Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "Юмористические стихи. Стихотворение А.Л. Барто «Леночка с букетом»"

Разделы: Начальная школа


Класс, в котором изучается раздел, тема: 4 класс.

Название программы, УМК: "Начальная школа XXI века".

Название раздела и темы программы: Юмористические произведения

(3 ч); урок № 2.

Визитная карточка урока.

Тема: Юмористические стихи. Стихотворение А. Л. Барто "Леночка с букетом".

Тип урока: комбинированный.

Форма: коллективная в сочетании с работой в парах.

Учебная задача: воспроизвести знания детей о творчестве А.Л. Барто; познакомить с ироническим стихотворением "Леночка с букетом".

Цели:

  • Обучающие: познакомить с ироническим стихотворением А.Л. Барто "Леночка с букетом", воспроизвести знания о произведениях А.Л. Барто; развивать речь учащихся и внимание к выразительным средствам речи, формирование навыка беглого, выразительного чтения.
  • Развивающие: развитие умения учащихся анализировать и сравнивать произведения, развитие умения детей высказывать свои мысли, формирование умения частично - поисковой деятельности.
  • Воспитывающие: формирование устойчивого интереса к творчеству А. Л. Барто; развитие коммуникативных навыков; формирование мотивации к учёбе в целом.

Оборудование.

  • Учебник "Литературное чтение" для 4 кл. Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова, издательский центр "Вентана - Граф", 2004г.
  • Портрет А.Л. Барто. (Приложение1)
  • Выставка книг поэтессы.
  • Карточки настроения (рефлексия). (Приложение2)
  • Индивидуальные листы с заданиями. (Приложение3)
  • Текст "Пушок" для многократного чтения (у каждого ученика).
  • Карточки для определения интонации.
  • Составляющие части будущей стенгазеты (название, портрет, биография, тема стихов) (Приложение4)

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Физ. разминка

1 - 2 - выше голова.

3 - 4 - руки шире.

5 - 6 - тихо сесть.

7 - 8 - лень отбросим.

Рефлексия

Учитель:

- Ребята, с каким настроением вы начинаете сегодняшний урок? (карточки настроений)

- Подарим друг другу улыбки и приступим к речевой разминке.

II. Речевая разминка.

1. Упражнения на дыхание.

  • Вдох - выдох - через нос,
  • Вдох - выдох - через рот,
  • Вдох - выдох - через рот,
  • Вдох - выдох - через нос.

(Одна рука лежит на груди, другая - на животе).

2.Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.

а) Работа с записанной на доске скороговоркой.

Проворонила ворона воронёнка.

- Ребята, что написано на доске? (скороговорка).

Как вы понимаете её смысл?

Прочтите её сначала медленно, затем быстро и ещё быстрей.

(опрос желающих).

- Ребята, скороговорку можно прочитать не только с разным темпом, но и с разной интонацией.

- Прочитайте так, чтобы нам стало понятно, что вам жалко воронёнка.

- Прочитайте с осуждением в адрес вороны. ("Вот растяпа, эта ворона!")

- Прочитайте с удивлением. ("Не может быть!").

б) "Определи тон".

- Сейчас я буду произносить фразы разным тоном. Вам нужно определить характер тона, т.е. с каким чувством фраза была произнесена.

(У ребят на партах лежат карточки с подсказками):

  • радостно
  • грустно
  • равнодушно
  • удивлённо
  • с досадой и огорчением.)

Фразы:

  • Мы завтра идём в поход.
  • В нашей школе сегодня будет концерт.
  • Завтра обещают дождь.

3. Упражнение на развитие беглости чтения.

На индивидуальных карточках напечатан текст "Пушок".

(Контрольные работы в начальной школе по чтению, В. Г. Горецкий, издательский дом "Дрофа", 1997г., с. 97).

В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушок.

Если Пушок был голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом ёж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.

Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.

Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. Наестся, бывало, ёжик, заберётся на печку, свернётся клубочком и спит. А вечером вылезет и начнёт по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает :

- Читаем текст "глазами"

  • "жужжим"
  • "вслух".

- Кто является главным героем рассказа? (ёж)

- Почему ежа назвали Пушок? (Когда его гладили, он прижимал колючки и становился мягким.)

III. Актуализация знаний. Повторение юмористических стихов.

- Сейчас я предлагаю вам литературную игру "Вспомни и назови". Ученики будут читать стихи, а вы должны вспомнить их название и автора. (К доске выходят 3 заранее подготовленных ученика).

