Умножение обыкновенных дробей

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения: урок-путешествие в город “Умножайск”.

Цели урока.

Образовательная:

- отработка навыков умножения обыкновенных дробей, нахождения дроби от числа.

Развивающая:

- развивать интерес к предмету;

- развивать у учащихся умение концентрироваться, слушать, а так же логическое мышление, речь, внимание, воображение; умение анализировать и сравнивать.

Воспитательная:

- воспитание аккуратности, сосредоточенности, самостоятельности, ответственного отношения к учёбе.

Оборудование: Компьютеры, проектор, экран, презентация, сигнальные карточки, карточки для устной работы, электронные тесты, смайлы, карты достижений.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!
Встаньте все красиво,
С гостями поздоровайтесь учтиво.
Тихо сядьте, спины прямо.
Все легонечко вздохнем
И урок мы наш начнём.

А урок у нас будет необычным. Мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в город Умножайск. (Слайд 1)

Жители этого города – обыкновенные дроби, которые живут весело и дружно. Урок наш – повторительно – обобщающий. А как вы думаете, что мы будем повторять с жителями города Умножайска? (Ответы детей: умножение обыкновенных дробей, смешанных чисел, умножение дроби на натуральное число, нахождение дроби от числа)

А сейчас давайте посмотрим наш маршрут путешествия. (Слайд 2))

Сбор снаряжения —> Исторический проспект —> Игровые автоматы —>
Парк Умных дробей —> Помоги Антошке —> Спортивный комплекс —>
Бульвар веселых задач —> Компьютерный салон —> Замок Невыученных уроков.

На уроке дроби будем умножать,
На вопросы дружно будем отвечать.
Знания отличные сможем показать.
На Историческом проспекте пополните свои знания,
В игровых автоматах вас ждут серьезные задания.
По парку будем мы гулять – дроби будем умножать.
Вот Антошка громко плачет, мы ему решим задачи.
В спортивный комплекс мы зайдем, заряд бодрости приобретём.
На Бульваре веселых задач нас ждут серьезные испытания.
На компьютере проверить сможешь свои знания.
К Замку Невыученных уроков подойдем,
Новые задания в нем мы найдем.
Предлагаю подружиться и всем вместе потрудиться.

Все свои результаты вы будете заносить в личную карту Достижений. В конце путешествия каждый из вас, подведя итог, получит оценку за урок.

Карта Достижений _____________

Сбор снаряж-я

Истор-й проспект

Игровые автоматы

Парк умных дробей

Помоги Антошке

Бульвар Веселых задач

Комп. салон

Кол-о баллов

Оценка за урок

                 

А девиз нашего путешествия. (Слайд 3)

“Результат учения равен произведению способности на старательность. Если старательность равна нулю, то и произведение равно нулю. А способности есть у каждого”.

II. Актуализация опорных знаний.

Наше путешествие начнем со сбора снаряжения, которое нам понадобится в дороге. Как вы думаете, что мы возьмем с собой в дорогу? (Ответы детей: знания, умения, навыки). И конечно же хорошее настроение и хорошую погоду. (Слайд 4)

У вас на столах лежат сигнальные карточки. Я вам говорю утверждение, а вы, если со мной согласны, поднимаете карточку зеленой стороной ко мне. А если не согласны, то красной. За каждый правильный ответ вы ставите “+” в соответствующий столбец карты Достижений. Итак, начинаем.

    1. Я считаю, что при умножении обыкновенной дроби на натуральное число, нужно числитель этой дроби умножить на это число, а знаменатель оставить тем же. (+)
    2. Произведением двух дробей является дробь, числитель которой равен произведению знаменателей, а знаменатель – произведению числителей. (-)
    3. 1  x 1 = (+)
    4. Мне кажется, что для того, чтобы выполнить умножение смешанных чисел, надо отдельно умножить целые части и отдельно умножить дробные части, а затем сложить полученные результаты. (-)
    5. x 0 = 2 (-)
    6. От перемены мест слагаемых произведение не меняется. (-)
    7. x 9 = 3 (+)
    8. Чтобы найти дробь от числа, можно число разделить на эту дробь. (-)
    9. Если я умножу две неправильные дроби, то в результате получу обязательно неправильную дробь. (+)
    10. Я думаю, что у всякой правильной дроби можно выделить целую часть. (-)

III. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

(Предварительно учащимся было дано задание: используя справочную литературу по истории математики, подготовить небольшие сообщения из истории обыкновенных дробей.)

Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на “Исторический проспект”. Ребята подготовили д небольшие сообщения. (Слайд 5)

О том, когда появились дроби, расскажет вам Влад.

А какие же дроби вызывают особый интерес? – об это нам поведает Женя.

О том, какими дробями пользовались римляне, расскажет София.

А вот о том, что нам в жизни без дробей не обойтись, нам докажет Ирина.

Образец выступления:

А знаете ли вы, как и когда появились дроби?

По мере развития представлений о натуральных числах, возникли и представления о долях единицы. Так появились дроби , , и т. д., которые теперь называются родовыми или основными дробями.

Из-за частого употребления некоторые из этих дробей получили еще по одному названию: половина, треть, четверть, осьмушка.

Особый интерес вызывают дроби,

знаменатели, которых кратны 60: , и т. д.

Этими дробями пользовались астрономы всех народов вплоть до 16 века. Эти дроби также употреблялись в вычислительных задачах геометрии и алгебры, в теории музыки.

С их помощью отсчитывали временные такты, ведь не случайно одна минута – это часть часа, одна секунда – это часть часа.

Римляне пользовались дробями,

имевшими знаменатель 12, и называли дробь - унция.

Например, вместо того, чтобы сказать: “Я прочитал книги”, они говорили: “Я прочитал 5 унций книги”. Дроби со знаменателем 12, вероятно, появились из-за деления года на 12 месяцев, которое было принято у римлян со времен правления царя Нумы (8-7 вв. до н.э.).

В жизни без дробей не обойтись,

судите сами. Вот рецепт бабушкиного печенья. Взять 1/3 чайной ложки соды, полчайной ложки соли, 1/3 пачки маргарина, полтора стакана сахара, один и три десятых килограмма муки. Замесите тесто, выложите его в форму и поставить на четверть часа в духовку.

А сейчас давайте зайдем в Игровые автоматы..

А знаете ли вы, что названия “числитель” и “знаменатель” ввёл в употребление греческий учёный

– математик? Его имя вы узнаете, посетив Игровые автоматы и правильно решив примеры. (Каждому ученику по 2 примера на демонстрационных карточках). За каждый правильно решенный пример ставите себе плюсик в столбец “Игровые автоматы”. (Примечание: класс малокомплектный – 6 учеников). (Слайд 6)

1. x1 = () 7. 2 + = (2 )

2. + = (1) 8. 2 = (4)

3. = ( 3) 9. 3 = (1)

4. 1 = () 10. = ()

5. = ( ) 11. = ()

6. 1 - = ( ) 12. 1 = ()

(Максим Плануд)

Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка “попасть в дроби”, что означало попасть в трудное положение. И сегодня на уроке мы докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение.

Будь внимательней, дружок,
Продолжаем мы урок.
Предстоит тебе опять
Дроби обыкновенные умножать.

А сейчас мы посетим с вами парк Парк Умных Дробей. (Слайд 7)

Посмотрите, сколько вокруг красивых цветов. Среди них есть ромашка. Давайте, погадаем на ромашке. Умножьте дробь, стоящую внутри цветка на число, написанное на лепестке.

Каждый срывает по одному лепестку. За правильно решенный пример ставите себе плюсик в соответствующий столбец карты достижений.

Слышите, ребята, там кто-то плачет. Да это же Антошка не может решить примеры на нахождение дроби от числа. Помогите Антошке. Каждый решает по одному примеру, за правильно решенный пример ставите плюсик в столбец “Помоги Антошке”. (Слайд 8)

IV. Физкультминутка.

Следующий объект, который мы посетим – спортивный комплекс. (Слайд 9). (Под музыку)

Пол-урока мы решали,
Пол-урока размышляли…
И теперь пришла пора-
Разомнётся детвора.
Аккуратно потянулись.
И к соседу повернулись.
Посмотрели в потолок….
Посмотрели в уголок…
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Еще попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
Стали мы теперь бодрее,
Будем думать мы быстрее!

