"Единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность".
Бернард Шоу
Организовать целенаправленную, содержательную и осмысленную деятельность учащихся, в процессе которой самостоятельно добываются знания, и приобретается опыт их практического применения, позволяет учебный проект.
Учебный проект применяю и на уроке, и во внеурочное время. Как метод обучения учебный проект эффективен, так как он ориентирован на достижение целей самих учащихся, дает ученикам опыт деятельности, формирует невероятно большое количество умений и навыков. Процесс работы над учебным проектом направлен на достижение намеченного результата, что позволяет научить школьников проектированию, которое помогает решать различные проблемы.
Эффективность использования того или иного метода обусловлена знанием возможностей учащихся, формами взаимодействия с ними. Все это относится и к разработке учебного проекта в начальной школе. Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, проектную деятельность начинаю со 2-го класса. У детей данного возраста сформирован ряд коммуникативных умений, сформирована обобщенность умственных действий. Дети имеют опыт оценочной и самооценочной деятельности.
При работе над учебным проектом учитываю постепенное увеличение степени детской самостоятельности и уменьшение различных видов учительской помощи. Поэтому с второклассниками разрабатываем недолговременные проекты (1–2 урока), а с учениками 3–4 классов – более длительные (2–4 недели).
Основные условия применения учебных проектов сводятся к следующему:
- существование значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского поиска;
- значимость предполагаемых результатов;
- структурирование этапов выполнения проекта;
- самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
Грамотно организованная проектно-исследовательская деятельность учащихся предоставляет учителю широкие возможности для решения развивающих задач. Для успешной работы над проектом ученик должен владеть навыками организации собственной деятельности, навыками поиска и обработки информации, навыками групповой работы. Поэтому с первого класса организую для детей курс развивающих занятий, целью которого является формирование необходимых умений и навыков, а также развитие исследовательской мотивации. В своей работе я использую авторский курс А.И. Савенкова “Методика исследовательского обучения младших школьников”. Целью курса является приобретение детьми специальных знаний и развитие у них умений и навыков исследовательского поиска. А также авторский курс А.Г. Теплицкой “Навыки работы с информацией”. Курс направлен на развитие информационной культуры младших школьников и предпосылок проектного подхода к решению задач. Организованные занятия проходят в рамках кружка “Юный исследователь” один раз в неделю. Для отработки и применения полученных знаний проводим один раз в месяц игру “Следопыт”. Правила проведения игры заключаются в следующем: ученики получают бланк со списком вопросов, оговариваем время, предоставленное на выполнении задания, определяем условия поиска. Игра не только дает возможность отработать полученные информационные умения, но и вызывает живой интерес детей к коллективному поиску, работает на сплочение детского коллектива, активизирует познавательную активность.
Не всегда в процессе обучения у каждого из учеников есть возможность проявить себя. Метод учебных проектов позволяет создать в классе индивидуальную среду ребенка. Проектная работа дает возможности для самореализации и самопрезентации ученика перед одноклассниками и взрослыми. В работе над проектом востребованными оказываются различные способности и личностные качества ребенка. В групповой проектной работе дети берут на себя определенные роли: исследователь, художник, организатор, докладчик. Список ролей изменяю и дополняю в зависимости от содержания работы и количества участников.
Одна из основных проблем организации учебного проекта в начальной школе связана с возрастными особенностями учащихся. Организация работы, удержание в поле зрения всех этапов работы над учебным проектом доступны лишь отчасти ученикам начальной школы. Решаю данную проблему через опору на наглядный материал. В качестве наглядного материала использую “Папку исследователя”, предложенную А.И. Савенковым. Она помогает наглядно и доступно объяснить детям принцип организации исследования, упрощает процесс самостоятельной работы. В альбоме наклеиваем кармашки из плотной бумаги. На каждом кармашке схематическое изображение “метода исследования”: спросить – знак вопроса, прочитать – книга. В эти кармашки вкладываем собранную информацию. Еще одним важным наглядным материалом для организации проектной деятельности в начальной школе является “Уголок исследователя”. В уголке прописываем тему, цель и этапы работы над проектом. Передвигающейся рамкой отмечаем тот этап, над которым дети работают в настоящее время. Уголок позволяет школьникам держать перед глазами и предыдущие, и настоящие этапы работы. С такими внешними опорами младшим школьникам легче справиться с работой над учебным проектом.
