Обобщающий урок-игра по теме "Класс рыб"

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (880 кБ)


Цель: обобщить и углубить знания о рыбах; развить интерес и познавательную активность учащихся.

Оборудование: задания для конкурсов: « Филворд», «Удачливый рыболов»; «Кроссворд»; «Зоошутка»; «Шифровка»; бочонок и фишки с номерами от 1 до 9; секундомер.

Условия игры: в игре принимают участие 3 команды (по рядам парт). Каждый конкурс оценивается определённым количеством баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Оценки выставляются следующим образом: за 1 место – «5», за 2 место – «4», за 3 место – «3»; также выставляются дополнительные поощрительные оценки активно работающим детям из каждой команды.

«ЗАГАДОЧНЫЙ КОНКУРС»

Условия: команды по очереди отгадывают загадки, если отвечающая команда даёт неправильный ответ, команды противников могут дать свой вариант ответа и заработать дополнительные баллы.

Оценка: за каждый правильный ответ 1 балл.

Загадки для 1 команды:

  1. Он в самом омуте живёт, хозяин глубины. Имеет он огромный рот, а глазки чуть видны. (сом)
  2. Есть голова, да нет волос, есть глаза, да нет бровей, перья есть, да не летает, в холоде не зябнет и жары не боится. (рыба)
  3. С зубастой трёхметровой рыбкой знакомство было бы ошибкой. (акула)

Загадки для 2 команды:

  1. Дом шумит, хозяева молчат. Пришли люди, хозяев забрали, а дом в окошки ушёл. (рыба и сеть)
  2. Драчун и забияка, живёт в воде, когти на спине и щука не проглотит. (ёрш)
  3. Не человек, не зверь, а с усами. (сом)

Загадки для 3 команды:

  1. Закованный в бронзу с боков, он плыл в темноте колеи,
    Мигая в лесах тростников копейками чешуи.
    (карп)
  2. У маленькой скотинки сто серебряных монет на спинке. (рыбы)
  3. У неё во рту пила, под водой она жила. Всех пугала, всех глотала, а теперь в котёл попала. (щука)

Конкурс «БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ»

Задание: каждый член команды по очереди пишет по одному признаку – особенности рыб, связанной с водной средой обитания.

Оценка: 1 балл за каждый правильный признак.

Конкурс «ФИЛВОРД 16 РЫБ»

Задание: за 5 минут найти спрятанные в филворде 16 названий рыб.

Оценка: 1 балл за каждое название.

О

Б

Е

С

А

К

С

Е

Р

Т

М

С

Ь

Л

А

Ф

Е

К

С

М

О

Е

Е

Р

Л

О

С

О

С

Ь

Й

Т

Н

Т

О

И

К

Б

Е

О

В

Л

И

Г

Р

К

О

Л

Л

О

А

В

В

Е

А

Р

У

Б

Ь

Е

А

К

Н

Д

А

В

И

Н

Д

А

Л

Ш

У

Н

Я

Ь

Ь

Г

Ь

К

А

С

Е

Л

Н

Н

С

Р

Л

Т

Б

А

А

Н

А

А

А

Ь

Е

А

М

З

Г

О

Л

Р

Р

Р

Р

Б

А

А

О

Х

И

А

А

В

О

У

К

Н

И

К

М

Т

К

А

Ф

З

ОТВЕТЫ: 1 - акула; 2 - мойва; 3 - налим; 4 - окунь; 5 - осётр; 6 - сазан; 7 - судак; 8 - карась; 9 - кефаль; 10 - лосось; 11 - сельдь; 12 - тарань; 13 - треска; 14 - форель; 15 - зубатка; 16 - камбала.

Конкурс «УДАЧЛИВЫЙ РЫБОЛОВ»

Задание: распределить представителей по систематическим группам.

«Пойманной» считается рыба, систематическое положение которой определено правильно.

Оценка: за каждую пойманную рыбу 1 балл.

Систематические группы:

А) Хрящевые:

Б) Костно-хрящевые:

В) Двоякодышащие:

Г) Кистепёрые:

Д) Костистые:

Представители:

1 - австралийский рогозуб; 2 - треска; 3 - морская лисица; 4 - камбала; 5 - африканский чешуйчатник; 6 - горбуша; 7 - латимерия; 8 - карась; 9 - акула – молот; 10 - белуга.

Ответы: А) 3; 9. Б)10. В)1; 5. Г)7. Д)2; 4; 6; 8.

Конкурс «КРОССВОРД»

Задание: по одному представителю от команды выходят к доске и заполняют кроссворд.

Оценка: за каждое название 1 балл.

Задание для 1 команды:

Ответы: килька; карась; камбала; колюшка

Задание для 2 команды:

Ответы: скат; сазан; сельдь; севрюга

Задание для 3 команды:

Ответы: сазан; сельдь; севрюга; ставрида;

Конкурс «ТЫ - МНЕ, Я – ТЕБЕ»

Условия: команды задают другим командам по 5 вопросов о рыбах. Если отвечающая команда даёт неправильный ответ, балл присуждается команде, задававшей вопрос.

Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.

Конкурс «РЫБЬИ ФАМИЛИИ»

Задание: написать наибольшее количество фамилий, произошедших от названий рыб.

Оценка: 1 балл за каждую реально существующую фамилию.

Конкурс «КТО БОЛЬШЕ»

Задание: первая команда называет рыбу, вторая команда называет рыбу, название которой начинается на последнюю букву предыдущей рыбы и так далее.

Оценка: 1 балл за каждое название.

Конкурс «ЗООШУТКА»

Задание: определить, из частей каких рыб составлена фантастическая рыба.

