Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цель.

Образовательная: создание условий для усвоения знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов.

Развивающая: способствовать развитию у учащихся умений работать с текстом учебника, структурировать информацию, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль своей деятельности.

Воспитательная: содействовать осознанию учащимися изучаемого материала; формирование здорового образа жизни.

Оборудование:

  • презентация “Головной мозг”;
  • тестовые задания;
  • рабочая печатная тетрадь учащегося.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение.

  • Какую большую тему мы с вами изучаем. (Нервная система)
  • Из каких частей она состоит. (Центральная и периферическая)
  • Чем представлены центральная и периферическая части. (Центральная нервная система образована головным и спинным мозгом, периферическая – нервами, нервными узлами и нервными окончаниями)
  • Где располагается спинной мозг. (В позвоночном канале)
  • Главные функции, выполняемые спинным мозгом. (Рефлекторная и проводящая)
  • Что означает – проводящая функция. (Спинной мозг передает нервные импульсы от органов к головному мозгу и от него обратно)

III. Изучение нового материала.

1. О чем мы сегодня будем говорить на уроке. (О головном мозге)

Тема сегодняшнего урока “Головной мозг” его строение и функции.

Цель урока:

  • познакомиться (со строением головного мозга);
  • узнать (функции его отделов);
  • повторить …

Человечество издавна стремилось проникнуть в “тайну из тайн” - головной мозг. Почему мы обладаем сознанием? Как воспринимаем мир? От чего зависит речь? Почему видим? И сотни других вопросов потребовали научного ответа.

На эти и многие другие вопросы нашли ответ основатели современной науки о мозге Сеченов Иван Михайлович и Павлов Иван Петрович.

Ребята, обратите внимание перед вами представлены их портреты. Но еще задано до их открытий

Гиппократ сказал: “Мозг – центр всех центров”.

Вот этот главный орган мы и будем сегодня изучать.

Ребята, откройте тетради и запишите тему урока. (Запись учителем на доске темы урока)

2. Строение головного мозга.

а)

  • Где располагается головной мозг. (В полости черепа)
  • какую роль выполняет черепная коробка. (Кости черепа выполняют защитную функцию нежного, хрупкого головного мозга)
  • а как вы думаете, достаточно ли одной черепной коробки. (Нет, недостаточно)
  • В повседневной жизни вы много двигаетесь, развиваетесь, падаете, а головной мозг не касается стенок черепа. Что способствует этому? Что является амортизатором в данном случае? (В спинном мозге – спинно-мозговая жидкость, а в головном - черепно-мозговая жидкость)
  • Ребята, головной мозг находится под надежной защитой различных видов соединительной ткани.

б)

  • Масса головного мозга масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 200 г, составляя в среднем 1300 – 1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчин, это различие обусловлено разной массой их тел.

Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг, тем умнее человек? (Нет, нельзя)  

  • У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, т.к. важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно высокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбу, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему? (Мыслительная деятельность)
  • Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек.

Вес мозга И. С. Тургенева – 2012 г,

Анатоля Франса - 1017 г,

У Луи Пастера - не работала половина переднего мозга, как показало вскрытие после перенесенных болезней.

  • Выскажите свое мнение.

3. Отделы головного мозга

  • Давайте вспомним из курса “Зоологии” из каких отделов состоит головной мозг. (Ствол, мозжечок, полушария большого мозга)

Работа со схемой.

Запишите эту схему, ребята в тетради.

  • Ребята, строение головного мозга мы выяснили, а что связано со строением голоного мозга (Его функции)
  • Так вот, наша задача состоит в том, чтобы определить функции каждого из этих отделов. Эту задачу мы осуществим в процессе выполнения лабораторной работы. Откройте печатные тетради, стр.38
  • Вам необходимо, поработав с учебником, найти взаимосвязь строения с выполняемой функцией и привести примеры регулируемых процессов .

Работаем по принципу: “Учусь сам, учу другого”.

Вы находите ответ в учебнике, записываете в тетрадь и прочитываете друг другу (соседу).

Работаем в пол голоса

1. А теперь посмотрим, что у вас получилось.

Показываем отдел и называем выполняемые функции.

Читая, мы выясним значение головного мозга

Физминутка!

2. А могут ли произойти нарушения функций головного мозга? (Могут)

Вот, ребята, очень много травм происходит в школе во время перемен и на уроках физкультуры, когда вы активно двигаетесь. Бывает, что ученики ударяются затылком и их после этого тошнит- это признак сотрясения головного мозга.

- Что еще может повлиять на работу головного мозга? (Недостаточный сон, неправильное питание, нездоровый образ жизни, нервные срывы и многое другое)

- Как алкоголь и никотин могут повлиять на работу головного мозга? (Cообщения учащихся)

- Тем, кто заботится о своем здоровье, доктор Спокк предлагает памятку.

Давайте зачитаем памятку.

- Согласны ли вы с этими положениями? Я предлагаю вам дома, прочитав параграф о головном мозге и ответив на вопросы после него, дополнить эту памятку, обсудив ее с родителями.

Кстати, судить об умственных способностях человека, руководствуясь лишь одними количественными критериям, нельзя.

Существует такая пословица:

“И в маленькой голове
Большому уму не тесно”.

IV. Закрепление.

а) О чем мы сегодня говорили на уроке (о головном мозге, его строении и функциях).

- Покажите все отделы головного мозга.

б) Теперь выполним тест по данной теме. (I и II вариант). (См. Приложение 1, приложение 2).

V. Рефлексия. (Работа со слайдом)

VI. Позыв на завтра.

Д/з:

  • стр. 63-69,
  • ответить на вопросы + дополнить памятку,
  • рассчитать массу своего головного мозга.

VII. Итоги урока. Оценки за урок + тесты и рабочие тетради.