Формирование гуманистического мировоззрения на уроках физики

Разделы: Физика


Пусть будет добрым ум у вас,
А сердце умным будет.
С.Я. Маршак

Мы живем в сложное время. Агрессивность, нетерпимость, бездуховность вытесняют сегодня сострадание, милосердие, доброту.

“Равнодушие, равнодушие,
А куда подевалось радушие,
Видно сеяли без усердия
Милосердие, милосердие”.

У всех народов духовно-нравственное воспитание молодого поколения издавна считалось главной задачей развития нации.

Исследования социологов говорят о том, что около 30% молодых людей 22-30 лет утверждают, что современный мир жесток, следовательно, для достижения личного успеха, они сами могут поступать аморально. А ведь будущее страны – в их руках, в руках сегодняшних 12-16 летних. Поэтому сама жизнь выдвигает необходимость формирования гуманистического мировоззрения у нынешних школьников, воздействуя на их души и сердца.

Для решения этой проблемы важно развивать эмоциональную сферу учащихся, их духовный потенциал, будить в них совесть.

Привлечение произведений изобразительного искусства на уроках физики дает прекрасную возможность для достижения этой цели. Вот несколько примеров из моей практики.

Тема “Сила. Равнодействующая сил”. 7 класс

(фрагмент урока)

Учащимся предлагается рассмотреть иллюстрацию к народной сказке “Репка” и определить направление и величину равнодействующей сил при условии, что мышка действует с силой 0,5 Н; кошка – 1,5 Н; собачка – 3 Н; внучка – 7 Н; бабка – 8Н; дед – 20 Н. (Приложение 1,  рисунок 1)

Ученики с улыбкой рассматривают картинку к сказке, подсчитывают равнодействующую сил. На мой вопрос: “В чем смысл сказки?”, быстро находят ответ. Это взаимопомощь, только совместные усилия дают положительный результат.

Далее перехожу к рассмотрению репродукций картин В.Перова “Тройка. Ученики мастеровые везут воду” и И.Репина “Бурлаки на Волге”. (Приложение 1, репродукция 1, 2)

Если картинку к сказке “Репка” школьники рассматривают с улыбкой, то картины художников вызывают у них иные чувства. На полотнах изображен непосильный труд. Обращаю внимание на изможденные лица детей, везущих воду. Рассказываю об истории написания этой картины, о трагической судьбе мальчика Васи, умершего от чахотки (он изображен в центре “Тройки”). Через год после написания картины В.Перова посетила убитая горем мать мальчика. Она просила разрешения посмотреть картину, ей хотелось увидеть своего сына. Художник вместе с ней пришел к П.Третьякову. “Тройка” была приобретена П.Третьяковым для его художественной галереи.

Всю ночь мать Васи на коленях простояла перед картиной и молилась на нее как на икону. Тронутый ее горем В.Перов нарисовал портрет Васи (сделал копию с картины) и в дорогой рамке подарил женщине, оказав ей так же и материальную помощь.

Обращаюсь к картине И.Репина “Бурлаки на Волге”. Знакомлю школьников с историей написания этой картины, зачитываю ребятам строки из стихотворения Н.Некрасова (“На Волге”).

... Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик –
И сердце дрогнуло во мне.

И “Тройка”, и “Бурлаки на Волге” не только эмоционально воздействуют на учеников, но и активизируют понимание и усвоение темы урока “Равнодействующая сил”.

Мне хотелось тронуть души ребят, вызвать у них чувство сопереживания, сострадания, и в то же время, чувство уважения к доброму поступку В.Перова, в котором проявились его человеколюбие и отзывчивость.

Может быть, зерна доброты, чуткости к окружающим, посеянные в сердцах учеников, дадут впоследствии свои плоды. Очень хочется в это верить.

При изучении явления дисперсии света в 11-ом классе вниманию учащихся предлагаю репродукции шести картин известных художников: А.Саврасова, И.Айвазовского, А.Куинджи, Н.Дубовского, И.Коха, П.Рубенса. (Приложение 2). Название всех картин – “Радуга”.

Разные сюжеты, разные пейзажи. Смысловое значение радуги в каждой картине свое.

Обсуждаем с ребятами, какие ассоциации у них вызывает радуга в каждой из этих работ. В результате делаем следующие выводы:

  • у И.Айвазовского радуга – надежда на спасение людей, гибнущих в бушующем море. Пробиваясь сквозь тучи, она предсказывает окончание бури;
  • у А.Куинджи радуга – символ обновления природы, величие мироздания. На темном, еще грозовом небе ярко сияет радуга;
  • у А.Саврасова радуга – олицетворение радости раннего утра. Послегрозовая тишина нарушается лишь позвякиванием ведер на коромысле у женщины;
  • у Н.Дубовского – вид радуги вызывает чувство восторга. Рыбак, поднявшийся во весь рост в лодке, любуется радугой.

Красота радуги способствует подъему положительных эмоций. Аналогичные чувства радости и восторга вызывает радуг, изображенная на картинах И.Коха и П.Рубенса.

Очень точно эти чувства отражены Ф.Тютчевым в стихотворении “Радуга”.

Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка,
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облако ушла -
Она полнеба охватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его, лови скорей!

Привлечение к учебному процессу произведений изобразительного искусства формирует у школьников гуманистическое мировоззрение, развивает познавательный интерес и ассоциативное мышление, способствует видению красоты мира и воспитывает чувство прекрасного.

При изучении темы “Сила. Равнодействующая сил” я использую составленную мной логическую схему, базирующуюся на выделении основных элементов знаний. (Приложение 3)