Урок русского языка. "Сложноподчиненное предложение конструкции "матрешка" в 5-ом классе

Разделы: Русский язык


Цель урока: формирование и закрепление орфографических и пунктуационных навыков.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с новой для них конструкцией сложноподчинённого предложения.
  2. Научить 5-классников правильной постановке запятых в сложноподчинённом предложении типа «матрёшка».
  3. Формировать универсальные учебные действия.

Ход урока

- Перед нами два простых предложения:

Налетает ветер. Леса шумят океанским гулом.

- Почему эти предложения являются простыми? А в отличие от простых мы используем ещё и сложные предложения. Дайте определения простого и сложного предложения.

- Можно ли из этих простых предложений составить сложное? Составим и запишем сложные предложения разных конструкций, используя известные нам схемы:

[ - = ] , [ - = ].

[- = ] , и [- = ].

[ - = ] , ( когда - = ).

( Когда - = ) , [ ].

- Прочитаем получившиеся предложения и дадим им характеристику:

Налетает ветер, леса шумят океанским гулом.

Налетает ветер, и леса шумят океанским гулом.

Леса шумят океанским гулом, когда налетает ветер. - Когда налетает ветер, леса шумят океанским гулом.

А) называем грамматические основы;

Б) определяем способ связи простых предложений (союзная или бессоюзная связь);

В) определяем вид союзных предложений (сложносочинённое или сложноподчинённое).

- А можно ли составить сложное предложение вот такой конструкции? Используем схему:

[ - , ( когда - = ) , = ].

- Запишем это предложение, сделаем его разбор и дадим характеристику.

Леса, когда налетает ветер, шумят океанским гулом.

- Чем интересно сложное предложение такой конструкции? Обращаем внимание на постановку запятых. Как не ошибиться, расставляя запятые в предложении типа «матрёшка»?

А) первая запятая ставится перед союзом;

Б) чтобы правильно поставить вторую запятую, нужно отделить простые предложения друг от друга, выстроить их цепочкой, определить их смысловые границы;

В) обращаем внимание на интонацию при чтении предложения.

Делаем выводы:

  1. Простые предложения в составе сложноподчинённого могут располагаться по-разному, а именно…
  2. Если простые предложения расположены друг за другом (цепочкой), то запятые ставятся…
  3. Если в сложноподчиненном предложении одно простое расположено внутри другого, то запятые ставятся…

Для закрепления полученных знаний и усвоения пунктуационного правила выполняем тренировочные задания (дидактический материал взят из книги Г.Г.Граника и С.М.Бондаренко «Секреты пунктуации», М. Просвещение, 1987)

Задание 1 – Расставь запятые правильно!

В данных сложноподчинённых предложениях типа «матрёшка» допущены пунктуационные ошибки, что привело к нарушению смысловых отношений. Исправим эти ошибки (задание выполняем устно, при чтении обращаем внимание на интонацию):

  1. У реки, где мы часто ловили рыбу на опушке леса, горел костёр.
  2. По вечерам я развлекал сестрёнку, которая болела чтением вслух.
  3. Сестрёнка слушала приключения Тома Сойера, которые ей понравились с большим интересом.
  4. За движениями рыбок, которые плавали в аквариуме жадными глазами, следила кошка.
  5. В доме, где я живу во вторник, состоится собрание жильцов.
  6. В лесу, куда мы часто ходили, за грибами растут высокие берёзы.
  7. По дороге, по которой только что промчался автомобиль босиком, бежал Мишка.

Задание 2 - Составь текст из «матрёшек»!

Текст, состоящий из четырёх сложноподчинённых предложений-«матрёшек», рассыпался на составные части: слева расположены главные части предложений, а справа – зависимые. Необходимо подобрать части друг к другу и расположить предложения в нужном порядке, чтобы получился текст.

1. Дети …… иногда ходят в школу на х..дулях.

 

 1. ….где находится школа…

2. Соседний остров … отд..ляется от их острова неглубоким проливом.

 

 2. …чтобы у них (не)проп..дали уроки..

3. Этот пролив… сильно м..леет, поэтому нельзя пользоваться лодками.

 

 3. …которые живут на одном из маленьких островов Японии…

4. И дети….перепр..вляются через пролив на х..дулях.

 

 4. …когда долго (не)идут дожди…

- Предложения составляем, записываем на доске, выполняем графический комментарий: подчёркиваем грамматические основы, обозначаем союзы, расставляем запятые, рисуем схемы. Читаем получившийся текст.

Готовый текст:

Дети, которые живут на одном из маленьких островов Японии, иногда ходят в школу на ходулях. Соседний остров, где находится школа, отделяется от их острова неглубоким проливом. Этот пролив, кода долго не идут дожди, сильно мелеет, поэтому нельзя пользоваться лодками. И дети, чтобы у них не пропадали уроки, переправляются через пролив на ходулях.

Подводим итоги урока.

- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

- Чему научились?

Ещё раз обращаем внимание учеников на то, что главной целью нашей работы является орфографическая и пунктуационная грамотность, а также умение выражать свои мысли не только простыми, но и сложными синтаксическим конструкциями.