1) ":За машиной гонится
Шустрый ветерок.
Тюлюлюй наш клонится
Всё на левый бок.
- не срамись, Тюлюлюй!
Распрямись, Тюлюлюй!
Тюлюлюй глаза скосил,
Загудел, заголосил:
- Да-а! сами криво посадили,
А Тюлюлюй виноват! У-у-у-у!
Вот какой Тюлюлюй,
Тюлюлююшка!..."
Е. Благинина "Тюлюлюй".
2) ":Кто мелом,
Резинкой,
Любою безделицей
В классе
Ни с кем
Ни за что
Не поделится -
Имя тому
Подходящее дадено,
Даже не имя,
А прозвище:
ЖАДИНА!
Я.Аким "Жадина".
"Мы целое утро
Возились с ростками,
Мы их посадили
Своими руками.
Мы с бабушкой вместе
Сажали рассаду,
А Катя ходила
С подругой по саду.
Потом нам пришлось
Воевать с сорняками.
Мы их вырывали своими руками.
Таскали мы с бабушкой
Полные лейки.
А Катя сидела
В саду на скамейке.
- Ты что на скамейке
Сидишь, как чужая?
А Катя сказала:
Я жду урожая.
А.Л. Барто.

IV. Сообщение целей урока.

-Автором последнего стихотворения является Агния Львовна Барто. С творчеством этой поэтессы мы неоднократно встречались на уроках литературного чтения и в 1, и во 2 и в 3 классах. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями этого замечательного детского автора.

V. Мобилизующий этап.

- Вам понравились произведения этого автора? Чем?

-Хотели бы вы сохранить самые добрые воспоминания о сегодняшнем уроке?

- Но воспоминания это не вещь, а наши мысли, чувства, эмоции, переживания. Как же их можно сохранить?

С помощью:

  • Фотографии.
  • Видеосъёмки.
  • Книги.
  • Журнала.
  • Газеты.

- Что же мы можем сделать в наших условиях за один урок? (стенгазету).

- Что же, по вашему мнению, должно быть в этой газете?

(название, фотографии, краткая биография, рисунки, стихи:)

Чтобы создать стенгазету, нужно вспомнить всё, что мы знаем об Агнии Львовне Барто и её творчестве. (К ватману прикрепляется заголовок газеты "А.Л. Барто" и её портрет).

- А теперь давайте познакомимся с краткой биографией А.Л. Барто.

(Заранее подготовленный ученик рассказывает краткую биографию А.Л. Барто и прикрепляет её к ватману)

Агния Львовна Барто родилась в 1906 году в Москве. Училась она в самой обыкновенной московской школе. Там же и стихи писать начала. Ещё в младших классах. Это были стихи о влюблённых принцах! И лишь потом, когда стала постарше, стала писать весёлые стихи о своих подружках для школьной стенгазеты.

Вообще-то Агния Барто собиралась стать балериной, даже училась в хореографическом училище, но желание писать детские книги оказалось сильнее. Первая книжка молодого автора вышла в свет в 1925 году. Пожалуй, не было ещё на свете бабушек и дедушек читателей этой книги, а стихи о том, как "Уронили мишку на пол", "Идёт бычок, качается" уже были :

Несколько лет в передачах радиостанции "Маяк" звучал негромкий, спокойный женский голос - Агния Львовна вела передачу "Найти человека". Ей удалось соединить 927 семей размётанных по белу свету войной. Это ещё одна, очень важная страница творчества Агнии Львовны Барто.

В 1981 году Агнии Львовны не стало, а книги её будут жить долгой и счастливой жизнью, принося радость и детям, и взрослым.

V. Работа по теме урока.

1. Знакомство с юмористическим стихотворением А.Л. Барто "Леночка с букетом".

Самостоятельное первичное чтение.

- Откройте учебник на стр.121. и прочитайте стихотворение А.Л. Барто "Леночка с букетом".

Обмен первыми впечатлениями и комментирование заголовка.

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

- Объясните название стихотворения.

Упражнение в выразительном чтении: выбор тона и темпа для каждой строфы, соблюдение ритма.

- А сейчас мы поработаем над средствами выразительности в этом стихотворении.

- Какой темп чтения должен быть в этом стихотворении? (умеренный)

- Каким тоном нужно читать стихотворение? (У каждой строфы свой тон.)

№ строфы Тон
1 Торжественно
2 Трогательно
3 Умиленно
4 3 строки - восхищённо, а 4 - иронично
5 С иронией
6 С переживанием
7 Спокойно
8 С сожалением

Беседа:

- Почему девочку не волнует учёба? (Ей некогда учится, она любит посещать различные мероприятия и выступать на сцене.)

- В каких словах слышится ирония? (Выступает третий год.)

