Тема урока: "Новохолмогорский городок в XVI веке"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Подготовка учащихся к жизни выступает как главная, ведущая задача специальной (коррекционной) школы. Большинство учащихся с умственной отсталостью не покидает территории своей области, живет и работает там, где они родились и выросли, поэтому изучение истории и культуры родного края становится особенно актуальным. Знание об истории и культуре своей малой Родины способствует не только формированию любви к ней, бережного отношения ко всему, что досталось от предшествующих поколений, но и позволяет почувствовать себя неотъемлемой частью Отечества, его места в нём.

Представленный ниже урок является составной частью рабочей программы «История и культура Архангельского Севера с древних времён до начала XX века» для 10(12) классов с учётом национально-регионального компонента образовательного стандарта и является продолжением основной программы по истории для 5-9 классов под ред. И.М. Бгажноковой.

Отсутствие учебника по истории и культуре Архангельского Севера составляет наибольшую трудность для учителя коррекционной школы. Всё, что предлагает передовой педагогический опыт по данному курсу, предназначено для нормально развивающихся учащихся, поэтому представляет сложность для восприятия материала учащимися с нарушением интеллекта. Таким образом, создание презентаций, содержащих как текстовый – переработанный, так и наглядный материал, является одним из основных средств обучения по данному предмету.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель: Познакомить с историей основания Новохолмогорского городка, его жизнью в первые годы существования.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с предисторией основания Новохолмогорского городка, причинами его основания, основными функциями. Дать представление о первых постройках города, населении в первые годы его существования.
  • Коррекционно-развивающие: формировать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, делать выводы при работе с текстом, схемами. Способствовать развитию долговременной и кратковременной слуховой памяти при повторении ранее изученного и многократном повторении вновь представленного материала.
  • Воспитательные: воспитывать любовь, уважение и гордость за свою малую Родину.

Оборудование: презентация к уроку.

Продолжительность урока: 40 минут.

Ход урока

I. Подготовительная часть урока 

1. Организационный момент

Игра «Передай привет». Учащиеся встают возле своих рабочих мест. Начиная с учителя, по цепочке «передают» привет, дотрагиваясь ладонями до плеча соседа. Цепочка «приветов» замыкается на учителе.

2. Повторение ранее изученного материала

  1. Назовите основные направления политики Ивана Грозного. На что они были направлены?
  2. В конце какого века был основан Новохолмогорский городок? (В конце 16 века.)
  3. Как называется монастырь, на месте которого был основан Новохолмогорский городок? (Михайло-Архангельский монастырь.)
  4. Как в последствии был назван Новохолмогорский городок? (Архангельск.)

3. Введение в тему

(Слайд 1)

– Ребята, почему мы можем гордиться Архангельским краем? (Ответы учащихся.)

– Северный край России. Беломорье... Земля первых российских мореходов, земля, где родился величайший русский ученый М.В. Ломоносов. Столицей Беломорья является Архангельск, город с почти полумиллионным населением. Однако первоначально Архангельск был назван Новохолмогорским городком. Узнаем историю его основания, познакомимся с жизнью города в первые годы его существования.

II. Основная часть урока  

(Слайд 2) Работа в тетради.

– Запишите тему и план урока.

План

  1. Михайло-Архангельский монастырь.
  2. Причины основания Новохолмогор и функции города.
  3. Первые строения Новохолмогорского городка.
  4. Жители Новохолмогор.

(Слайд 3) Вопрос 1. Михайло-Архангельский монастырь.

Рассказ учителя.

История города начинается с начала 12 века, когда архиепископ Новгородский, святой Иоанн, основал деревянный Михайло-Архангельский монастырь. Вокруг монастыря располагались дома новгородцев.

На берегу Северной Двины новгородцы построили небольшой порт. В начале 15 века, во время войны со шведами, монастырь был разорен и разграблен, поселение тоже опустело [2; 5].

Во второй половине 16 века монастырь, и без того небольшой, пришёл в запустение в следствие частых неурожаев и голода [1].

Вопросы учителя:

– С какого века начинается история города? (С 12 века.)

– Кем был основан Михайло-Архангельский монастырь? (Архиепископом Новгородским, святым Иоанном.)

