Внеклассное мероприятие "Ломоносову – 300 лет!". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 2


Цели: знакомство с биографией, деятельностью и достижениями М.В.Ломоносова, повышения интереса к наукам и к деятельности Ломоносова, воспитание патриотических чувств и коллективизма, дружеских отношений, развитие умения работать в команде, быстроты реакции, логического мышления и творчества.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Сообщение темы и цели занятия

Презентация. Слайд 1. Звучит музыка.

Учитель.Имя М.В.Ломоносова мы называем одним из первых в ряду самых замечательных представителей отечественной науки и культуры.
“Ломоносов был великий человек … Он создал первый университет, вернее сказать, сам был первым русским университетом”. Так охарактеризовал гениального русского учёного-энциклопедиста великий русский поэт А.С.Пушкин, подчеркнув, его роль как учёного и просветителя. Многие идеи Ломоносова опередили науку его времени на столетие. Ломоносов оказал громадное влияние на развитее науки и культуры России. Он и поэт, который открыл новые способы стихосложения, и художник, создатель грандиозных мозаичных панно, и автор первого учебника древней истории России, и картограф, и географ, как бы заглянувший на два века вперёд и предугадавший значение Северного морского пути, и замечательный геолог. Один из выдающихся естествоиспытателей своего времени, великий химик, физик.
Сегодня мы посвящаем наш праздник 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова!

2. Объяснение нового материала

Слайд 3. Видеоролик.

Ребята 6 класса читают стихи о М.В. Ломоносове.

1. Сегодня День школы в гимназии моей,
С любовью и участием поздравим мы друзей.
Гимназия любимая дает нам много знаний,
Умения и радостей, а главное – мечтаний.
В гимназии мы учимся, в гимназии растем.
Вот моя гимназия, вот мой светлый дом!

2. Да! Есть в нашем городе волшебная страна.
И не случайно называется гимназией она.
Здесь все, как прежде было в далекие года.
Здесь много интересного и нового всегда.
И каждый день в гимназию приходит детвора,
Чтоб получить заряд большой, удачи и добра.
И каждый может с гордостью произнести слова:
«Гимназия, гимназия, гимназия моя!»

3. И сегодня наш праздник «Школа – наш дом» мы посвящаем 300-летию со дня рождения великого русского учёного мирового значения, поэта, художника, историка Михаила Васильевича Ломоносова!

4. Михаил Васильевич Ломоносов поистине был отцом новой русской науки и культуры. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия – вот основные отрасли, в которых он работал.

5. И везде он сказал своё слово, сделал много открытий.
Ломоносов был гениальным человеком, горячо любящим свою страну.
В нём воплотились лучшие черты, свойственные русскому народу: необыкновенная энергия и работоспособность, железная сила воли, разносторонняя творческая одарённость, беззаветное служение народу.

6. Он был мечтою окрылен, хотел всего добиться
И вот однажды он пешком в Москву пошел учиться.
И все науки постигал, ему не просто было,
И он большим ученым стал, страна его любила.
Он всем нам дал живой пример, таким быть может кажды

7. И будет горд и стар и млад,
Тобой Отечество гордится!
В науку нашу сделал вклад
И наставление всем учиться!
Он не был ни богат, ни знаменит,
Когда пришел пешком в Москву
И «грыз» науки сложной он гранит,
Превосходя усталость, голод и тоску.

8. Он выдержал насмешки все надменные,
Не обижался и хотел все – все узнать:
Насколько сложно выглядит вселенная,
И что изобрести, чтоб человек умел летать?
Давайте же ровняться все на гения!
Возьмем его в пример, чтобы начать мечтать.
Замыслим, воплотим все смелые творения,
Чтобы вторыми Ломоносовыми стать!!!

9. Смыслом жизни Михаила Васильевича Ломоносова до самого последнего дня было "утверждение наук в отечестве", которое он считал залогом процветания своей родины.

10. Отчизну, потомки, вы прославляйте!
Труд и науки в ней развивайте.
Родина вами гордится! Дерзайте!
Мозаику жизни своей составляйте.

3. Актуализация новых знаний

Учитель. И чтобы доказать, что мы, потомки, следуем наказам великого учёного Михаила Васильевича Ломоносова, поиграем в интеллектуальную игру «Брейн-ринг»!

Класс разбивается на 2 команды. Дети рассаживаются на заранее приготовленные места. Выбирают капитанов команд.
Учитель задаёт вопросы, и та команда отвечает первая, чей капитан первым засвистит в свисток и поднимет флажок (шарик, руку и т.д.).

Слайд 4. Звучит музыка.

Дети поют песнюна мотив «Песня друзей» («Мы в город изумрудный»).

В «Брейн-ринг»
В игру чудесную
И очень интересную, 
И очень интересную
Сыграем дружно мы!
Заветные два качества
Нужны нам для победы,
Ведь быстрота и знания
Нас выручат всегда!

Припев:

Игра нам помогает,
Ум, память развивает,
И много заставляет
Из книжек узнавать!

Учитель.

Пусть каждый смело вступит в бой,
В азарт соревнования
Успех придёт не сам собой,
Помогут ваши знания!

Слайд 5. Гиперссылка

Учитель.  Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия — вот те области, в которых Ломоносов ученый оставил свои след.
Для нашей игры я выбрала 4 области, в которых преуспел великий учёный: грамматика, литература, астрономия, искусство.