Презентация результатов работы над проектом в начальной школе может проходить в разных формах. В своей работе, наряду с конференцией, применяю такую форму презентации работ, как Ярмарка. Отличие этой формы заключается в оформлении стенда каждой группой, где учащиеся творчески представляют не только результат, но процесс работы над ним. Стенд учащиеся оформляют в произвольной форме. Обязательными элементами оформления являются: название проекта, сам продукт, этапы работы, использованные источники. Также на стенде дети представляют творческие работы, созданные в процессе работы над проектом (рисунки, модели). Авторы проектов находятся у своих стендов, возможен диалог между гостями Ярмарки и авторами проекта. Гости и жюри знакомятся с содержанием стендов, задают вопросы авторам. На Ярмарке допускается любая форма выступления: доклад, презентация, инсценирование.
Ход работы над учебным проектом продумываю заранее. Приступая к разработке учебного проекта, выбираю темы, соответствующие тематическому планированию учебного предмета, которые могли бы стать темой проекта, интересной для учащихся. Общую проблему проекта формулирую для себя и не сообщаю ее учащимся. Конкретную проблему будущего исследования должны сформулировать сами учащиеся. Моя задача – незаметно подвести участников проекта к формулировке проблемы. Для успешной организации и разработки учебного проекта готовлю учебно-методический пакет, в котором отражаю содержание, этапы учебного проекта, самостоятельную деятельность учащихся.
В работе над учебным проектом выделяю следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности.
1. Мотивационный.
На данном этапе создаю положительный настрой, обращаю внимание на примеры работ учащихся, созданных как результат их самостоятельной исследовательской деятельности.
2. Планирующий подготовительный
.Изучаем требования к учебному проекту, определяем тему и цели проекта, формулируем основополагающий вопрос (на который нельзя ответить одним предложением) и проблемные вопросы учебной темы (на которые учащиеся должны дать ответ в результате работы над проектом). Выдвигаем гипотезы решения проблем, составляем общий план действий, учащиеся планируют самостоятельную работу (формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов, обсуждение плана работы учащихся в группе, обсуждение задания каждого в группе). Обязательно обсуждаем со школьниками возможные источники информации, критерии оценки результата.
3. Информационно-операционный.
Ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, готовятся к отчету о проделанной работе. Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является источником информации.
4. Рефлексивно-оценочный.
Ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют самооценку. Учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.
Я работаю по программе “Начальная школа XXI века”. Ученики моего класса ведут исследовательскую деятельность в рамках таких предметов, как русский язык и окружающий мир. Обучение детей русскому языку по программе “Начальная школа XXI века” предусматривает высокий теоретический уровень подачи материала. На уроках реализуется принцип взаимосвязанного изучения всех сторон языка, что позволяет разрабатывать учебный проект. Дети выступают в роли исследователей. Они исследуют слова с разных сторон науки о русском языке. Результаты исследования используем при выпуске газет и буклетов.
Построение предмета “Окружающий мир” интегрированное, и содержание разбито на крупные разделы и темы, это удобно для организации учебного проекта. Работа над учебным проектом способствует повышению эрудиции младшего школьника, развитию его познавательного интереса, что соответствует идее, лежащей в основе курса.
Среди учебных проектов в рамках предмета “Окружающий мир”, вызвавших у учащихся моего класса положительный эмоционально-познавательный отклик, можно назвать такой, как “Человек – защитник своего Отечества”. Проект доступен по объему работы и очень важен для воспитания патриотических чувств у детей, осознания того, что защита Родины – долг каждого гражданина.
В ходе работы над проектом, приоритетными для учителя являлись следующие задачи.
- Через яркие примеры героизма, подвиги людей подвести учащихся к пониманию духовного смысла победы.
- Развивать мышление, образное восприятие истории.
- Способствовать пробуждению в душах детей настоящего патриотизма, открывая им истинные национальные ценности.
Работа над данным проектом осуществлялась учениками 4 класса. Идею создания проекта выдвинули на уроке обобщения по теме “Человек и общество, в котором он живет” после просмотра учебных проектов на историческую тему. Решается вопрос о включении в содержание проекта материала, соответствующего учебной теме. Это первый этап работы над учебным проектом.
На втором этапе уточнили тему проекта. Главная цель определяется как создание общеклассного проекта на основе специальных (индивидуальных) проектов, который был бы интересен для широкого круга, для тех, кто учится в школе и кто ее закончил. Были определены этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся.
