Час мужества: "Саамы на фронте и в тылу"

Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (610 кБ)


Однообразны сопок склоны.
Болота. Ветер. Скудный мох.
Три года трудной обороны!
Другой бы выдержать не смог.
А ты стоял. Ты все невзгоды
Ночей полярных испытал…
И.Авраменко. Солдату Севера

Цель: патриотическое и гражданское воспитание молодёжи через познание жизни, быта и культуры саамов – коренных жителей Кольского полуострова.

Задачи:

  • в рамках регионального компонента помочь учащимся расширить знания о войне в Заполярье;
  • познакомить школьников с защитниками Заполярья – саамами, коренными жителями Кольского края, с их подвигами на полях сражений и в тылу;
  • воспитание чувства гордости и уважения к старшему поколению, к малочисленному народу – саами, вместе со всеми мужественно защищавшего нашу страну от фашистских захватчиков.

Оборудование:

  1. Книги (см. «Использованная литература»).
  2. Карта Мурманской области.
  3. Презентация «Вклад саамов в Великую Победу».

Саамы – коренные жители Кольского полуострова. Народ этот немногочислен – всего около двух тысяч человек. Но и саамы участвовали в защите родного края. Их помощь была незаменима (слайд 1).

Тревожную весть о войне до самых дальних тундровых сёл и погостов в полдень 22 июня 1941 года донесло радио.

В тот же день во всех селениях тундры состоялись митинги. Эти собрания в клубах или прямо на улице, около сельсовета или правления колхоза, никто не готовил, проходили они стихийно и взволновано. Так, в ловозерском клубе, едва вмещавшем в обычные дни полторы сотни человек, собралось почти всё взрослое население – около 500 человек. С напряжённым вниманием вслушивались колхозники в речи ораторов, сами поднимались на трибуну. А утром следующего дня жители села провожали на фронт первую группу своих земляков: в первые же часы войны было призвано в армию более 120 саамов Ловозерского района, колхозные машины повезли их на станцию Пулозеро, а оттуда в Кировск, на пункт сбора.

В первые недели войны саамов призывали в армию на общих основаниях и распределяли на военную службу наравне с русскими, украинцами, коми, ненцами. Бывшие оленеводы, рыбаки становились пехотинцами, артиллеристами, связистами, сапёрами. Часть саамов находилась в батальонах обслуживания аэродромов, в строительных подразделениях.

В первые дни войны ушёл на фронт и мой отец, Матрёхин Яков Фёдорович, воевал в стрелковой роте, был дважды ранен и контужен. Вернулся домой летом 1945 года (слайд 2).

В числе других вместе с братьями ушёл на фронт саам Иван Андреевич Данилов. Он погиб под Сталинградом, совсем молодым. По решению райисполкома 25 сентября 1974 года, к 30-летию разгрома Советской Армией немецко-фашистских войск в Заполярье, одна из улиц Ловозера переименована в честь героя-воина.

Наряду с мужчинами ушли воевать саамские девушки Клавдия Юлина, Клавдия Матрёхина и другие. Санитаркой воевала Марфа Дмитриевна Юлина, медсестра Елена Данилова погибла на фронте.

Куда бы саамов ни посылали, они с честью выполняли свой воинский долг. В разгар войны красноармеец Иван Мелехов писал в «Ловозерскую правду»: «Со мной вместе в одной части служат ваши земляки – саамы. Надо прямо сказать, это замечательные товарищи и хорошие бойцы…»

Но после того как в ноябре 1941 года было принято решение о формировании на Кольском полуострове оленьих транспортных подразделений, саамов стали направлять в эти части 14-й армии Карельского фронта, действовавшей на Мурманском направлении. В заснеженных сопках и горных ущельях Кольского полуострова, который стал зоной боевых дёйствий, на передовых позициях и в близком от них тылу в условиях бездорожья оказался незаменимым традиционный транспорт тундры – олени. Лёгкая упряжка промчится по крепкому насту 50-80 километров за сутки. Олень сам себя прокормит в тундре и в лесу. Он не боится холода и вьюги. Не нарушит тишины, даже раненый не издаст звука.

