальной защиты населения, УВД и пр. по вопросам своевременного выявления детей, оказавшихся в социально-опасном положении, кризисной ситуации, в том числе подвергшимся насилию и жестокому обращению и оказания им комплексной психолого-педагогической и социально-правовой помощи.
  • Обеспечить условия для повышение квалификации специалистов Службы.

II. Создание организационно-управленческой структуры Службы кризисной помощи

Организационно-управленческая структура (схема 1)

1-й уровень – Специалисты муниципальных органов управления образования осуществляют государственный контроль за развитием системы оказания комплексной психолого-педагогической и социально-правовой помощи детям, находящимся в социально-опасном положении, кризисной ситуации, в том числе подвергшимся насилию и жестокому обращению.

Зона ответственности данного уровня соответствует зоне ответственности органов управления образования в области защиты интересов и прав детей.

Субъектами являются дети и семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, специалисты, занятые в сфере помощи семьям и детям, нуждающимся в правовой, психолого-педагогической и медико-социальной помощи, СМИ в рамках формирования информационного пространства по вопросам профилактики жестокого обращения, интолерантного взаимодействия различных социальных групп.

Контроль за исполнением полномочий по развитию системы оказания комплексной психолого-педагогической и социально-правовой помощи детям, находящимся в социально-опасном положении, кризисной ситуации, в том числе подвергшимся насилию и жестокому обращению, сохраняется за региональными органами исполнительной власти – Министерством образования и науки Мурманской области.

В ситуации создания и развития широко разветвленной сети муниципальных Кризисных служб 2 уровень может быть обеспечен любым муниципальным учреждением, выполняющим функции Методического Центра.

Методический центр принимает на себя функции:

  • проведения супервизии с целью предотвращением неэффективной психокоррекционной работы со случаем (по заявке муниципальной Службы кризисной помощи);
  • обеспечения профессиональной помощи ребенку и семьи в ситуации кризиса (ведение наиболее сложных случаев);
  • информационно-методического обеспечения деятельности Служб, качественную профессиональную поддержку специалистов уполномоченного учреждения;
  • проведения мониторинга эффективности деятельности муниципальных Служб кризисной помощи.

3-й уровень – Уполномоченное учреждение по оказанию комплексной психолого-педагогической и социально-правовой помощи детям, находящимся в социально-опасном положении, кризисной ситуации, в том числе подвергшимся насилию и жестокому обращению. Компетенция Службы устанавливается Положением, утвержденным руководителем учреждения.

Структурно Служба кризисной помощи может состоять из 3-х отделений: отделение кризисной помощи, отделение мониторингового сопровождения, отделение профилактической работы.

В структуре Службы функционирует постоянно действующий психолого-медико-педагогический консилиум.

II. Организация и направления деятельности Службы кризисной помощи

Модель Службы как структурного подразделения определяется руководителем учреждения с учетом анализа внутренних и внешних ресурсов учреждения, выбора приоритетов в работе службы.

Этапы организации деятельности Службы (схема 2)

На первом этапе проводится определение параметров трудной жизненной ситуации, в рамках которых команда специалистов Службы кризисной помощи будет оказывать наиболее эффективную помощь. Например, параметры (симптомы), которые свидетельствуют о существенном социальном неблагополучии ребенка:

– прекращение посещения учебного заведения;
– употребление психоактивных веществ (алкоголь, наркотики);
– уход из семьи;
– совершение правонарушения (преступления) и пр.

Такая работа позволит четко выявить бенефициаров и определиться с развитием направлением деятельности Службы.

На втором этапе осуществляется разработка системы выявления детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Эта работа проводится посредством анкетирования, опросов, тестирования, психодиагностики и других социологических и психодиагностических методов.

Третий этап представляет собой процесс формирования модели реагирования в зависимости от степени кризиса случая (острая, пролонгированная). На этом этапе особое значение имеет развитие форм взаимодействия различных структур и ведомств.

Структура социального взаимодействия (схема 3)

Ни один специалист не имеет достаточных знаний и квалификации в области предотвращения трудной жизненной ситуации, если он не юрист, врач, психолог, психиатр, социальный работник и милиционер одновременно.

Цель сотрудничества: не превратить милиционера в психолога, социального работника во врача, а развить сотрудничество и координированную работу профессионалов в ИНТЕРЕСАХ РЕБЕНКА.

