Тема урока: "Принцип построения севооборотов. Создание и вставка таблицы"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Тип урока: комбинированный, бинарный.

Вид урока: смешанный; урок теоретических и практических работ.

Цели:

  1. Обучения: формирование у обучающихся знаний о принципах построения севооборотов; классификация севооборотов. Причины и принципы чередования культур. Формирование знаний по электронным таблицам MS. Excel.
  2. Развития: развивать у обучающихся умения работать самостоятельно с компьютером и конспектом; давать полные ответы на поставленные вопросы; анализировать информацию и делать выводы. Развивать логическое мышление, творчество обучающихся. Абстрагирование мышления по дизайну таблицы. Свободное владение компьютерной программой MS. Excel. Формирование у обучающихся умений и навыков работы с программами; анализировать и систематизировать; внимательность и сообразительность.
  3. Воспитания: воспитывать аккуратность, стремление к глубокому усвоению знаний; бережное отношение к окружающей среде и оборудованию кабинета; уважение к труду и своей профессии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:

  1. Формирование самостоятельной и творческой работы учащихся на уроке.
  2. Проведение интегрированного урока с использованием программы электронные таблицы MS. Excel.

МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ:

  1. метод преподавания: словесно-наглядный;
  2. метод обучения: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный;
  3. метод учения: формирование знаний, умений и навыков.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:

  1. Литература:
    • Третьяков Н.Н. “Основы агрономии” стр. 90-93.
    • Устименко Г.В. “Основы агротехники полевых и овощных культур” стр. 90-97.
    • Макаровой Н.В. «Информатика и ИКТ», стр.193-200.
    • Ляхович В.Ф. “Основы информатики”, стр. 191-192.
  2. Перспективно-тематический план по предмету “Основы агрономии” и “Информатика”.
  3. Рабочие программы по предметам “Основы агрономии” и “Информатика”.
  4. Электронная презентация.
  5. Компьютеры.
  6. Интерактивная доска, проектор.
  7. Памятки.

УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

Обучающийся должен знать уровень усвоения
1. Классификацию севооборотов II
2. Научное обоснование чередования культур II
3. Агротехническую оценку предшественников II
4. Возможности различных программ для создания комбинированного документа III
Обучающийся должен уметь  
1. Самостоятельно работать с компьютером III
2. Анализировать информацию и делать выводы II
3. Составлять ротационные схемы севооборотов в соответствии с данными структурами посевных площадей III
4. Вести конспект I
5. Вставить таблицу в документ III
6. Устанавливать размер таблицы III
7. Задавать обрамление и автоформат таблицы III
8. Оформлять документ согласно принятым стандартам III

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

  1. Русский язык – правописание слов.
  2. Черчение – графика.
  3. Дизайн – оформление.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

Основы агрономии – обработка почвы и ее задачи; свойства почв.

Ход урока 

I. Организационный момент – 3 мин.

  1. Прием рапорта дежурного по группе – дежурный сдает рапорт и отчитывается по отсутствующим обучающимся.
  2. Отметка в журнале и рапорте отсутствующих.
  3. Проверка готовности группы к уроку.

II. Целевая установка – 2 мин.

1. Краткое изложение хода урока – преподаватель предмета “Основы агрономии” объясняет цели проведения урока и работы на уроке. Что должны узнать и чему научиться на уроке. На доске написано:

Должны узнать –

  1. принципы составления ротационной таблицы севооборота.

Должны уметь:

  1. Составлять ротационную таблицу севооборота.
  2. Составлять схему севооборота.
  3. Создавать таблицу по программе электронные таблицы MS. Excel.

2. Методы, используемые на уроке – преподаватель конкретно рассказывает о методах ведения урока.

3. Главные вопросы темы урока – запись на доске и в конспектах.

III. Актуализация опорных знаний – 10 мин.

Преподаватель предмета “Информатика и КТ”: Повторение ранее изученного материала по предметам «Информатика и КТ» и «Основы агрономии» – обучающиеся получают карточки задания и письменно отвечают на вопросы.

Карточка 1

1. Дайте определение Данные.