Название этапа |
Вид деятельности учащихся |
|
1 |
Мотивационный | Обсуждают, предлагают собственные идеи. |
2 |
Подготовительный | Вырабатывается план действий, формируются группы для проведения исследования (4 группы по 5 человек), обсуждается план работы учащихся в группе, обсуждение задания каждого в группе, согласовываются способы совместной деятельности, устанавливаются критерии оценки результата. |
3 |
Информационно-операционный | Собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. |
4 |
Рефлексивно-оценочный | Представляют проекты, участвуют в коллективно обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку |
На этапе планирования самостоятельной работы было сформировано четыре группы. Каждая группа самостоятельно сформулировала проблемы индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта, обсудили задание каждого в группе и определили форму представления результатов.
№ группы |
Тема исследования |
Пути проведения исследований |
Форма представления результатов |
1 группа | Как Русь защищалась от чужеземных врагов? (“Невская битва”, “Ледовое побоище”, “Куликовская битва”). | Сбор статистических данных. Обработка собранных сведений. Подготовка к презентации. |
Презентация |
2 группа | Кто герои народного ополчения 1612 года? (“По маршруту ополчения”, “Кузьма Минин и Д. Пожарский”, “Подвиг Ивана Сусанина”) | Сбор статистических данных. Обработка собранных сведений. Подготовка к презентации |
Презентация |
3 группа | Какие имена навсегда связаны с победами русского народа в Отечественной войне 1812 года? (“Мудрое решение полководца М.И. Кутузова”, “Партизанская война 1812 года – Василиса Кожина, Денис Давыдов”). | Сбор статистических данных. Обработка собранных сведений. Подготовка к презентации. |
Презентация |
4 группа | Какие героические подвиги совершили люди в годы ВОВ? (“Герои ВОВ”, “Памятники славы в нашем крае”, “Герои, которые живут рядом с нами”). | Сбор статистических данных. Проведение анкетирования. Создание видеозаписей. Обработка собранных сведений. Подготовка к презентации. |
Презентация |
В ходе работы над проектом учащиеся исследовали материал о нескольких освободительных войнах, в которых участвовала наша страна. Большое внимание дети уделяли историческим личностям, которые сплачивали народ для борьбы, вносили свой вклад в победу, тем самым находили ответ на проблемный вопрос учебного проекта: “Почему русский народ на протяжении своей истории, защищая Отечество от чужеземных врагов, всегда побеждал?”. Яркие примеры героизма помогли учащимся раскрыть такие качества гражданина, как любовь к родине, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли, которые характерны для славян и россиян.
Большую воспитательную ценность несет обсуждение проблемных вопросов, рассматриваемых в ходе самостоятельного исследования: “Почему русские воины всегда сжигали за собой мосты?”, “Почему говорили отступать некуда. За нами Москва?”, “Почему слова песни “Вставай, страна народная” вдохновляли людей на подвиги?”. Исследуя материал, дети обращались к отрывкам из русских летописей, знакомились с героями, побывали у памятника погибшим, встретились с теми, кто воевал и помнит о войне. Все это помогло ученикам эмоционально откликнуться на события героической истории родной страны. Так раскрывается перед учащимися роль отдельных личностей в истории, значение их взглядов для развития общества и государства.
На следующем этапе шла обработка собранного материала и подготовка учащимися отчета о проделанной работе. Выполнялись специальные (индивидуальные) проекты в соответствии с составленным планом, каждая группа работала в своем темпе, при необходимости советовались с одноклассниками, родителями и учителем.
Для защиты полученных результатов отводился отдельный урок. Во время презентации каждой группе на представление полученных результатов отводилось до 4 минут. Далее ответы на вопросы присутствующих. Присутствовали все участники проекта: учитель, ученики, родители, а также гости. Во время презентации специальных (индивидуальных) проектов одноклассники отмечали лучшие находки, оригинальное оформление и оценивали проект. Деятельность учащихся оценивалась по предварительно разработанным критериям, критерии предъявлялись учащимся перед началом работы и тем самым являлись ориентиром на положительный результат. В конце был подведен итог и представлен общеклассный проект.
Для проведения учебного проекта потребовалось 8 академических часов (по 45 минут). Работа над ним способствовала успешному решению целого спектра развивающих задач.
Главным в работе над учебным проектом является освоение учениками навыков самостоятельной познавательной деятельности и “обучение в сотрудничестве”.