Сначала было создано три армейских оленетранспортных дивизиона, потом появились ещё четыре. Ездовые олени появились в боевых порядках наших войск не только на Мурманском, но и на Кандалакшском и Лоухском направлениях. Когда в марте 1942 года образовалась 19-я армия Карельского фронта, один из отрядов передали ей. По штату в каждом из оленетранспортных дивизионов числились 154 человека (в том числе 77 оленеводов), 1015 оленей, 15 оленегонных собак, 237 грузовых, 76 легковых нарт. Саамы-оленеводы в силу своего опыта, знания местных условий составляли ядро подразделений (слайд 3).

Одним из инициаторов создания этих подразделений был начальник ветеринарного отдела 14-й армии полковник Дмитрий Николаевич Тульчинский. Он определил их оптимальные размеры, цели и основные боевые задачи.

Использовали этот вид транспорта североморцы. В составе тыловых подразделений Северного флота постоянно находилось 150-200 оленей – это несколько десятков упряжек, которые участвовали в выполнении различных ответственных заданий. Только зимой 1942/43 года оленетранспортные отряды 14-й Армии вывезли 2010 раненых, 4585 тонн различных грузов, эвакуировали 38 аварийных, севших в тундре, самолётов.

Без воинов-погонщиков не обходилась ни одна боевая операция заполярных партизан, которые уходили во вражеские тылы на глубину до 500 километров (слайд 4).

По достоинству оценили помощь солдат-оленеводов северные пограничники.

Штабы полков, дивизий, корпусов использовали олений транспорт для переброски офицеров связи, доставки срочных донесений, рекогносцировки на местности.

Устраивала оленья упряжка с лёгкой нартой фронтовых медиков: быстрая, повсюду проходимая. Один из бойцов оленетранспортного дивизиона рассказывал: «Много раненых на войне наши олени спасли. Раненый человек много крови теряет, тепло из него выходит. Стынет человек, погибает. А вот оленья шкура тепло очень хорошо держит. Завернёшь раненого в шкуру, положишь на нарты и везёшь. Доставишь в госпиталь – человек тёплый, живой».

Бойцов-оленеводов уважали на фронте за их доброту и отзывчивость, за ловкость и умение ориентироваться на местности, за то, что они не терялись в самых сложных ситуациях. За то, что умели воевать.

Одна из сложных задач, которую пришлось решать Кольским оленеводам в 1941 году, была эвакуация оленьих стад из района военных действий. Дело заключалось в том, что в начале войны на ягельниках близ границы оставалось около четырёх тысяч оленей. Пастухи успели в июле-августе отогнать животных от Титовки и Рыбачьего. Огромное стадо оленей медленно двигалось на юго-восток. У Туломы пришлось остановиться (ждали, когда окрепнет молодой лёд), и только 9 ноября 1941 года оленей переправили по льду через реку и вышли к железной дороге в районе Лопарской. Во время этого 130-дневного перехода в условиях развернувшихся военных действий самоотверженно и героически вели себя саамы каневского совхоза Е.Ф.Антонов, И.М Собакин, С.Т.Яковлев, А.А.Осипов, М.С.Герасимов. Родственники считали этих пастухов погибшими, но они, вернувшись в сёла живыми и невредимыми, через несколько дней взяли винтовки и ушли на фронт.

О боевой операции вспоминает капитан запаса С.П.Шерстобитов, (слайд 5) до войны зоотехник по оленеводству в Мурманском управлении сельского хозяйства, как и полковник Д.Н.Тульчинский, много сделавший для организации специальных подразделений: «Однажды ранней зимой через Туломское водохранилище переправлялся санный поезд с грузами - райда (сцепка из нескольких оленьих упряжек с нартами для перевозки грузов), который тащили 300 оленей (слайд 6) . На середине озера поезд настигло шедшее по следу резервное стадо в 500 голов, и лёд не выдержал. Командир подразделения сержант П.Л.Хатанзейский не растерялся. Уверенным звонким голосом он ободрял попавших в беду воинов: «Олени не тонут, они держат сани! Стойте на санях! Гоните оленей вперёд!».

И действительно, даже в ледяной воде наши животные хорошо держались на поверхности, передними копытами били и ломали ледяную кромку. Молодые солдаты из бывших оленеводов крепко стояли на санях, проворно работали хореями, не разрешая передовым оленям (вожакам) поворачивать обратно. Олени пробивались к прочному льду и, выпрыгивая, вытягивали нарты. На крепкий лёд выбрался весь груженый поезд». Олени вытянули сани с людьми, и всё окончилось благополучно.

Фронтовые газеты, ветераны в своей памяти сохранили много ярких эпизодов из боевой жизни. Вот лишь несколько из них.

Саамы, как и бойцы других национальностей, на оленях доставляли топливо и бомбы на аэродромы, искали в тундре сбитые самолёты (слайд 7)

…К месту падения фашистского самолёта послали с упряжкой Михаила Терентьева. Не доехав ещё до чадящих обломков, он заметил притаившегося фашистского лётчика. Сдёрнул с плеча карабин, но фашист успел дать длинную очередь из автомата. Переодевшись в малицу убитого солдата-погонщика, немецкий лётчик считал себя в безопасности. Но уйти ему не удалось. К месту схватки уже мчалась упряжка Алексея Хатанзейского. Верёвочный аркан, которым ловят оленей, накрепко обвил гитлеровца, не дав ему возможности сделать ни одного шага.

Храбро воевал на фронте и саам-оленевод из Ловозера Иван Пьянов. Товарищи о нём говорили: «Здоровый мужик был, весёлый. В разведку всегда ходил. Однажды он в одиночку «языка» захватил. Подкрался к часовому, бросил аркан. Немец и автомата поднять не успел. Свалил его Пьянов, как оленя связал. Так и привёл на привязи. Произошло это в первую военную зиму, в декабре 1941 года, за это он одним из первых среди своих товарищей был награждён медалью «За отвагу» (слайд 8).

Оленетранспортные дивизионы участвовали в обороне полуострова Рыбачьего и рубежей на Западной Лице, а период Петсамо-Киркенесской операции значительная часть оленьих упряжек была передана миномётчикам и артиллеристам 126-го лёгкого стрелкового корпуса. Часть оленей шла под вьюками, в каждом вьюке по два ящика мин или снарядов. В быстром передвижении наших частей к Печенге есть немалая заслуга оленеводов.

О героизме и храбрости саамов, проявленных в боях, сообщалось в письмах с фронта, многие из которых опубликованы в «Ловозерской правде». Вот одно из них: «Товарищи Ловозерцы! Вы можете гордиться вашими односельчанами. За образцовое выполнение боевого задания командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Военный совет фронта наградил медалью «За боевые заслуги» Вокуева Петра Егоровича, Галкина Кондрата Павловича, Рогова Елисея Николаевича, Терентьева Василия Прокофьевича, Матрёхина Егора Назаровича.

Командование оленетранспорта № 1 благодарит колхозы «Тундра», «Краснощелье» и «Красная тундра» за воспитание таких защитников нашей Родины. Командование надеется, что, находясь в тылу, вы ещё лучше будете работать для фронта по выполнению ваших планов и тем самым ускорите нашу победу над злейшим врагом – немецким фашизмом.

Военком транспорта, старший политрук Г. Пожлаков» .

Доблестно и мужественно сражались Кольские саамы. И это притом, что условия жизни личного состава оленетранспортных дивизионов были экстремальными. «Ездовым оленеводам» (так в военных билетах значилась должность бойца оленетранспортного дивизиона) приходилось в палатках, в куваксах спать и отдыхать летом и зимой, в дожди, морозы, метели (слайд 9).

А фронт требовал продовольствия, одежды, вооружения. И жители тундры, как и все советские люди (да, это история), старались помочь ему всем, чем могли, хотя трудоспособных оставалось мало. Например, из 69 жителей Чудзьявра было только 29 (6 мужчин и 23 женщины).

Организовали нормальную работу сильно поредевших пастушеских бригад. Ушедших на фронт мужчин заменяли женщины, подростки, старики. В войну нарушилась вековая традиция: пастьба оленей была всегда делом сугубо мужским. В первые недели войны пошли в пастухи Клавдия Галкина, Клавдия Матрёхина, Ульяна Юрьева из Ловозера, Анна Дмитриева из Вороньего. Заменила мужа Устинья Ивановна Юрьева. Неделями, месяцами они кочевали за стадами, в зимнюю стужу и в осеннюю непогоду жили в куваксах, берегли каждого оленя.

Сёстры Новохатько и Якимович вспоминали, как работали в войну совсем девчонками. Анна Новохатько двенадцатилетней пасла оленей наравне со взрослыми мужчинами.. Однажды пастуха-мужчину вызвали в село, и она одна караулила стадо оленей в 3 000 голов, боялась уйти спать, всю ночь объезжала стадо, чтоб не потерять ни одного оленя. Представьте: двенадцатилетняя девочка, одна в тундре и целое стадо оленей.

К 1943 году потери в оленеводстве, которые стали недопустимыми в военное время, сократились до минимума. Все вместе героическими усилиями выполняли главную задачу: поставки продукции фронту увеличивались.

Если в 1940 году в районе на мясо забили 1735 оленей, то в 1941-ом – 3227, в 1942-ом – 4727 (слайд 10).

Девушки создали бригаду райдников. Длиннющий санный поезд каждый месяц отправлялся из Краснощелья и, преодолев 250 километров большей частью бездорожья, доставлял мясо-оленину, пушнину на станцию Пулозеро. Загрузив нарты товарами для сельских магазинов различным оборудованием для колхозов, погонщицы отправлялись в обратный труднейший двухнедельный путь. В метели и морозы, в снег и в слякоть (слайд 11).

Фронт нуждался в тёплых вещах. Уже к 15 декабря 1941 года трудящиеся Ловозерского района передали армии 750 пар тоборок и 770 пар липтов, кроме того – 1571 оленью шкуру. Лучшими мастерицами по шитью одежды из оленьего меха в годы войны были Феофания и Федора Юрьевы. Отличные пимы, тоборки, чулки, рукавицы шили Мария Собакина и Ульяна Яковлева.

Саамы помогали фронту и продовольствием. До войны овощи и картофель завозились в район. С лета 1942 года в тундровых селениях на каждом клочке пригодной земли выращивали картофель и овощи. Чтобы добиться хорошего урожая, огороды обильно удобряли торфом. И земля отблагодарила – картофель и капуста уродились в тот год на славу. Часть урожая отправили в госпитали.

Каждую осень в тундре заготавливали грибы и ягоды. И тут саамы были в числе первых. В 1943 году Ловозерский райисполком организовал ударную бригаду из восьми человек по сбору грибов и ягод, целиком состоявшую из саамов (слайд 12).

Говоря о вкладе кольских саамов в дело разгрома немецко-фашистской Германии, надо иметь в виду не только непосредственное участие оленеводов в боях, не только поставки фронту оленей, рыбы, овощей, грибов и ягод, тёплой одежды и обуви, но и высокий моральный дух тундрового населения, его уверенность в победе (слайд 13).

Сегодня я с горечью должна констатировать, что подвиг моего народа и в годы войны, и в наши дни не был оценен по достоинству. Посмотрите, сколько памятников поставлено самолётам, артиллерийским орудиям, танкам, бойцам, на них воевавшим. Это здорово, это нужно! Но покажите мне хотя бы один памятник оленетранспортным дивизионам на Кольском полуострове!? Их нет. Печально, но факт. А ведь олени помогли людям выстоять и защитить родной край!

Я обратилась во все ветви власти от районной до областной объявить конкурс на создание памятника оленетранспортным дивизионам к 100-летию Мурманска (2016 год) или к 440-летию Ловозера (2014 год). По поручению Правительства Мурманской области из АМО Ловозерский район пришёл ответ, смысл которого: нет денег. Но на празднование таких дат выделяются огромные суммы! И всё-таки я надеюсь, что моё предложение будет услышано, и мы когда-нибудь увидим памятник оленетранспортным дивизионам.

Использованная литература:

  1. Ушаков И.Ф., Дащинский С.Н. Ловозеро. – Мурманск: Кн. изд-во. 1988. – 192с.: ил. – (Города и районы Мурманской области);
  2. Киселёв А.А., Киселёва Т.А. Советские саамы: история, экономика, культура. – Изд.2-е, перераб, и доп. – Мурманск: Кн. изд-во. 1987. – 208 с.: ил.
  3. В боях за Советское Заполярье/Сост. А.И.Краснобаев, В.П. Загребин. – Мурманск: Кн. изд-во, 1982. – 272 с.: ил.
  4. Дранишников В.В. и др. Этих дней не смолкнет слава: Пособие для учащихся младшего и среднего возраста школ Мурманской области/В.В.Дранишников, Л.В.Жуков, В.А.Смирнов, и др. – Мурманск, 1995. – 176 с.: ил.
  5. Заполярный плацдарм. – С.Петербург: ООО «КиНт-принт», 2005. – 104 с.: ил.
  6. Киселёв А.А. Война в Заполярье: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Мурманск: изд-во ОНМЦСО, 1995. – 224 с.: ил.
  7. Это было на Крайнем Севере. Мурманск: Кн. изд-во, 1995. – 116 с.: ил.