Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: Родина, планета Земля


Цели:

  • Расширить представления детей о стране, в которой они живут, о своём родном городе;
  • Воспитывать любовь к родному краю, Родине;
  • Познакомить с государственной символикой России: флагом, гербом, гимном;
  • Познакомить с гербом своего города;
  • Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование:

  • Глобус;
  • Физическая карта России;
  • Карта Псковской области;
  • Схема – карта города Новоржева;
  • Изображение герба, флага России;
  • Изображение флагов разных стран;
  • Изображение герба города Новоржева;
  • Звукозапись гимна России;
  • Карточки с адресом, карточка с ребусом.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок.
Начинаем мы урок.
На меня все посмотрели
И тихонечко все сели.

2. Мотивация.

Сядьте удобно. Повторяйте за мной:
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Память моя крепнет.
Я готов к работе.

- А каким вы хотите видеть сегодня наш урок?

3. Сообщение темы и цели урока.

Вы тему урока сами узнайте,
Вы ребус этот сейчас разгадайте.

Речь пойдет сегодня о Родине, о нашей большой стране и о нашей “малой родине” – родном городе Новоржеве. Послушайте стихотворение Степанова Владимира

"Что мы Родиной зовём?"

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

4. Изучение нового материала.

Вступительная беседа.

- Очень часто мы слышим: “Планета Земля – наш большой дом”. А где находится наша планета?

- Во Вселенной.

- А в какой стране мы с вами живем?

- Мы живем в России.

- Россия - это наша Родина.

- Родина, Отечество, родная сторона, родная страна, Отчизна – все эти слова похожи по своему значению. Они обозначают то место, где человек родился, где он живет, работает и учится, где живут его родные, близкие, друзья. Это место куда вновь, и вновь хочется возвращаться. Каждый человек должен любить свою Родину, не забывать ее, гордиться ею.

- А кто знает, в каком регионе мы живем?

- Наш регион 60. Это Псковская область. Это число 60 можно увидеть на номерах автомобилей нашей области.

- Посмотрите внимательно на глобус и на карту, найдите нашу страну – Россию.

- Посмотрите теперь на карту Псковской области, найдите наш город – Новоржев /Рисунок1/.

- У вас на столах лежат листы с картой нашей области. Закрасим на ней красным карандашом наш город /Рисунок2/.

5. Физкультминутка.

“Дети по лесу гуляли”

Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте.)
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам.)
Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, “тянутся к солнышку.)
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали. (Машут руками.)
Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши.)
Ногами топаем! (Топают ногами.)
Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох-выдох.)
И немножечко устали! (Дети садятся на свои места.)

6. Знакомство с государственной символикой России.

- Наша страна огромна. Она протянулась далеко с запада на восток и с севера на юг.

– Родина начинается с символов страны. Что такое символы?

Из толкового словаря: “Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран”.

- Продолжите ряд: флаг … (герб, гимн).

- Рассмотрите флаги и гербы /Рисунок3/.

- Найдите и поставьте галочки возле герба и флага РФ.

Посмотрите на флаг России /Рисунок4/.

“Флаг России – трехцветный: бело-сине-красный. С 21 августа 1991 года официальным флагом Российской Федерации считается полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос”.

Белый цвет символизирует мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность.

- Где мы можем еще увидеть белый цвет? (Белое платье невесты).

Синий – небо, целомудрие, верность, духовность, веру.

- Когда мы можем видеть такое синее небо? (В теплую, ясную погоду).

Алый (красный) – символизирует отвагу, защиту веры и бедных людей, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смертный бой.

- Что напоминает красный цвет? (Это цвет крови, огня).

- Правильно. Раньше наш флаг был красного цвета – цвета крови. Мужчины защищали нашу страну в боях, проливая кровь, не жалея своих жизней. В нашем классе большинство мальчиков, они являются будущими защитниками Отечества.

- Наш край богат людьми, которые погибли, защищая страну от врагов во время ВОВ, войны в Афганистане, в Чечне. Совсем юным погиб в Чеченскую войну Михайлов Сергей /Рисунок5/.

- О Сергее Михайлове нам расскажет Александров Паша.

Примерный текст сообщения:

“Гвардии рядовой Михайлов Сергей Анатольевич, наводчик – оператор в/ч 32515. Родился 28 сентября 1979 года в городе Новоржеве Псковской области. Призван на действительную военную службу 9 июня 1999 года Новоржевским РВК Псковской области. 29 февраля – 1 марта 2000 года на высоте 776.0 в Аргунском ущелье 90 псковских десантников, среди которых были 18-19-тилетние парни, приняли неравный бой с противником, превосходящим их по численности в 20-25 раз. Не уступив дорогу бандитам, прорывающимся из окружения, воины – десантники отдали свои молодые жизни, уничтожив свыше 700 боевиков о до конца выполнив свой долг перед Отечеством. Часы для 6 – ой роты остановились 1марта в 06.10 – 06.15.

Шестая рота – слезы на глазах.
Шестая рота – сердце боль пронзает.
А в голубых и чистых небесах
Над нами стая птичья пролетает.

Указом президента РФ за мужество и героизм, проявленные в боях с террористами на территории Северного Кавказа, гвардейцы – десантники награждены орденом Мужества (посмертно). Гвардии рядовой, Михайлов Сергей Анатольевич, похоронен на городском кладбище города Новоржева. Воинам – десантникам 6 – ой роты поставлен памятник, в форме купола парашюта” /Рисунок6/.

- Раскрась государственный флаг России в тетради на стр.4

Герб России – отличительный знак государства /Рисунок7/.

“Каждое государство имеет свой герб. Основными элементами герба России являются всадник с копьем и двуглавый орел”.

Гимн России – торжественная песня о стране, его поют стоя. (Звучит грамзапись первого куплета гимна, который предлагаю учащимся прослушать стоя). Весь текст гимна посмотрите в учебнике на странице 6.

7. Знакомство с гербом города Новоржева /Рисунок8/.

Герб утверждён императрицей Екатериной II 28 мая 1781 года /Рисунок9/.

"В верхней части щита герб Псковский. В нижней - в золотом поле три волокна пеньки связанные, означающие изобилие сего произростания в окрестностях оного города".

Барс - символ отваги, храбрости, мужества. Золотой его цвет свидетельствует о богатстве, справедливости, великодушии.

Благословляющая рука (имеющая указательный и средний пальцы вытянутыми, а прочие сложенными) означает покровительство небесн сил.

Голубое (лазурный) поле – знак красоты, величия, неповторимости мест.

8. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

– Чтобы еще хотели узнать?

9. Домашнее задание.

- Узнайте историю названия улицы, на которой вы живёте. Приготовьте сообщения.

Заполните карточки (раздаются каждому ученику):

Вселенная.

  • Планета – Земля
  • Страна – Россия
  • Город (деревня) - ….
  • Улица - …..
  • Дом - ….
  • Квартира - …..

Их мы разместим на карте-плане нашего города в соответствии с вашим адресом /Рисунок 10/.

- Родина наша огромна. Всё, что создано на земле, всё это для человека – для нас с вами. Об этом мы должны всегда помнить и беречь, то, что у нас есть.

- Урок окончен. Спасибо за работу!