Данные – это..

2. Как принято называть рабочие документы в Excel?

  • документ Excel
  • книги Excel
  • рабочие книги
  • рабочие документы.

3. Какая последовательность действий при выделение несвязанного диапазона?

  • Выделить один диапазон и нажать клавишу Ctrl.
  • Выделить один диапазон и нажать клавишу Shift.
  • Выделить один диапазон и нажать клавишуAlt.
  • Выделить один диапазон и нажать клавишу Enter.

4. С какого знака начинается набор формул?

  1. :
  2. $
  3. +
  4. =

5. Найди ошибку в схеме севооборота:

  1. ячмень;
  2. чистый пар;
  3. кормовой севооборот;
  4. озимая рожь;
  5. картофель;
  6. горох. 

IV. Обобщение по ответам обучающихся и переход к восприятию новой темы – 10 мин.

  1. Объявление оценок по ответам обучающихся.
  2. Запись номера и темы урока в конспект.
  3. Постановка учебной цели – научиться составлять ротационные схемы севооборотов.

V. Объяснение новой темы – 30 мин. 

1. Преподаватель предмета “Основы агрономии” – Построение ротационной таблицы севооборота.

Запись принципов построения севооборота в конспект.

Текст конспекта: Каждый севооборот имеет определенное число полей и установленный порядок чередования сельскохозяйственных культур. При разработке схем чередования культур необходимо учитывать биологические особенности, технологию возделывания и требования к предшественникам отдельных культур. По указанным признакам возделываемые сельскохозяйственные культуры объединяют в отдельные группы. Мы с вами уже знаем эти группы культур – это

  1. пары и парозанимающие /чистый пар, однолетние травы, ранний картофель, горох/.
  2. озимые /озимая рожь и пшеница/
  3. пропашные культуры /кукуруза, подсолнечник, картофель, сахарная свекла, корнеплоды/.
  4. яровые культуры сплошного посева /пшеница, ячмень, овес, просо, гречиха, лен/.
  5. многолетние травы /клевер, люцерна, травосмеси/.

Все севообороты классифицируются по двум важнейшим признакам:

  1. По хозяйственному значению, определяемому прежде всего видом основной продукции (зерно, техническое сырье, корма).
  2. По соотношению отдельных групп культур, различающихся по биологии технологии возделывания, и паровых полей.

По первому признаку выделяют следующие типы: полевые, кормовые и специальные севообороты.

  • В полевых – свыше половины площади отводят для выращивания зерновых, пропашных и технических культур.
  • Кормовые севообороты предназначены для возделывания преимущественно кормовых культур
  • В специальных севооборотах возделывают культуры , требовательные к плодородию почв, условиям выращивания, технологии выращивания ( овощные, табак , конопля , рис).

По второму признаку севообороты подразделяют на виды:

  • В зернопаровых севооборотах большую часть площади занимают посевы зерновых культур, меньшую – чистые пары.
  • Зернопропашные севообороты отличаются от предыдущего вида тем, что часть посевной площади отводится под пропашную культуру .
  • Зернотравяные севообороты характеризуются тем, что в них большую часть площади занимают зерновые и непропашные культуры, отсутствуют чистые пары и не более двух полей занимают многолетние травы.
  • В травопольном севообороте – свыше 50 % площади занимают многолетние и однолетние травы, а остальную площадь отводят под посев зерновых и пропашных культур.
  • Зернотравянопропашные севообороты – включают посевы зерновых на площади не более 50% , а пропашные и бобовые травы поровну занимают оставшуюся площадь.
  • В пропашных севооборотах большую часть посевной площади отводят под пропашные культуры и меньшую часть – под зерновые, а иногда и под пары.

Чтобы разработать схему севооборота, нужно определить средний размер поля и количество полей. Для этого посевные площади культур, относящиеся к одной и той же группе, складывают и получают общую площадь культур каждой группы. Затем вычисляют процент, занимаемый данной группой культур в общей площади севооборота. Таким образом, определяют тип и вид севооборота.