– Из какого материала был построен монастырь? (Из дерева.)

– Почему монастырь пришёл в запустение? (Война со шведами, в следствие частых неурожаев и голода.)

(Слайд 4) Вопрос 2. Причины основания Новохолмогор и функции города.

Работа с текстом.

– Прочитайте, выделите две основные причины основания Новохолмогорского городка.

С середины 16 в. из двинского устья наладилась торговля сначала с англичанами, а затем с голландцами. Регулярные торговые отношения требовали удобного порта. К тому же две морские державы соперничали, и английские купцы стремились не допустить голландцев к пристани Св. Николая на о. Ягры. Московское правительство учло эти противоречия, создавая пристань на Пур-Наволоке.

В 70-80-е годы 16 в. возросла угроза нападения скандинавских феодалов, и царь Иван IV Грозный предпринял экстренные меры для обороны Поморья. Таким образом, город решал и военные задачи будучи крепостью [1].

– Назовите причины освоения Новохолмогорского городка. (Необходимость удобного порта для купцов из Европы. Угроза нападения скандинавских феодалов.)

– Зная причины освоения Новохолмогорского городка, подумайте, каковы были основные функции города?

(Слайд 5) Работа в тетради.

– Запишите вывод.

Причины освоения Новохолмогорского городка:

  1. Необходимость удобного порта для купцов из Европы.
  2. Угроза нападения скандинавских феодалов.

Функции «нового города»:

  1. Внешняя торговля с Западной Европой;
  2. Защита устья Северной Двины от нападений врагов.

(Слайд 6) Вопрос 3. Первые строения Новохолмогорского городка.

Работа с текстом.

Для защиты города вокруг Михайло-Архангельского монастыря в 1583-1584 гг. по указу царя Ивана Грозного московские воеводы П.А. Нащокин и А.Н. Волохов (Залешанин) возвели за один год деревянную крепость, своим величием производившую на прибывающих сюда иностранцев сильное впечатление. Датой основания считается 4 марта 1583 г.

Первоначально крепость называлась Новый город, Новый Холмогорский город, Новохолмогоры, с 1613 года - Архангельский город, а только затем город получил современное наименование [4].

– Почему первой была построена крепость вокруг города?

– Из какого материала возвели крепость?

– Назовите дату основания Новохолмогорского городка (4 марта 1583 г.)

– Запишите дату основания Новохолмогорского городка.

(Слайд 7) Работа с текстом.

Для ведения торговых операций в течение последующих трех лет были возведены для приема своих и иноземных купцов деревянные гостиные дворы — русский и немецкий, а также важня (амбар для взвешивания товаров). Еще раньше в городе была построена таможенная изба для контроля провоза грузов через границу [3].

– Что было построено для ведения торговли? (Гостиные дворы, важня, таможенная изба.)

– Из какого материала были построены эти сооружения?

(Слайд 8) Рассказ учителя, работа со схемой.

За крепостной стеной расположилась торгово-ремесленная часть города – посад. В него насильно переселили 130 семей крестьян-пахарей из окрестных сел и посадов.

К началу 17 века в посаде сложились слободы. Слободы разделялись по сословному и профессиональному признаку: стрелецкая, пушкарская, затинная и жилецкая. В слободах появились улицы-проходы между рядами домов[3].

– Какая часть города расположилась за крепостной стеной? (Посад.)

– Как вы думаете, почему крестьяне не хотели селиться в новом посаде? (Ответы учащихся.)

– По какому признаку складывались слободы? (По сословному и профессиональному признаку.)

– Какая категория населения жила в Стрелецкой, Пушкарсой, Затинной, Жилецкой слободах?

– Чем отличались по роду деятельности жители Стрелецкой, Пушкарской. Затинной слобод от Жилецкой Слободы? (Жители Стрелецкой, Затинной, Пушкарской слобод были служилыми людьми, а люди Жилецкой слободы занимались розничной торговлей, ремёслами).

– Подумайте, чем занимались служилые люди в свободное от службы время?

(Слайд 9) Работа в тетради.

– Продолжите выражение и запишите. Используйте буквы в качестве подсказки. (Самыми первыми городскими строениями были деревянные: крепость, гостиные дворы, важня, таможенная изба).

