Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе

Разделы: Логопедия


В новых условиях стремительного роста объёма информации в мире идет переоценка ценностей в образовании. Основной задачей современной школы является не «заставить выучить, а помочь развиться»

В настоящее время значительно вырос интерес к проблемам помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, со сложной структурой дефекта. Разрабатывая новые организационные формы работы с ними, выявляются потенциальные способности этих детей к учебной деятельности их интеграции в общество.

Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры» (Р.Ф. Абаев, 1994 год). Создание, обработка и передача информации становится одним из главных видов операций. Технические устройства используют в деятельности непосредственно связанной с техникой, так и в других сферах, в том числе образовательной.

Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей и значительно повысить эффективность любой деятельности.

У детей, обучающихся в специальной (коррекционной) школе, наблюдается нарушение таких познавательных процессов, как произвольное внимание, память, мышление, имеется специфика и дефицит речевой деятельности, сочетающиеся с низкой познавательной активностью; бедность эмоциональных проявлений. Это является причиной того, что у детей с интеллектуальным дефектом значительно позже, чем у нормально развивающихся сверстников, формируются жизненно необходимые практические умения и навыки, которые, как известно, лежат в основе развития личности человека, его социального облика: черт характера, потребностей, мотивов деятельности и многого другого.

В специальной (коррекционной) школе обучаются дети с

  • Системное недоразвитие речи тяжёлой степени;
  • Системное недоразвитие речи средней степени;
  • Системное недоразвитие речи лёгкой степени;

Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. При работе с такими детьми необходима планомерная коррекционная работа с опорой на сохранные виды восприятия.

За годы своей работы я нахожусь в постоянном поиске, очень хочется видеть результат своей деятельности. На своих занятиях применяю компьютерные технологии, они позволяют повысить эффективность коррекционного обучения. Применение компьютерных технологий представляет широкие возможности использование различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи. В процессе занятия с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде вызывает интерес и обращает на себя внимания.

Диагностика показала, занятия, проводимые с использованием компьютерных технологий, становятся особенно целесообразными, позволяют представить информацию в более привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Кроме того, элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно-логического мышления создают предпосылки для коррекции лексико-грамматических нарушений и способствуют формированию и развитию языковых средств.

Таким образом, применение компьютерных технологий в процессе коррекции речи у детей, позволяет сочетать коррекционные и учебно–развивающие задачи логопедического воздействия.

На своих занятиях я применяю всем известную компьютерную программу «Игры для Тигры», она способствует формированию речевого выдоха, темпо-ритмической речи, чёткости и разборчивости речи, лексической связи слов, грамматического значения слова, коммуникативных навыков.

Я так же использую программы по коррекции письма и навыков чтения. Сама составляю презентации. (приложение). В декабря 2010 года в рамках школьного методического объединения «Информационно-образовательная среда как средство формирования инновационной культуры всех участников образовательного процесса» я показала открытое занятие во 2 классе по теме «Различение оптически сходных букв «а, о» »(приложение) с применением компьютерной техники. Таким образом, использование компьютерных средств на данном занятии способствовало усидчивости, сосредоточенности, заинтересованности. При формировании буквенного гнозиса дети работали, используя клавиатуру. Детям не хотелось заканчивать занятия, нам показалось, что оно пролетело, как миг. И так все занятия, детям интересно, они бегут на занятия с желанием, им очень нравится самим составлять презентации, и с помощью компьютера оказаться хоть на 1-2 минуты в роли учителя.

Итак, целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Современные технические устройства позволяют проектировать новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи.

Литература:

  1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации Издательство ВЛАДОС 1994 с.125
  2. Гуровец Г.В. Маевская С.И. К вопросу диагностики стертой формы псевдобульбарной дизартрии. Вопросы логопедии. Издательство Москва Просвещение, 1978 год с.27-37
  3. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. Дефектология 1998 год № 1 с. 47-55
  4. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы. Дефектология 1994 год № 5
  5. Мамайчук И.И., Пятаков Р.В. исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом. Дефектология 1990 год № 3 с. 23
  6. Репина З.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения. Вопросы гуманитарных наук 2004 год № 5 (14) с. 283-285
  7. Репина З.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» Вопросы гуманитарных наук 2004 год № 5 (14) с. 285-287