Оценка: 12 баллов.

Ответы: голова – щуки; тело – леща; хвост – вуалехвоста; спина и анальный плавник – ерша; грудные и брюшные плавники – рыбы-ласточки.

Конкурс «ШИФРОВКА»

Задание: из океана от Нептуна пришли шифровки. Буквы в словах перепутаны. Переставьте буквы так, чтобы получились названия рыб, которых можно употреблять в пищу.

Оценка: 1 балл за каждую шифровку.

Шифровки для 1 команды:

Т А П В О Л (плотва)
С Е К Р А Т (треска)
Д У К С А (судак)
Д Ь С Т Р Е Я Л (стерлядь)

Шифровки для 2 команды:

З Н А А С (сазан)
Т О Р Е С (осётр)
М Л И Н А (налим)
Л А Т И М Е Р И Я (латимерия)

Шифровки для 3 команды:

Т А М Н И Й (минтай)
Р Ф Ь Л Е О (форель)
А Е У Г Л Б (белуга)
У Б О Р Г А Ш (горбуша)

Конкурс «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

Условия: команды по очереди вытаскивают из бочонка номерки и отвечают на вопрос под этим номером. Если отвечающая команда даёт неправильный ответ, другие команды могут ответить и заработать дополнительные баллы.

Оценка: 2 балла за каждый ответ.

  1. Почему трудно держать в руках живую рыбу? (тело покрыто слизью)
  2. Почему даже в мутной воде рыба не натыкается на препятствия? (за счёт боковой линии)
  3. Почему не тонут акулы, хотя у них нет плавательного пузыря? (в печени находится запас жира)
  4. Горчак, тиляпия, колюшка, пинагор. Что всех этих рыб объединяет? (забота о потомстве)
  5. Чешуя рыб – «паспорт» и «медицинская книжка» одновременно. Почему? (по чешуе можно определить возраст и состояние здоровья рыбы)
  6. В аквариум к слепой щуке пустили рыб. Не видя их, щука бросилась и без промаха переловила всех. Каким образом она их обнаружила? (за счёт боковой линии)
  7. Почему зимой может происходить замор рыбы? (недостаток кислорода)
  8. У налима «всё наоборот» - говорят бывалые рыбаки. Почему? (нерестится зимой)
  9. Народное название вьюна – пискун. Почему он получил такое название? (выводит воздух через анальное отверстие с характерным звуком)

Конкурс «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»

Условия: команды по очереди должны ответить на максимальное количество вопросов за 1 минуту.

Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.

Вопросы для 1 команды:

  1. Сколько кругов кровообращения у рыб? (1)
  2. Ответная реакция организма на раздражение. (рефлекс)
  3. Где накапливается желчь у рыб? (в желчном пузыре)
  4. Из каких отделов состоит сердце рыб? (предсердие и желудочек)
  5. Какая кровь в сердце рыбы? (венозная)
  6. Бывают ли прозрачные рыбы? (да, малёк угря)
  7. Почему жабры рыб ярко – красного цвета? (там находится кровь)
  8. Какая из пресноводных рыб самая большая? (сом)
  9. Где расположены глаза у камбалы? (на спине)
  10. В какое время года рыбы мечут икру? (весной)
  11. Эта рыба по форме напоминает шахматную фигуру. (морской конёк)
  12. Эту светящуюся мелкую рыбку можно встретить в реках Амазонии, в собственном аквариуме и даже в таблице Менделеева. (неон)
  13. Среди них встречаются меч, сабля, пила, молот,….(акула)

Вопросы для 2 команды:

  1. Сосуд, приносящий кровь к сердцу (вена)
  2. Все ли рыбы откладывают икру? (нет, есть живородящие)
  3. Чем прикрыты жабры рыбы снаружи? (жаберными крышками)
  4. Где вымётывает икру речной угорь? (в Саргассовом море)
  5. Какие рыбы называются проходными? (которые совершают в период нереста миграции)
  6. Какая известная рыба меняет окраску под цвет дна? (камбала)
  7. Какая рыба откладывает икру в раковины моллюсков? (горчак)
  8. Что у рыбы в «паспорте» написано? (возраст)
  9. Различают ли рыбы цвета? (да)
  10. Какие рыбы называются живородящими? (рождающие живых детёнышей)
  11. Эта рыба – самый крупный хищник в реках нашей страны (сом)
  12. Именно её русский писатель Виктор Астафьев назвал Царь – рыбой. (осётр)
  13. Ловом именно этой рыбы с успехом занимался Костя – моряк из знаменитой песни (кефаль)

Вопросы для 3 команды:

  1. Органы выделения у рыб (почки)
  2. Какие рыбы носят название небесных тел? (луна, солнце)
  3. Как называется кровь, насыщенная кислородом? (артериальная)
  4. Какие рыбы имеют оружие на голове? (рыба-пила; рыба-меч; рыба-молот)
  5. От чего зависит количество вымётываемых рыбами икринок? (от заботы о потомстве)
  6. Какие рыбы вынуждены плавать даже во сне, иначе они утонут? (акулы)
  7. А кто такой хвостокол? (скат)
  8. Какая рыба вверх брюхом плавает? (дохлая)
  9. Ощущают ли рыбы запахи? (да)
  10. Какие рыбы вынашивают икру во рту? (тиляпия; пинагор)
  11. Так называется и аквариумная рыбка, и астрономический прибор. (телескоп)
  12. В системе знаков Зодиака они занимают двенадцатое место (рыбы)
  13. 13. Именно с помощью этой рыболовной снасти старик из пушкинской сказки выловил золотую рыбку (невод)

Подведение итогов урока и выставление оценок.