- Почему Лена держится смело? (Ей знакомо это дело.)

- Что для Лены самое важное? (Ой, Другую ученицу не послали бы на съезд!)

- Что её волнует? (У меня районный пленум, я приветствие учу.)

- Какая успеваемость у Лены? (Отстаёт по всем предметам.)

- Что может ожидать девочку в будущем? (Свободные ответы детей.)

- Каким чувством пронизано это стихотворение? (Иронией).

- Что такое ирония? Чем она отличается от юмора? (Ирония - тонкая, затаённая, осуждающая насмешка, один из видов юмора.

Юмор - беззлобно-насмешливое изображение недостатков и поведения людей, к которым автор относится с симпатией, дружески подшучивая над ними.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Я предлагаю вам немного отдохнуть.

Мы сейчас все дружно встанем (Дети встают из-за парт)
И немножко отдохнём. (Потягиваются)
Вправо, влево повернитесь, (Повороты вправо и влево)
Наклонитесь, поклонитесь! (наклон вперёд, ещё ниже наклон)
Руки вверх и руки вбок, (Руки вверх, руки вбок)
И на месте прыг. Да скок! (Прыгают на месте)
А теперь бегом вприпрыжку, (Бег на месте)
Молодцы, девчонки и мальчишки! (Тихо садятся).

Продолжение работы по теме урока.

Подготовка выразительного чтения стихотворения (работа в парах.)

- Сейчас вы поработаете в парах с соседом по парте. Ваша задача: подготовить выразительное чтение стихотворения. (Учащиеся работают самостоятельтно.)

Выразительное чтение стихотворения А.Л. Барто "Леночка с букетом".

- А теперь нам предстоит выбрать пару, чьё выразительное чтение стихотворения будет лучшим. (К доске выходят три пары учащихся - с каждого ряда по паре. Читают стихотворение, а класс выбирает лучшую пару, комментируя свой выбор.)

VI. Закрепление полученных знаний.

Работа в тетрадях на печатной основе (на индивидуальных листах.)

- Выполните самостоятельно задание № 3 у себя на индивидуальных листах.

- Проверьте работу друг у друга. (Взаимопроверка в парах).

Работа с выставкой книг А.Л. Барто.

- Посмотрите на эти книги. Автор книг Агния Львовна Барто. В любой детской библиотеке, будь то школьная, городская или ваша домашняя библиотека, вы наверняка отыщете стихи Агнии Львовны и с удовольствием прочтете их себе, своим друзьям и родителям, а когда вырастите, вы, несомненно, будете их читать своим детям.

VII. Домашнее задание.

Подготовится к конкурсу чтецов, выучить наизусть любое стихотворение А. Л. Барто. Выполнить домашнее задание с индивидуального листа.

VIII. Подведение итогов урока.

- Вот и подошёл к концу наш сегодняшний урок литературного чтения. Я хочу спросить у вас: понравились ли вам стихи А.Л. Барто? Мотивируйте свой ответ.

- Сделайте вывод: о ком и для кого писала свои произведения А.Л. Барто? (О детях и для детей - на ватман)

- Итог нашей совместной деятельности - это начало работы по созданию уникальной газеты в условиях доброжелательной атмосферы и творческого сотрудничества. Завтра мы дополним её вашими творческими домашними работами. Пусть она украшает ваш класс, напоминает вам об этом уроке, а ребятам из других классов пусть поможет полюбить стихи прекрасного автора Агнии Львовны Барто.

Оценивание работы детей на уроке.

Рефлексия:

- Какое настроение вы уносите с собой после нашего урока? (оформление экрана комфорта).

- Урок окончен.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (если урок 45 минут) (Приложение5)

Сравнение произведения Николая Николаевича Носова "Федина задача" и Агнии Львовны Барто "Леночка с букетом" (работа в парах.)

- Предлагаю вам сравнить произведения Николая Николаевича Носова "Федина задача" и Агнии Львовны Барто "Леночка с букетом", работая в парах с соседом по парте. Для этого вам необходимо заполнить таблицу, в которой вы сравните произведения по жанру, теме, главной мысли, отношению автора к своему произведению и вашему отношению к этим произведениям с последующей коллективной проверкой работы:

Название произведения Жанр Тема Главная мысль Отношение автора Отношение читателя
Н.Н. Носов "Федина задача". Рассказ О детях Нельзя делать два дела сразу. Беззлобно - юмористическое Иронично - добро -желательное.
А.Л. Барто "Леночка с букетом". Стихотворение О детях Нужно делать главное дело Осуждающе - ироническое Осуждающее