Подготовка и адаптация ребенка к школе через занятия в дополнительном образовании

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на первый план выдвинули цели развития ученика, формирования у младшего школьника умения учиться и достижения при этом высокого уровня знаний, умений, навыков.

Готовность ребенка к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физической готовностью, т.е. состоянием здоровья и физическим развитием ребенка; интеллектуальной и личностной готовностью.

Старый, как мир, вопрос: нужно ли учить ребенка до школы? - давно потерял свою актуальность. Стремительность 21 века внесла коррективы и в эту проблему, рост информации, увеличение нагрузки, наряду с ухудшающимся здоровьем и ростом школьных проблем, заставляет школу и родителей искать варианты такой подготовки, которая смогла бы обеспечить нормальную адаптацию в школе и хотя бы частично "разгрузила" ребенка на первых, самых сложных этапах обучения.

Второй год на базе МКОУДОД "Северо-Енисейский детско-юношеский центр" работает объединение для дошкольников - "Кроха", целью которого стало развитие творческих, познавательных способностей и мотивация к обучению. Одной из отличительных особенностей является игровая форма проведения занятий, что способствует раскрепощению личности ребенка и служит безболезненному переходу от игровой (ведущей деятельности дошкольного периода) к деятельности учебной. На занятиях используется повседневный опыт детей. Это помогает ребенку почувствовать то, что с ним сейчас происходит.

Так как современные дошкольники очень подвижны, активны, раскованны в поведении, импульсивны, то для таких детей используем на занятиях частую смену видов деятельности, в которой они учатся усваивать "правильное" поведение взрослых. Игра за столом сменяется подвижными играми, работа по аналогии - творческими заданиями. Такое чередование исключает быструю утомляемость, а также перегрузку.

За время работы объединения педагоги проанализировали и отобрали разные методы обучения и развития детей, накопили не малый педагогический опыт. Дети занимаются по предметам:

- психология (формировать позитивного отношение детей к себе и окружающему миру);

- ОФП (овладеть рациональной техникой двигательных действий, развивать интерес к физической культуре);

- компьютер-мой друг (формировать первоначальные основы компьютерной грамотности, через информационные компьютерные технологии);

- английский язык (научить представлять себя, представлять свою семью, перечислять название цветов, считать от одного до двадцати, описывать своего любимого героя сказок, перечислять название животных, игрушек, и перечислять название продуктов);

- изо деятельность (развивать творческое воображение детей, познакомить с различными видами ДПИ, воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру);

- веселая математика (развивать память, внимание, образное и логическое мышление (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать), формировать конструктивное мышление на геометрическом материале, привить интерес к знаниям, опираясь на занимательный материал);

- обучение грамоте (развивать навыки четкой, правильной, выразительной речи, привить интерес к знаниям, усвоить фонетическую сторону речи и правильное произношение всех звуков родного языка

опираясь на занимательный материал).

Педагогами объединения "Кроха" организуются родительские собрания, на которых представляется деятельность объединения и достижения детей. (Приложение 1, Приложение 2).

По окончанию обучения по программе готовится мероприятие на котором ребятам вручаются личные портфолио, дипломы о прохождении программы дополнительного образования и т.д. Дети и родители принимают участие в различных веселых конкурсах. (Приложение 3). Педагогами готовятся видео ролик, презентация для детей и родителей. (Приложение 4)

Педагоги стремятся к развитию творческих способностей обучающихся, обеспечивают условия благоприятные для творчества. Одной из основных задач является организация соответствующего окружения, что способствует формированию творческого отношения к окружающей действительности. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Все дети, особенно старшие дошкольники, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, занимаются народными ремеслами и т.д. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности.

Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школьного обучения - это написание сочинений по литературе. Общеизвестно и то, что школьники, отличающиеся богатством воображения, пишут их легче и лучше. Однако нередко именно эти дети отличаются неплохими результатами и по другим предметам. Влияние хорошо развитого воображения на эти успехи не так заметно на первый взгляд. Вместе с тем психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность ребенка.

Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:

- построение образа конечного результата;

- создание программы поведения;

- создание образов заменяющих деятельность;

- создание образов описываемых объектов.

Все эти функции невозможно выполнить без активизации, наряду с воображением, мышления и памяти. На занятиях в объединении "Кроха" дети могут научиться множеству увлекательных и полезных вещей: работе с бумагой и вышивке, изготовлению поделок из природного материала, лепке из пластилина, глины. Делая что-то своими руками, они развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшем эти качества будут не лишними.

Занятия творчеством помогают нашим воспитанникам развивать художественный вкус и логику, формируют пространственное воображение, они учатся ориентироваться на листе бумаги. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для дошколят и младших школьников. Развитие способности руки происходит в одинаковом темпе с развитием мышления. Понимания существа дела ребенок достигает с помощью рук (Монтессори). На занятиях обучающиеся объединения "Кроха" погружены в обстоятельства, где должны делать логические ходы, т.е. мыслить (делать анализ) чтобы выполнить предложенную работу.

Наши занятия не только развивают фантазию, но и дают множество практических навыков. И еще очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет нашим ребятам чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по - настоящему счастлив.