Урок-исследование "Водные ресурсы села Большой Чирклей". Обобщение по теме «Металлы. Неметаллы»

Разделы: Химия, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель: обобщение раздела «Металлы. Неметаллы» в процессе исследования водного ресурса села Большой Чирклей.

Задачи:

  • Образовательные: обобщение и закрепление теоретических знаний, полученных в ходе изучения химии, научить простым способам определения качества питьевой воды.
  • Развивающие: развитие познавательного интереса через исследовательскую деятельность.
  • Воспитывающие: воспитание бережного отношения к окружающей среде и своему организму.

Ход работы

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята сегодняшний урок пройдёт в присутствии моих коллег по работе!

2. Сообщение темы.

Сегодня на уроке мы будем исследовать (презентация 1)

«…самое мягкое и слабое существо в мире, но в преодолении твёрдого и крепкого она непобедима и нет ей на свете равного в этом…» (вода).

Так о нёй говорил Лао-Цзы. Она находится в чёрном ящике (под музыку чёрный ящик)

Итак, тема урока звучит так…. Запишите тему в рабочей тетради.

3. Обобщение и систематизация знаний по теме.

Напомните мне о строении молекулы. (молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода).

Какой химической связью образована молекула? Нарисуйте схему образования связи.

Проверьте. Оцените работу на оценочном листе (приложение 1)

Более подробно посмотрим на видеофрагменте. Внимание на экран.

А какими физическими свойствами обладает вода. (Дистиллированная вода – бесцветная жидкость, без вкуса и запаха, кипит при 100°С, замерзает при температуре 0°С, максимальная плотность (при температуре

4°С) равна 1г/см3. Вода обладает большой теплоёмкостью, поэтому она медленно нагревается и медленно остывает.).

Каковы химические свойства воды? (взаимодействует с активными металлами, оксидами, под электрическим током и высокой температурой разлагается...).

Итак, мы рассмотрели строение, вспомнили о физических и химических свойствах воды.

4. Домашнее исследование.

Вода самое распространённое вещество на Земле. Существуют надземные и подземные воды. А какие воды в Чирклее? (слайд речка Чирклейка, родники, водопроводная вода, колодцы). Для обобщения сегодняшней темы ваш класс разделился на две группы и, каждая провела своё исследование. Слово первой группе, которая исследовала речку Чирклейку. (презентация 2)

Вдоль нашего села течёт пересыхающая речка Чирклейка. Она является одним из притоков реки Канадейка. В ноябре мы провели гидрологический мониторинг воды.

В результате исследований мы выяснили, что прозрачность воды в реке изменяется от прозрачной до слабо мутной, температура воды во всех точках измерения колебалась около 6ºС, глубина реки не превышала о,55м. Цвет воды светло-желтый, что говорит о присутствии некоторых взвесей, имеющих характерную окраску. В некоторых местах цвет воды изменялся и приобретал светло-коричневый оттенок.

Речка Чирклейка в контрольных точках имеет небольшую глубину, скорость течения от 0,09 до 0,14 м/с. По полученным данным построили профиль русла реки, рассчитали площадь сечения русла, она равна 43,9м2, сток воды равен 4,9 м3/с.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о характере течения реки, речка имеет смешанное питание (снеговое, дождевое, подземное). В районе села можно наблюдать загрязнение воды бытовыми отходами. На это указывает изменение прозрачности воды.

Ребята, а что вы конкретно сделали, чтобы речка была чище? (Провели акцию «Чистая река», раздали буклеты жителям села ….)

Спасибо за работу!

Для бытовых нужд жители используют подземные воды. В Чирклее одна скважина, которая обеспечивает водой основную часть населения. В западной части села водопроводная сеть не проходит, поэтому источником воды служат три родника и колодцы. Мы исследовали родник по улице Железнодорожная. Высота воды в роднике 0,5 м. Вода прозрачная Температура воды -7°С.

Из-за изношенности водопроводных труб и частых аварий водопроводной сети колодцы приобретают всё большую популярность. За последние годы вырыты десятки колодцев. Однако, южная часть населения жалуются на вкус воды. Глубина колодцев в селе от 10 до 40 метров. Цвет варьирует от прозрачной до светло желтой. Чем больше глубина тем прозрачнее и вкуснее вода.

Какой вывод можно сделать по проведённому мониторингу? (Вода из разных источниках имеет разные свойства.)

Почему же свойства (цвет, вкус) природной воды отличаются? Оказывается, в воде содержатся растворённые соли. Давайте посмотрим, как соль растворяется в воде. Внимание на экран! (видеофрагмент, презентация 1) молекулы воды притягиваются к катиону соли отрицательным полюсом, а к аниону положительным, такие ионы называются гидратированными.

5. Физминутка.

Представьте что вы диполи воды. Покажите, как будете притягиваться к катиону натрия, к аниону хлора.

Итак, благодаря уникальному строению молекулы, вода является хорошим растворителем. В ней содержатся гидратированные катионы и анионы. Они в основном и определяют качество воды.

Приложение 3

6. Исследование качественного состава проб воды.

Мы подошли к проблеме? Как определить наличие невидимых частиц в растворе? (можно провести качественные реакции).

Обобщим знания, по качественным реакциям решая тест.

Оцените себя на оценочных листах.

Цель нашего дальнейшего исследования: изучить некоторые способы качественного анализа водных растворов (т.е. содержания в них разных частиц).

Для этого мы разделились на группы. Каждая группа будет проводить своё исследование по инструктивной карточке. (приложение 2) Для исследования мы взяли пробы воды из речки, колодца, родника и снеговую воду. Перед началом работы ознакомьтесь с правилами техники безопасности на стр.6 и прочитайте инструкцию. По мере получения результаты исследования заносите в таблицу. Кто закончил работу по инструктивной карте может заработать баллы, решив дополнительное задание в рабочей тетради.

А гостям предлагаем воду из разных источников для дегустации.

Итак, какие ионы вы обнаружили в воде?

Результаты занесены, но откуда узнать соответствуют они норме или нет? Оказывается, существует предельно-допустимая концентрация ионов, которая при повседневном влиянии на организм человека не вызывает патологических изменений. Если же концентрация выше ПДК, то это приводит к определённым заболеваниям.

Поэтому определите, какие ионы превысили ПДК в исследуемых пробах?

Прочитайте, как это повлияет на организм человека?

А можно ли снизить концентрацию данного иона? (чтобы уменьшить содержание данного иона в воде можно использовать фильтры для воды).

Ребята, сделайте вывод по проведённому исследованию. Содержание ионов в воде, из какого источника соответствует норме? Какие источники загрязнены?

Разумеется, всем интересно, какую воду предпочли наши гости. Вода под номером …. Принадлежит источнику. Покажите источник по карте. Эта вода вполне пригодна для питья.

Домашнее исследование и исследование в классе оценивает группа. Каждый участник сосчитайте полученные баллы, переведите в отметки.

7. Рефлексия.

Ребята, мне бы очень хотелось узнать с каким мнением вы уходите с урока? (если вы заботитесь о своём здоровье установить фильтры, речку нужно беречь, не загрязнять, я думаю что каждый должен знать, что он пьёт)

Вы теперь самые настоящие профессионалы по исследованию воды!

Фрагменты строение молекулы воды.swf, диссоциация соли solvey.WMV, шаблон для теста, музыка взяты с интернета.