Роль здравоохранения:

  • обеспечение общей медицинского ухода, специальной меддиагностики;
  • идентификация ребенка в зоне риска;
  • информирование Службы, когда есть подозрение на кризисный случай (травма, насилие);
  • лечение заболевания или травмы;
  • обеспечение последующего медицинского ухода и психологической поддержки.

Роль социальных служб:

  • оценка ситуации жизни ребенка и семьи;
  • оценка угрозы жизни и здоровью ребенка;
  • изъятие ребенка из семьи в соответствующих случаях;
  • определение дальнейших условий жизни ребенка;
  • обеспечение безопасности дальнейшей жизни ребенка;
  • обеспечение социальной поддержки семье в трудной жизненной ситуации.

Роль органов правопорядка:

  • оценка соблюдения правовых норм безопасности жизни ребенка;
  • расследование случая (с целью определить имело ли место преступление);
  • наложение ответственности в ситуации совершения преступления;
  • организация превентивных мер по соблюдению правовых норм.

На четвертом этапе проводится организация сопровождения детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Виды сопровождения:

  • активное– систематическая и планомерная работа с ребенком/семьей на этапе преодоления и выхода из кризисной ситуации;
  • кризисное– оказание помощи ребенку/семье при угрозе возникновения кризисной ситуации или в процессе преодоления уже возникшей трудной жизненной ситуации;
  • мониторинговое– наблюдение за ребенком и/или процессами, происходящими в семье, без активного вмешательства; оказание помощи по запросу.

Критерии определения вида сопровождения разрабатываются специалистами Службы кризисной помощи самостоятельно.

Пятый этап – проведение анализа эффективности деятельности Службы – является не только завершающим, но и обеспечивающим корректировку целеполагания каждого из предшествующих этапов.

Сбор и обработка оценочной информации необходимы в каждом конкретном случае: на уровне работы каждого специалиста, на уровне работы команды по ведению случая и на уровне работы Службы в целом.

Оценка производится:

  • до начала деятельности или оказания услуги – предварительная или первоначальная оценка;
  • в ходе реализации той или иной деятельности – промежуточная оценка;
  • по завершении реализации той или иной деятельности – обобщающая итоговая оценка.

Для проведения оценки необходимо следовать четкой последовательности действий:

  • определение целей оценки;
  • разработка критериев, параметров и индикаторов оценки;
  • сбор оценочной информации;
  • сравнение и анализ оценочных данных с ранее запланированными или ранее собранными;
  • выводы.

Для оценки эффективности работы необходимо определить перечень критериев, которые, в свою очередь, могут выражаться в конкретных количественных и качественных показателях, позволяющих оценить работу по конкретному случаю и работу специалистов Службы в целом.

Распределение зон ответственности специалистов психолого-медико-педагогического консилиума

Службы кризисной помощи

Педагог:

  • участвует в составлении социального паспорта семьи, формировании банка данных о семье и ребенке;
  • осуществляет педагогическую помощь и поддержку детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
  • содействует повышению педагогической культуры родителей, формированию сознательного отношения к своим обязанностям;
  • взаимодействует с родителями (лицами, их заменяющими) в поиске оптимальных форм нормализации кризисной ситуации.

Педагог-психолог:

  • определяет наиболее приемлемые методы, формы решения личных и социальных проблем ребенка;
  • разрабатывает и осуществляет программу психологической реабилитации ребенка/семьи в трудной жизненной ситуации;
  • содействует повышению компетенций родителей в области детско-родительского взаимодействия, развитию эмоционального интеллекта родителей.

Социальный педагог:

  • составляет социальный паспорт семьи, формировании банка данных о семье и ребенке;
  • осуществляет патронаж детей из семей групп риска;
  • взаимодействует с социальными службами в поиске оптимальных форм нормализации кризисной ситуации;
  • сотрудничает с молодежными, детскими объединениями, учреждениями, клубами.

Медицинский работник:

  • проводит медицинское обследование ребенка, составляет медицинскую карточку ребенка;
  • осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения и развития болезней;
  • составляет и курирует реализацию медицинского блока программы сопровождения случая;
  • взаимодействует с учреждениями здравоохранения по поиску наиболее эффективных мер медицинской реабилитации ребенка;
  • проводит индивидуальное консультирование с ребенком и его родителями (законными представителями).

На консилиуме определяется менеджер ведения случая – специалист Службы, который в решении актуальных вопросов жизнедеятельности ребенка/семьи выступает посредником между ребенком/семьей и школой, социальным окружением, службами, ведомствами, правоохранительными и административными органами.

РАБОТА СО СЛУЧАЕМ (схема 4)

Три основные сферы обитания ребенка (они же являются основными институтами влияния на его воспитание) – это сфера семьи, социальное окружение и система образования. Подавляющее большинство проблем ребенка возникает именно вследствие влияния этих трех институтов. Соответственно и «сигнал» о случае (кризисной, трудной жизненной ситуации в жизни ребенка и/или семьи) поступает как сообщение от родителей, общественности или непосредственно ребенка или как результат профессионального выявления ситуации от специалистов учреждений образования.

Выбор модели реагирования определяется, прежде всего, посредством системы оценок ситуации:

  • Оценка неотложности реагирования, которая определяет, как быстро специалисты Службы должны отреагировать на сообщение о кризисной ситуации;
  • Оценка безопасности, которая определяет степень угрозы для жизни и здоровья ребенка и последовательность необходимых мер для защиты ребенка;
  • Оценка вероятности возможного повторного возникновения кризисной ситуации в будущем;
  • Оценка ресурсов ребенка и/или семьи и социального окружения, а также дефицитов и ограничений.

В тоже время, система реагирования характеризуется рядом условий, имеющих определенные риски:

  • Как правило, объекты реагирования (ребенок и/или семья) настолько разнообразны (индивидуальны), что установить единые принципы оптимальности для всех и даже большинства классов задач очень затруднительно.
  • Цели участников процесса реагирования могут заметно различаться, подчас, становясь прямо противоположными.
  • Критерии правильности реагирования зависят не только и, скорее, не столько от характера задачи, ее цели и т.п., но и от того, насколько корректно, беспристрастно и обоснованно они выбраны, в противном случае результат станет или ошибочным, или нарочито ложным, скорректированным под определенный запрос.
  • Трудности выбора модели реагирования порою скрываются в формулировании самой задачи, если требуется достижение нереальных результатов, например, использование некорректных методов достижения запланированного результата.

Итак, под выбором модели реагирования следует понимать выбор наиболее предпочтительного решения из множества допустимых альтернатив.
Эффективным в отношении детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, может быть только то решение, которое принято на основании закона и является персонально адресным и квалифицированным.

Функции Службы в работе со случаем

  • Информационно-аналитическая (сбор информации по случаю, анализ причин и условий, способствующих развитию трудной жизненной ситуации, прогноз последствий реагирования).
  • Первичного приема заявителя случая.
  • Организация комплексной практической помощи ребенку/семье.
  • Социального мониторинга детей/семей групп риска.
  • Организационно-профилактической работы (информирование по теме родителей, детей, педагогических работников, общественности через организацию и проведение различных методических, воспитательных, общественных мероприятий).

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ

Любая информация о ребенке и его семье, которая становится известна специалистам в ходе работы по сопровождению случая, является конфиденциальной. Принцип конфиденциальности распространяется на всех членов междисциплинарной группы, вне зависимости от их специальности. Однако это не означает, что внутри междисциплинарной группы специалистов существуют «секреты». В противном случае эффективная работа группы становится невозможной.
Специалисты Службы должны иметь четкую позицию в отношении следующих вопросов:

  • какую информацию о клиентке можно предоставлять и кому;
  • какая информация о клиентке подлежит записи и в какой форме;
  • кто имеет право доступа к информации и на каких основаниях;
  • каким образом обеспечивается точность записываемой информации;
  • по какому принципу хранятся и уничтожаются документы, содержащие информацию о случае.

Однако соблюдение принципов конфиденциальности может иметь исключения. В соответствии с положениями статей 121 и 122 Семейного Кодекса Российской Федерации, а также статьи 9 Федерального Закона Российской Федерации от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», к числу таких исключений относятся:

  • информирование органов опеки и попечительства о случаях длительного отсутствия родителей (матери), уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) или находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
  • информирование органов социальной защиты населения о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
  • информирование органов внутренних дел при выявлении фактов жестокого обращения и других противоправных действий в отношении несовершеннолетних.

Важно подчеркнуть, что в рамках вышеперечисленных исключений речь идет о представлении в соответствующие органы информации о социально опасном положении в семье, которое может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью ребенку.