V. Задачи на повторение и закрепление.

Следующий объект в нашем путешествии Бульвар Весёлых Задач. (Слайд 10)

Используя свои знания и умения по теме “Сложение, вычитание, умножение обыкновенных дробей. Нахождение дроби от числа”, решите следующие задачи в парах. Сверьтесь с ответами. За каждую правильно решенную задачу поставьте “+” в соответствующий столбец карты Достижений.

Помоги Незнайке (Слайд 11)

(6 баллов) Задача. Как-то раз Незнайка решил начать новую жизнь. Он составил себе такое расписание на сутки: “1/6 часть суток потратить на чтение умных книг; 3/8 – на совершение добрых дел; 1/12 – на прием пищи (завтрак, обед, ужин); 2/8 – на занятия спортом; 8 ч – на сон”. Сможете ли Вы помочь Незнайке и сказать, выполним ли этот план?

(Чтение – 4 ч , Добрые дела – 9 ч, Приём пищи – 2 ч, Занятия спортом – 6 ч, Сон – 8 ч, Всего – 29 ч. План не выполним.)

Вершки и корешки. (Слайд 12)

(2 балла) Задача. Бригада, состоящая из мужика и медведя, собрала урожай весом 3т. 2/3 урожая приходится на корешки, а остальное на вершки. Сколько тонн урожая достанется медведю, если известно, что по договору ему причитаются все вершки?

(Мужику корешки – 2 т, Медведю вершки – 1 т)

Царь-Колокол и Царь-Пушка. (Слайд 13)

(2 балла). Задача. В Московском Кремле хранятся старинные пушка и колокол. За большую величину их назвали Царь-колокол и Царь-пушка. Вместе они весят 240 т. Найдите массу Царь-колокола, если она составляет 8/12 общей массы. Что тяжелее, Царь-колокол или Царь-пушка?

(Царь-колокол – 160 т, Царь-пушка – 80 т. Царь-колокол тяжелее.)

VI. Контроль знаний.

А сейчас давайте заглянем с вами в Компьютерный салон. (Слайд 14)

Теперь вам нужно потрудиться:

Решить компьютерный тест и не ошибиться.

(Компьютерное тестирование по теме “Умножение обыкновенных дробей”. Тестирующая компьютерная программа “Действия с обыкновенными дробями”.

Версия 2.1. С.А. Ермолин, 2000 – Приложение)

VII. Итог урока.

Сегодня вы поработали очень хорошо. И сейчас пройдем в Вычислительный центр. (Слайд 15)

Вот закончился урок,
Подведем сейчас итог.
Кто же лучше всех трудился,
На уроке отличился?

Подсчитайте общее количество баллов в своих картах Достижений и выставьте себе оценки за урок, согласно таблице:

Количество баллов Оценка
30 и больше 5
22 - 29 4
14 - 21 3
0 - 13 2

VIII. Домашнее задание.

Давайте посетим с вами Замок Невыученных Уроков. (Слайд 16)

Мы много вспомнили, друзья,
Без этого никак нельзя.
Правила мы повторили,
На практике их применили.

Задачи, находя решенье,
Развивают мышление,
Память и внимание,
Закрепляли знания.
А теперь, внимание,
Домашнее задание:
П. 26 – п. 27, № 926 (2), № 828
Не вызовет оно проблем,
Решенья ход известен всем.

IX. Рефлексия.

Закончим наш урок словами: (Слайд 17)
Богатство нужно так нажить,
Чтоб никого не потревожить.
Умножить – значит умно жить!
А умно жить – умножить!

У вас на партах лежат карточки со смайликами. Поднимите ту из них, которая соответствует вашему настроению и даст оценку нашему уроку. (Слайд 19)

Урока время истекло,
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно!