Выступление на педсовете по теме "Образовательные технологии, содействующие сохранению здоровья учащихся"

Разделы: Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Процессы модернизации и информатизации современного социального пространства приводят к необратимым изменениям системы образования.

Традиционная система образования была направлена на усвоение определенных массивов знаний, принятых в данном сообществе в качестве нормативных.

Сегодня в образовании активно внедряются новые образовательные технологии. Под технологиями понимаются такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определенных знаний, но и навыков его получения, что предполагает особую методическую загруженность образовательного процесса.

Вот, как раз с загруженностью, в широком смысле этого слова, направлены бороться современные образовательные технологии.

Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса.

Педагогическая технология представляет собой системную целостность методов и средств, направленных на гарантированное достижение дидактических целей, целей развития здорового учащегося, и через это - направленных на формирование его интеллектуального, поведенческого статуса.

Итак, в начальной школе широкое распространение получили следующие образовательные методы и средства сохранения здоровья учащихся - так называемые, здоровьесберегающие технологии.

Работая в школе 23 года, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости порешать эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. И на родительском собрании провела и ещё спланировала провести курс бесед "Здоровьесберегающие технологии в школе и семье".

Описание системы методов работы.

Изучив эти серьезные проблемы на родительском собрании, родительский комитет под руководством учителя, выявил некоторые причины школьных болезней:

  • недостаточная освещенность класса;
  • плохой воздух школьных помещений;
  • неправильная форма и величина школьных столов, а сюда я бы отнесла и неправильную освещённость и форму рекреации (нашей) в частности;
  • а так же поставила цели и задачи для их преодоления.

Прежде всего, я рассматривала концепцию здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы:

цель - принципы и задачи - средства - условия - результаты.

В связи с этим за очень короткий срок родители срочно сделали ремонт в классной комнате. Побеспокоились и об освещённости, поставив и заменив неработающие лампы, отремонтировали окно, которое при открывании просто вываливалось на улицу, купили мультимедийный проектор, с его использованием, мы идём в ногу со временем. Которое нам диктует модернизацию обучения, во-вторых, важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих порой рассеянное внимание детей, для лучшего усвоения материала и организации физминуток, праздников, видео-уроков и т.д.

Для релаксации и проведения физминуток обеспечила школа ковром. В классную комнату поставлен диван, первоклассникам очень нравиться полежать на нём и поиграть. Так же для релаксации в классе есть настольные и напольные игры; для удобства и эстетичности в кабинете теперь есть шкафы.

Принимали родители активное участие в экспресс анкетировании, в тестировании. Тесты проводились по таким темам:

  • "В хорошей ли вы форме?"
  • "Можно ли ваш образ жизни считать здоровым?"
  • "Часто ли случаются стрессы в вашей повседневной жизни?"
  • "Знаете ли Вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье?"

Исходя из этого, я предприняла меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Так же каждое утро после первого звонка на 3 минуты мы делаем утреннюю зарядку.

Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

  • упражнения по формированию осанки,
  • укреплению зрения,
  • укрепления мышц рук,
  • отдых позвоночника,
  • упражнения для ног,
  • упражнения на ковре,
  • релаксационные упражнения для мимики лица,
  • потягивание,
  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток - положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока.

Таким образом, я только на пути к формированию глубокого и сложного осознания и выбора методов и форм сохранения здоровья у учащихся в образовательном процессе.

На своём сайте я разместила разработанный и широко применяемый мной комплекс упражнений под условными названиями "ОЖИВЛЯЛКИ" И "ЧИНИЛКИ" (правда названия я взяла у моей коллеги).

Раздел "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ" - Как снять усталость. Так же очень люблю делать с детьми проектно-исследовательские работы.