ГРАММАТИКА

Слайд 6.

Учитель. Ломоносов  написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. «Российская грамматика» — основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова. Написал учебник «Российская грамматика» на немецком языке.

Слайды 7-12.

Задания.

1) Что значит выражение «водой не разольёшь»? (Очень дружные, не поссоришь)

2) Сколько в году месяцев, оканчивающихся на ь? (9)

3) Сколько пар парных согласных по глухости-звонкости в русском языке? (6)

4) Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем,
Буду деревом в лесу. (Насос, сосна)

5) С «К» в полях меня найдёте,
С «Г» романсы запоёте.
С «В» в косички заплетёте. (Колос, голос, волос)

6) Восстановите слова:

  • БУАЗР (арбуз)
  • ФЕОК (кофе)
  • ОРИГП (пирог)
  • МИНОЛ (лимон)

ЛИТЕРАТУРА

Слайд 13.

Учитель. Ломоносов ввёл понятие стихотворного размера: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Создал теорию о «штилях» (стилях) речи. М.В.Ломоносовым было написано несколько выдающихся поэтических произведений.

Слайд 14.

Дети читают стихотворение «Кузнечик».

Слайды 15-29.

Задания.

1) Какое дерево росло у Лукоморья? (Дуб зелёный)

2) Из какой сказки этот предмет? (Горошина, «Принцесса на горошине» Г. Андерсен)

3) «Кот в мешке». Здесь находится вещь, которую съел крокодил из сказки К.Чуковского. Что спрятано в мешке? (Мочалка)

4) Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы:

  • Купил семена, приезжайте тянуть. (Дед из «Репки»)
  • Ушёл от зайца, волка и медведя. (Колобок)
  • Ключ достал. Скоро буду. (Буратино)
  • В гости не приду. Мотор забарахлил. (Карлсон)
  • У друга пропали очки. Попрошайничать стало трудно. Помогите. (Лиса Алиса)
  • Хвост нашли. Плакать перестал. (Ослик Иа)

5) Что украла Клара у Карла? (Кларнет)

6) «Кот в мешке». С помощью этого предмета можно смастерить замечательные вещи, но также можно убить страшного героя русской сказки, потому что этот предмет олицетворяет его смерть. Что спрятано в сундучке? (Игла.)

7) Музыкальный вопрос. Назовите исполнителя это песни, героя известного произведения. (Старуха Шапокляк)

АСТРОНОМИЯ

Слайд 30.

Учитель. В 1761 году Михаил Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Это очень редкое явление наблюдали ученые многих стран, специально организовавшие для этого далекие экспедиции. Такие наблюдения Венеры давали возможность уточнить величину расстояния от Земли до Солнца. Но только Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, по-видимому, более плотная, чем атмосфера Земли. Одного этого открытия было бы достаточно, чтобы имя Ломоносова сохранилось в веках.
Ломоносов заложил основы теории самосвечения комет и полярных сияний, описал строение Земли как планеты.

Слайды 31- 34.

Задания.

1) Название планеты произошло от древнегреческого бога войны. Расстояние до Солнца 228 млн. км. Имеются два спутника которые в переводе означают «страх» и «ужас» (Фобос и Деймос – Марс)

2) Фотовопрос. Эта планета самая яркая, вторая по удалению от Солнца. (Венера)

3) Кроссворд. Отгадайте название планеты.

УРА 0008-008-Nos.jpg ,, (Уран)

4) Самая большая планета Солнечной системы? В ней уместилось бы 1330 планет, равных по размерам Земле.(Юпитер)

ИСКУССТВО

Слайд 35.

Учитель. Ломоносов создал оригинальные цветные стёкла для мозаики – смальту. Сверкающие, как самоцветы, смальты Ломоносова были  ярче и богаче итальянских по краскам. М. В. Ломоносов был первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать технику мозаичного набора.

Слайды 36 -37.

Задание: создать мозаику «Бабочка» их конфет.

4. Рефлексия деятельности (итог занятия)

Учитель. Вот и подошла к концу наша интеллектуальная игра «Брейн-ринг». В течение игры вы проявили самые лучшие свои качества: сообразительность, внимание, быстроту реакции, настойчивость, а главное вы на протяжении всей игры – думали!
Так о чём же мы сегодня говорили на нашем занятии? Что вам понравилось, запомнилось?

Слайд 38.

Награждение победителей медалями и сладкими подарками.

Слайд 39.

Учитель. Жизнь свою Михайло Ломоносов не мыслил вне деятельности на благо России. Этой землёй рождённый, он дышал её интересами, он страстно желал её славы, он привносил свои соображения для её развития.

Так давайте же ровняться все на гения!  
Возьмем его в пример, чтобы начать мечтать.
Замыслим, воплотим все смелые творения,
Чтобы вторыми Ломоносовыми стать!!!

Слайд 40.

Дети дружно поют песню «Гимн Знайки».

Литература:

  1. http://www.lomon.ru/news?r71_id=3171
  2. http://www.neuch.ru/referat/51750.html
  3. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2.%20%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE.&rpt=simage&p=9&img_url=www.vmireinteresnogo.com%2FContent%2FArticleImages%2F864%2F2.jpg%3F9857750938293741305