Занятие по теме "Природная зона тайга"

Разделы: Начальная школа


Цель: Познакомить с природной зоной «Тайги».

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне тайги; познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека;
  2. Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, обобщать и делать выводы, работать с картой, дополнительным материалом;
  3. Воспитывать товарищеские отношения между детьми, умение работать в группе
  4. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
  5. Воспитывать экологическую культуру учащихся.

Оборудование: карта «Природные зоны России», гербарный материал, иллюстрации с видами растений и животных, деятельностью человека, карточки с тестами, слайды с ответами на тесты, названием темы.

Ход урока

Организация класса. Ритмическая часть,

(В кругу с движениями).

Солнышко лучистое улыбнулось нам,
Кудри золотистые льются по плечам.
Скажем: «Здравствуй, солнышко!»
А оно в ответ крикнет нам в окошечко весело: «Привет!»

Актуализация знаний.

- Природу, какой зоны мы исследовали на прошлом уроке? (Природную зону тундры)

- Покажите на карте зону тундры.

-А сейчас тестовая работа.

К югу от ледяной зоны простирается …
  • тундра
Почвы сильно заболочены, так как…
  • почва оттаивает на 8 см, а ниже вечная мерзлота
Растения тундры…
  • карликовая берёза,
  • голубика,
  • морошка,
  • ягель,
  • дриада
Животные тундры, которые занесены в красную книгу…
  • розовая чайка
  • песец
  • овцебык
  • кречет
  • лебедь
  • сапсан
Летние гнездовья птиц на разных «этажах» береговых скал.
  • птичий базар
Основные занятия населения…
  • оленеводство, рыболовство

- Проверка выполнения работы. (Слайд 1.)

Стадия вызова.

- Сегодня на уроке мы будем с вами исследователями. Для того чтобы познакомиться с новой природной зоной, мы разбились по группам.

- А сейчас повторим устав, по которому работает группа:

«Работать дружно, помогать друг другу»

1. Группы получают задание: собрать из отдельных частей картинку.

– Если вы правильно соберёте картинку, то узнаете тему урока. ( Тайга. Слайд 2.)

2. Скажите пожалуйста, по какому плану должно идти изучение природной зоны ?

- Правильно. На доске план работы:

Географическое положение, климат.
Растительный мир.
Животный мир.
Деятельность человека.

Стадия осмысления.

1. Работаем по группам. На столах у вас лежат задания, иллюстрации, дополнительный материал.

– Ваша задача: внимательно прочитать задание, найти ответ, распределить обязанности каждого человека в группе.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОЙ ГРУППЫ.

  1. Местонахождение зоны на карте?
  2. Сколько солнечного тепла получает тайга по сравнению с тундрой и лесотундрой?
  3. Какая зима в тайге?
  4. Как можно объяснить суровые зимы в тайге?
  5. Какое лето в тайге?
  6. Опишите весну в этой зоне?
  7. Что можете рассказать про осень?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВТОРОЙ ГРУППЫ.

  1. Какие почвы в тайге?
  2. Перечислите растения тайги.
  3. Почему в тайге нет мелких кустарников и трав?
  4. Назовите растения верхнего яруса.
  5. Назовите растения нижнего яруса.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ.

  1. Какие животные обитают в тайге?
  2. Расскажите о некоторых из них.
  3. Составьте цепь питания некоторых животных.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЧЕТВЁРТОЙ ГРУППЫ.

  1. Чем занимается население тайги?
  2. Поиски каких полезных ископаемых ведутся в этой зоне?
  3. Какой вред наносит человек своей деятельностью?
  4. Какие меры принимает человек для сохранения природы?

- На столах у вас сигнальные карточки. Какую карточку вы поднимите, если готовы (зелёного цвета), если возникнут трудности (красного цвета).

2. - Дети работают в группах.

3. - От каждой группы к доске выходит представитель или несколько, и рассказывают своё задание.

Рефлексия.

Проверка первичного усвоения материала.

У учащихся карточки с таблицей, которую нужно заполнить.

 Какие растения встречаются в тайге?  
 Почему в тайге нет кустарников?  
 Перечислите животных тайги.  
Какой вред наносит человек этой зоне своей деятельностью?  

- По окончании работы ответы собираются учителем.

Итог урока.

- Что на сегодняшнем уроке вас особенно заинтересовало?

Домашнее задание.

- Изучить материал учебника.

- Написать «Синквейн» по теме «Тайга».

Презентация