Урок обучения грамоте "Звук [ш] и буква, которая его обозначает"

Разделы: Начальная школа


Цель: научиться отличать звук [ш] от других звуков; научиться читать слоги, слова с новой буквой.

Планируемый результат:

Предметные: характеризовать звуки русского языка; формировать навык чтения, учиться работать с текстом.

  • Метапредметный:
  • регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
  • коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
  • личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения к новой частной задачи.

Оборудование: проектор для просмотра слайдов, презентация.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика.
Мобилизующий этап
– Сегодня на уроке у нас много гостей. Расскажите нашим гостям, как вы ведёте себя на уроке? – На уроке мы сидим,
Не шумим, не кричим,
Руку тихо поднимаем,
Если надо, отвечаем.
Формулирование темы и цели урока
– Назовите изображённые на слайде предметы. (Слайд 2). Приложение 1

– Найдите в словах, обозначающих названия данных предметов, одинаковый незнакомый вам звук и сформулируйте тему урока.

(Слайд 3).

– На слайде изображены шар, шляпа, шишка, Шапокляк.

– В каждом слове есть звук [ш]. Значит, тема урока – «Звук [ш] и буква, которая его обозначает».

– Какую цель вы поставите на уроке? – Мы будем научиться отличать звук [ш] от других звуков; научиться читать слоги, слова с новой буквой.
Работа со звуком [ш]
– Исключите одно из данных слов по самостоятельно найденному признаку. (Шелчок). – Из данных слов можно исключите слово Шапокляк. Оно отвечает на вопрос кто?, а остальные слова отвечают на вопрос что?
– Что вы знаете о Шапокляк?

– А не возник ли у вас вопрос: «Почему у Шапокляк такое странное, необычное имя?» Вы сможете сами ответить на этот вопрос, если послушаете меня внимательно. Шапокляк – это мужской головной убор в виде цилиндра. (Слайд 4).Его носили мужчины в девятнадцатом веке. Они входили в помещение и снимали цилиндр. Держать его было неудобно. Цилиндр сделали складным. По-французски «шапо» – это шляпа. «Кляк» – шлепок ладонью по её верху. После чего шляпа складывалась.

– Так почему же у Шапокляк такое имя? (Шелчок)

– Произнесите звук [ш] в слове Шапокляк и дайте характеристику этого звука.

– Шапокляк – это героиня книги Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Шапокляк – это вредная старуха. Её любимое занятие – делать злые дела.

– У старухи такое имя из-за головного убора, который она носила.

– Звук [ш] согласный. Воздух при его произнесении встречает преграду. Он не поётся и не тянется. Он глухой, так как при его произнесении в ушах не слышно звона. Он твёрдый, потому, что произносится твёрдо.

– Старухе больше всего понравится ландыш, так как в его названии есть звук [ш].

– В слове ландыш звук [ш] последний.

– Ландыши.

– В слове ландыши звук [ш] твёрдый.

– Ориентируясь на тему урока, выберите среди данных цветов тот, который больше всего понравится старухе Шапокляк. (Слайд 5). (Дети пытаются найти слова с таким звуком.)
– Какое место в слове ландыш занимает звук [ш]?

– Измените, слово ландыш таким образом, чтобы оно обозначало не один, а много предметов. (Шелчок)

– Произнесите слово ландыши и дайте характеристику нового звука.

– Я хотела найти слова, в которых звук [ш] мягкий, но не смогла. Может быть, вы знаете такие слова?

– Какой вывод можно сделать?

– Дайте полную характеристику звук [ш].

– Приведите примеры слов со звуком [ш], чередуя в ответах слова, отвечающие на вопрос кто? со словами, отвечающими на вопрос что?

– Звук [ш] всегда твёрдый.

– Звук [ш] согласный, глухой, всегда твёрдый.

– Шура, шина, скворушка, шум, кошка и т.д.

Физкультминутка
– Во время физминутки мы определим, какую одежду предпочитает старуха Шапокляк. Как вы думаете, каков признак её любимой одежды? – Наличие в слове звука [ш].
– Если в слове произнесённом мною слове есть звук [ш], вы прыгаете, выражая радость. Если нет, машете руками, показывая, что эта одежда Шапокляк не нравится. Берет, шляпа, косынка, шарфик, туфли, башмаки, шубка пальто, шорты, брючки, тельняшка. (Дети анализируют слова и выполняют соответствующее движение.)
Знакомство с новой буквой.
– С новым звуком мы познакомились, что мы сейчас должны сделать?

– Пока мы подбирали наряд для старухи, она успела сделать злое дело. Шапокляк спрятала новую букву среди других букв. Кто сможет её отыскать?

(Слайд 6).

– Мы должны познакомиться с буквой, которая обозначает звук [ш].

(Ребёнок находит эту букву на слайде).

Чтение слогов с новой буквой.
– Кто знает, как называется эта буква?

– На какие предметы она похожа?

– Это буква «ша».

– Она похожа на вилы, на расчёску и т.д.

– Вспомните, какую ещё мы ставили перед собой цель и определите, чем мы должны заняться сейчас?

– Я приготовила для чтения слоги, но Шапокляк побывала здесь и их перепутала.

(Слайд 7)

– Мы будем читать слоги с буквой Ш.
– Прочитайте перепутанные слоги про себя и разделите их на две группы по самостоятельно найденному признаку. (Дети читают слоги про себя).
– Какие группы у вас получились? – У нас получились слоги с буквой Ч и слоги с буквой Ш.
– Прочитайте слоги с буквой Ч.

(После этого слоги исчезают),

(Читают слоги с буквой Ч.
– Прочитайте слоги с буквой Ш.

– Прочитайте эти слоги справа налево.

– Прочитайте данные слоги, добавляя к ним по одной согласной букве из имени старухи. (Слайд 7)

Читают слоги с буквой Ш.

Читают слоги справа налево.

Читают слоги добавляя к ним по одной согласной букве из имени старухи.

Чтение слов с новой буквой.
– К какой следующей цели мы перейдём?

– Но у нас возникла новая проблема. К приготовленным мною для чтения словам Шапокляк подогнала ша-отделительную машину. С её помощью буква Ш исчезла из всех напечатанных слов. (Слайд 8).

– Мы будем читать слова с буквой Ш.
– Прочитайте, какие получились слова после работы этой машины. – Ум, утка, лапа, есть, комар.
– Определите, какие слова с Ш попали в эту машину. (Слайд 9).

– Какое задание с этими словами

можно выполнить?

(Дети вставляют в каждое слово букву Ш и читают получившиеся слова.) (Дети подбирают варианты заданий).
Чтение текста про шикшу.
– Хотя старуха Шапокляк сегодня сделала нам много вредных дел, я предлагаю вам сделать для неё доброе дело. Мы с вами прочитаем ей и нашим гостям текст. Как вы думаете, что обязательно встретится в этом тексте. О чём этот текст вы узнаете, если отгадаете загадку? (Слайд 10-24). – Я в лесу расту, где мох.
Ягодки мои с горох.
Похожа я на елочку –
Я тоже вся в иголочках.

(Дети отгадывают загадку и читают текст)

Итог урока
– Почему растение называют «вороника»?

– Почему растение называют «водяника»?

– На что похожи её листочки?

– Мы преодолели сегодня на уроке все злые дела старухи Шапокляк.

(Дети отвечают на вопросы).
– Что бы вы хотели пожелать ей на прощанье?

Поработайте в парах. Придумайте вопрос, по сегодняшнему уроку, который вы зададите своим одноклассникам. За что я могу вас сегодня похвалить? (Слайд 25).

(Ответы детей).
Выход за рамки урока.
Поработайте с атласом «От земли до неба», найдите пользуясь алфавитным указателем, названия животных или растений с буквой Ш и к следующему уроку кратко прочитаете об этом.