Знакомство с глиной. Плоскостные фигурки

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


класс Знакомство с глиной. Плоскостные фигурки. дата
Цели занятия: Методы и приёмы:
  • Познакомить с видами керамических изделий
  • Развивать мелкую моторику
  • Воспитывать аккуратность, внимание к деталям
 
  • рассказ
  • беседа
  • просмотр презентации
  • работа с инструкционными картами
  • самостоятельная
  • работа
  • тестирование
Оборудование: Материалы: Задание:
  • мультимедиа
  • клеёнки или подкладные доски
  • скалки, ветошь
  • щетинные кисти
  • зубочистки
  • термины
  • инструкционные карты
  • шаблоны, изображающие различных зверушек
  • сосуд бронзового века
  • (у меня он был подлинный)
  • керамические изделия: фаянс, фарфор, терракота и майолика
  • глина
  • шликер
  1. Раскатать глиняный пласт
  2. С помощью шаблона вырезать из пласта понравившуюся фигурку
  3.  Дополнить фигурку мелкими деталями
Ход занятия: Образец задания:
  1. Орг. момент
  2. Беседа о видах глины и глиняных изделий. Просмотр электронной презентации
  3. Объяснение выполнения задания
  4. Динамическая пауза
  5. Выполнение задания
  6. проверка усвоения материала – тест
  7. Анализ работ
 

Ход занятия

Ребята! Я держу в руках глиняный горшочек. Я не купила его в магазине и не сделала сама. Это очень древний горшочек. Его нашли на раскопках археологи и позволили мне показать его вам. Сделан он несколько тысяч лет назад в бронзовом веке. Именно с тех далёких времен глина и изделия из неё вошли в жизнь человека и окружают его по сей день. Из глины строят дома, делают предметы быта, на глиняных табличках написаны древние книги, ею лечатся и даже… едят. Да, да в средневековой Европе глина входила в состав некоторых конфет. До сих пор жители крайнего Севера добавляют белую глину в молоко или бульон и называют «жиром земли».

Что же такое глина и что из неё можно сделать? На этот и другие вопросы нам поможет ответить современная техника. (Презентация, приложение 1).

Во время показа презентации на доску, по мере необходимости, вывешиваются напечатанные термины. (Приложение 2) Презентацию следует остановить на слайде «Плоскостные фигурки» и оставить его на время выполнения задания.

Итак, мы познакомились с глиной и видами керамики. Надеюсь, вам и самим захотелось что-нибудь слепить. Предлагаю выполнить наиболее простые изделия – плоскостные фигурки.

Как вы думаете. Почему они называются плоскостными? Какое применение им можно найти в быту?

Плоскостными они называются потому, что вырезаются из плоского глиняного пласта, после чего дополняются необходимым декором, о котором мы поговорим чуть позже.

Правильно раскатать глиняный пласт нам поможет инструкционная карта. (Приложение 3, стр.1)

Посмотрите на неё внимательно, подумайте и скажите: какие инструменты, материалы и приспособления нам потребуются?

Раздавая глину, поговорить с детьми о технике безопасности работы с глиной.

О чём нам ещё рассказывает эта карта? Каковы будут наши действия? (ровно расстилаем тряпочку – кладём на неё кусок глины – закрываем ровно тряпочкой – раскатываем скалкой пласт толщиной 0,5 см). Пласт готов.

Прежде, чем приступить к дальнейшей работе, давайте передохнём. Пожалуйста, встаньте. Поиграем в игру «Бывает или не бывает из глины». Я буду называть различные предметы, а вы будите хлопать в ладоши, если названный предмет возможно изготовить из глины, или топать ногами, если невозможно. Начали:

Кружка, тарелка, пиджак, брюки, шкатулка, компьютер, ваза, блюдо, печенье, пирожки, унитаз, светильник, свистулька. Молодцы!

Продолжим. Как выполнить плоскостные фигурки нам подскажет вот эта инструкционная карта. (Приложение 3, стр. 2)

Скажите, каковы должны быть наши действия, что бы успешно справиться с заданием? (с помощью шаблона вырезать силуэт животного, дополнить его необходимыми деталями).

Глина это не пластилин, если просто прижать детали друг к другу, они подсохнув отпадут. Как быть? Воспользуемся шликером – жидкой глиной, он послужит нам клеем. (обратить внимание на то, что именно мелкие детали создают художественный образ игрушки, придают ей характер)

Выполнение задания, коррекция. По мере выполнения, дети сдают работы. Прибирают рабочие места и моют руки. 

А сейчас мы проверим, как вы усвоили новый материал – выполним тест. Перед вами листы бумаги, на которых расположены изображения изделий разных видов керамики и названия этих видов керамики. Ваша задача соединить прямой линией названия с нужными картинками (Приложение 4). Взаимопроверка.

А теперь давайте посмотрим правильный ответ. (10 слайд)

В заключение занятия позвольте задать вам некоторые вопросы: что нового узнали? Чему научились? Пригодится ли в дальнейшем? Что больше понравилось?

Подведем итог. Мы познакомились с глиной, с видами керамики. Сами слепили замечательные плоскостные фигурки. Сегодня вы не сможете их забрать. Они должны хорошо высохнуть, я обожгу их в специальной печке и уже готовыми принесу их вам. И быть может, тысячи лет спустя археологи будущего найдут на раскопках именно ваши работы и поместят в музей. Спасибо за работу.