Лингвостилистический анализ поэтического текста

Разделы: Русский язык


Экзамен по русскому языку в 9-ом классе принял форму ГИА, где все задания необходимо выполнять в письменной форме. Тем не менее развитие умения учащихся говорить и устно рассуждать остается актуальной задачей для преподавателей русского языка, особенно сейчас, когда монологическая и даже диалогическая речь школьников осуществляется подчас только в таком виде, когда не требуется проводить отбор языкового материала, даже думать о логической и смысловой связи предложений (достаточно вспомнить многочасовое общение детей "в аське", "в контакте" и т.д.). Предлагаемые материалы можно использовать на уроках-зачетах, на уроках самостоятельной работы с текстами, причем не только в 9-ом классе, но и как минимум начиная с 7-го. Также на основе этих материалов можно построить элективный курс. Для удобства работы берутся краткие законченные поэтические тексты. Намеренно не соблюдается хронологический принцип, поскольку данные тексты в современной культуре существуют синхронно, словно бы написанные одновременно. Однако каждому стихотворению предшествует краткая биография поэта (Приложение №2), чтобы учащиеся имели представление как об авторе, так и о времени написания произведения (таким образом создается основа и для литературоведческого анализа). Порядок работы с каждым содержательным дидактическим элементом (билетом) таков:

  • Сначала учащийся читает краткую биографию и готовит ее к пересказу (Приложение №2)
  • Далее читает стихотворение и готовит его к рассказыванию наизусть (Приложение №1)
  • Потом выполняет задания в письменной форме, чтобы в дальнейшем отчитаться устно (Приложение №1)
  • При необходимости ученик пользуется примечаниями для представления о культурном контексте стихотворения или для обогащения своей памяти приемами анализа (Приложение №3)

В заключение учащийся отвечает на дополнительные вопросы

Обратите внимание, что ответы на задания даны в приложении №1 для учителя.

Весь порядок работы можно переключить только в письменный регистр, тогда тексты (биография и стихотворение) даются на определенное время (скажем, пять минут). Контроль лучше всего осуществлять не со всем классом разом, а постепенно, группами. Чтобы объективнее оценить умения ученика, необходимо, чтобы он ответил минимум по трем билетам. Кроме того, неплохо ввести содержательное оценивание (некий краткий письменный анализ ответа), отказавшись от цифровой отметки. Для самостоятельной работы с текстом в классе нужно увеличить объем времени для учащегося или дать это задание на дом. На курсах по выбору текст изучается вместе с учителем, потом (может быть, на следующем занятии) проверяется уровень усвоения учащимися изученного содержания работы.

Мы намеренно отказались от комплексного анализа текста, чтобы между "алгеброй" (слишком дробным анализом) и "гармонией" (целостным синтетическим восприятием текста) не образовалось пропасти.

Лингвостилистический анализ текста предполагает подход к нему с точки зрения содержания и с точки зрения языковой формы, поэтому такой анализ дает наиболее полное представление о смысле произведения, в частности о подтексте, не выраженном вербально. Учащийся привыкает не скользить по поверхности смысла, особенно если речь идет о поэзии, а углубляться в образы, символы, значения слов. Им постепенно осознается, что слово в тексте реализует не только свое словарное значение, но и актуализирует дополнительный культурный контекст, присущий той или иной лексической единице. Кроме того учащийся обогащает свою память хрестоматийными текстами, что весьма важно для культурной самоидентификации личности. Необходимо на уроке оставить место для собственных доказательных высказываний учащегося, для дискуссии, ведь особенность поэзии в том, что она продуцирует множество смыслов, а следовательно, стихотворения можно толковать неодинаково. Личное, субъективное восприятие лирики очень важно для понимания текста, который, благодаря этому субъективному восприятию, становится по-настоящему любим читателем. Именно воспитание любви к русской поэзии - сверхзадача использования предлагаемых материалов.

Приведем пример работы с одним из билетов. Пусть это будет билет №4.

Ученик, читая биографию поэта, пытается запомнить основные факты его жизни и творчества. Разрешается составить план. Учитель может по своему выбору добавить сведения об авторе стихотворения. Далее ученик учит произведение наизусть. После этого выполняет задания.

Примерный ответ ученика.

1. Николай Михайлович Рубцов (1936 - 1971) родился в селе Емецк Архангельской области. Вскоре семья переехала в Вологду. Отец ушел на фронт, мать умерла, и мальчик воспитывался в Никольском детском доме Тотемского района Вологодской области. Вологодская "малая родина" и Русский Север дали ему главную тему будущего творчества - "старинную русскую самобытность", стала центром его жизни. Учился в лесотехническом техникуме (не закончил), работал кочегаром на траловом флоте, вновь учился в горно-химическом техникуме (и опять не закончил), был разнорабочим на военном полигоне, проходил службу на Северном флоте, в Ленинграде работал на Кировском заводе. В 1969 году оканчивает Литературный институт. Биографы упоминают о стихотворении Рубцова "Я умру в крещенские морозы" как о предсказании даты собственной трагической смерти. Поэт погиб 19 января 1971 (в день Крещения) в своём вологодском доме номер 3 на улице, названной в честь земляка Александра Яшина, в результате семейной ссоры с начинающей поэтессой Людмилой Дербиной (Грановской), на которой собирался жениться (5 января они подали документы в ЗАГС). Судебным следствием установлено, что смерть наступила в результате удушения. Людмила Дербина была осуждена на 7 лет. Похоронен в Вологде на Пошехонском кладбище.

(Рассказывая о Рубцове, ученик должен обратить внимание, во-первых, на раннее сиротство будущего поэта, определившее его бесконечное сочувствие ко всем живым существам, оказавшимся в несчастье; во-вторых, ученик обязательно должен назвать "малую родину" поэта, определившую главную тему его творчества; в-третьих, нужно хотя бы кратко сказать о вечном скитании Рубцова, о его вечной неприкаянности; в-четвертых, надо сказать и о трагической гибели поэта. С этой точки зрения и нужно оценивать пересказ.)

2. (Далее ученик рассказывает стихотворение наизусть.)

Ворона

Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь ни зёрнышка нет у вороны
И от холода нет обороны:

(Учитель обращает внимание на выразительность речи.)

3. Стихотворение о вороне, для которой настали трудные времена, когда зерно собрано и спрятано, когда настало время непогоды. Сочувствие окружающему нас живому миру - вот основная мысль стихотворения.

Амбар, -, -а. м. Строение для хранения зерна, муки, припасов, а также товаров. //амбарный. Обоз, -а, м. 1. Группа повозок, перевозящих грузы. Плестись в обозе - плестись позади всех, разг. 2. Совокупность перевозочных средств специального назначения. Пожарный о. //обозный. Подвода, -ы, ж. Конная повозка. Крестьянская п. //подводный.

Синонимы к слову суетиться: торопиться, бегать, мельтешить.

Непогода (синонимы ненастье, дождь, снег, поэтому не- - приставка). Суетится (что делает?), поэтому без ь.

Запятая разделяет части сложного бессоюзного предложения. Предложение эмоционально окрашено, поэтому в конце его стоит восклицательный знак.

Ведь - частица.

  1. Доп.значение - усиление.
  2. Смысловая.

Дополнительные вопросы:

  1. Как вы думаете, почему Рубцов, несмотря на раннее сиротство и трудную жизнь, не озлобился?
  2. Какие темы объединяют творчество Есенина и Рубцова?

В заключение скажем, что учитель по своему усмотрению, исходя из возможностей класса, может добавлять или усложнять предоставленный материал.