(Слайд 10) Зрительная гимнастика «Пальминг».

Цель: снятие зрительного переутомления, снятие напряжения мышц плечевого пояса.

Процедура проведения. Пальминг необходимо проводить сидя, положив локти на стол и максимально расслабив руки. Следует энергично потереть ладошки друг о друга, сделать их «горячими». Поставить локти на стол и мягко закрыть глаза. Прикрыть глаза ладонями рук крест-накрест так, чтобы пальцы одной руки легли на пальцы другой, а ладони, сложенные чашечкой, закрыли глаза. Недопустимо давить на глазные яблоки. Не ограничивать дыхание, не закрывать нос.

(Слайд 11) Вопрос 4. Жители Новохолмогор.

Работа с текстом.

Первыми жителями нового города, кроме монахов стали ратные люди — 200 стрельцов, присланных из Москвы и Холмогор. Они составили гарнизон города-крепости, «ибо новопостроенная крепость без гарнизона праздною (без дела, без цели) не оставалась и на краткое время» [3].

– Как вы понимаете это выражение « крепость праздною не оставалась»? (Чтобы крепость без дела, без цели не оставалась.)

Стрельцы размещались в домах горожан. В свободное от несения службы время они занимались торговлей и промыслом [3].

Вопросы учителя:

– Для какой цели были присланы стрельцы? (Нести службу.)

– Чем занимались стрельцы в свободное от несения службы время?(Занимались торговлей и промыслом.)

– Кого можно назвать первыми жителями Новохолмогор? (Стрельцов.)

(Слайд 12) Работа со схемой.

– Посмотрите внимательно на схему и ответьте на вопросы:

– На какие категории делилось посадское население?

– Кто были «лучшие» люди?

– Кто были «молодшие» люди? Кому они служили?

– Что значит «середние» люди?

(Слайд 13, 14) Работа с текстом.

Посадские люди занимались розничной торговлей продовольственными товарами, извозом и ремеслом.Это было тяглое население, которое платило подати в государственную казну.

Помимо тяглых (плативших подати) на посаде находилось 34 «беломестных» двора монастырей и «приказного чина служителей», пользовавшихся налоговыми привилегиями. Приказчики занимались делами служилых людей, строительством, ремонтом городских крепостных сооружений, боеприпасами, сбором податей и др. [3].

– Какая категория посадских людей пользовалась привилегиями? (Монастыри и приказной чин служителей.)

(Слайд 15) Работа в тетради.

– Продолжите выражение и запишите. Используйте буквы в качестве подсказки. Население Новохолмогорского города составляли: монахи, стрельцы, посадские люди.

III. Заключительная часть урока

1. Первичное закрепление нового материала. Беседа по вопросам.

(Слайд 16)

– С какого века начинается история Новохолмогорского городка? С чем это связано?

– В каком году был основан Новохолмогорский городок? (4 марта 1583 г.)

– Назовите основные причины основания Новохолмогор. (Защита устья Двины, развивающаяся торговля с Западной Европой.)

– Что в первую очередь возвели московские воеводы П.А. Нащокин и А.Н. Волохов (Залешанин)? (Деревянную крепость.)

– Кто были первые жители Новохолмогор, помимо монахов? (Стрельцы.)

2. Домашнее задание.

– Пользуясь записями в тетради, приготовить рассказ о причинах освоения Новохолмогорского городка, его основных функциях, о первых постройках города и его населении.

3. Итог урока.

Оценивание учащихся.

Игра «Спасибо за урок».

– Давайте поблагодарим друг друга за урок таким же способом, как поприветствовали.

Конспект составлен на основе материалов:

  1. Копица М.Н. Пособие для учителей «История Архангельского Севера с древнейших времён до начала XX века». – Архангельск, 2009.
  2. Куратов А.А. История и историки Архангельского Севера: Вопросы источниковедения и историографии: Монография. Архангельск: Изд-во Поморского университета, 1999.
  3. www.area29.ru/threads/История-Архангельска.669/
  4. www.arhcity.ru/?page=34/1
  5. rfmap.narod.ru/arhg1.htm