Средний размер поля севооборота определяют исходя из соотношений площадей всех групп культур так, чтобы каждая культура по возможности занимала одно или несколько целых полей.

После этого разрабатывают наиболее правильное чередование культур, т.е. составляют схему севооборота.

2. Преподаватель предмета “Информатика”

Объяснение новой темы “Создание и вставка таблицы”

Открываем приложение MS. Excel Для этого выбираем на рабочем столе кнопку Пуск-Все программы-Microsoft Office-Microsoft Excel.

Напишем название таблицы для этого нам нужно выполнить несколько преобразований.

Поменять шрифт и объединить ячейки. Выделяем строку – Главная – Шрифты темы – Times New Romans – Размер шрифта – 14. – Выбираем команду – объединение ячеек и выравнивание по центру.

  • Создание таблиц – выделяем 6 ячеек в строке и в столбце – Главная – формат – формат ячеек – появляется вкладка формат ячеек – выбираем вкладку границы.
  • Обрамления таблиц – Выбираем тип линий – цвет линий – внешние границы – тип линий – цвет линий – внутренние границы – ОК.
  • Заливка таблицы – Выделить объект – формат таблицы – заливка – выбор цвета заливки – контур заливки – применить.
  • Заполнение таблицы текстом по предмету “Основы агрономии”
  • Удобно в этой программе выполнить подсчет. Записать формулу.
  • Главная – авто сумма – сумма. (программа сама указывает количество строк и столбцов которых она просуммировала, если вы согласны с результатом, нажимаем Enter).
  • Для нахождения процента нам потребуется в строке формул записать следующее: «=D5/D10*100» и так каждую строчку. С изменением значений в столбце изменится и значение в этой ячейке.
  • Для удобства определения типа и вида севооборота, постройте диаграммы.

Беседа по вопросам:

  1. Как создать таблицу в электронной таблице MS. Excel?
  2. Как создать новую недостающую строку в таблице?
  3. Как создать обрамление таблицы?
  4. Как украсить таблицу?

Самостоятельная работа обучающихся. Работа в программе MS. Excel: создание таблиц, создание обрамления таблиц, украшение таблицы. Для более полной и самостоятельной работы учащиеся получают памятки по оформлению и вставки таблицы.

Преподаватель по предмету “Основы агрономии” объясняет выполнение заданий и как пользоваться памяткой.

Дежурный раздает памятки “Размещение культур в севообороте” и задания. (Приложение 1)

Памятка “Размещение культур в севообороте”:

  1. Озимые лучше размещать после пара или культур освобождающих поле за 2-3 недели до посева.
  2. Для яровых злаков лучшие предшественники – пропашные культуры, зернобобовые, многолетние травы. Озимые.
  3. Гречиху и просо лучше размещать после пропашных и озимых.
  4. Зернобобовые культуры в севообороте размещают после пропашных и зерновых культур. Нельзя сеять повторно.
  5. Лен и коноплю размещают после пласта многолетних трав, после картофеля и зернобобовых.
  6. Для пропашных культур (кукуруза, свекла, картофель) – лучшие предшественники – озимые, зернобобовые, многолетние травы.

VI. Закрепление темы – 30 мин.

Дежурный раздает задания, по которым обучающиеся должны будут работать. (Приложение 2)

Обучающиеся переходят к компьютерам и начинают работать по заданию.

В конце выполнения задания обучающиеся получают готовые выполненные задания, по которым проверяют правильность выполнения. (Приложение 3)

VII. Домашнее задание – 10 мин.

  1. Литература:
    • Устименко Г.В. “Основы агротехники полевых и овощных культур”, стр. 90-93.
    • Макаровой Н.В. «Информатика и ИКТ», стр. 193-200.
  2. Проработать конспект.

Окончание урока:

1. Выводы по уроку. Обобщение результатов работы обучающихся.

Положительные и отрицательные моменты в течение урока

  • Цель достигнута
  • Таблицы созданы
  • Ротационные таблицы севооборотов созданы

2. Объявление оценок и комментарии к ним.

3. Вопросы обучающихся и ответы на них.