Отчет кружка "Я шагаю по исторической Москве". Тема: "Экскурсия на Соборную площадь Кремля. Звоны колоколов"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Оборудование: План Соборной площади Кремля, выставка книг о Москве, репродукция картины Иванова, ключевые слова, презентация, записи музыкальных фрагментов, фонограмма песни.

На столах у детей: Картинки для раскрашивания, вопросы для опроса в двух вариантах.

Цели:

  • Познакомить детей с архитектурными памятниками Кремля,
  • Работать над речью ребят, выступающих в роли экскурсоводов.
  • Нравственное воспитание детей на примерах русской истории.
  • Воспитание национальной гордость.
  • Почётное звание москвич.
  • Познакомиться с колоколами.
  • Научиться различать виды колокольных звонов.
  • Показать взаимосвязь музыки, истории, памятников старины.

Ход занятия

I. Организационный момент.

(хором читают стихи)

Мы – москвичи! Что делать, милый друг!
Кинь нас судьба на север иль на юг –
У нас везде, со всею славой
В душе Москва и Кремль золотоглавый.
А.Н. Майков.

II. Исполняют песню «Моя Москва»

сл. Насти Колпаковой, музыка Н. Елисеева. Сб-к «Любимые песни малышей» 1999 г. (Слайды 1-5)

  1. Москва моя и мамина и бабушки моей.
    Орнаменты люблю я московских площадей.
    И если в праздник с бабушкой гуляем мы вдвоем,
    По улицам тихонько мы рядышком идём.

    Припев:
    Здесь уютный дворик,
    Церкви купола.
    Этот древний город
    Кремль и Москва.

  2. Москва все время строится и храмы золотит,
    Дождями вся умыта, то пляшет, то грустит.
    Москва всю жизнь работает, как бабушка моя.
    И добрая, как мама, весёлая как я.

    Припев:
    Если будет трудно,
    Повторю слова:
    «Выстоит Россия,
    Выстоит Москва!»
    Здесь уютный дворик, церкви купола
    Это древний город Кремль и Москва.
    Это древний город Кремль и Москва.

Звучит бой курантов.

Уч.: Что за звуки мы сейчас слышали?

Д. : Это бой Курантов. Главные часы Москвы.

Уч.:– Где находятся эти часы?

Д.: На Спасской башне Кремля. (слайд 6)

Уч. Слово куранты образовано от французского слова courant – текущий, бегущий. Под этим названием у нас имеют в виду башенные или большие комнатные часы. С набором настроенных колокольчиков, издающих бои в определённой методической последовательности.

Первые Куранты были установлены на Спасской башне в 1625 году. Использование музыки на Курантах механически, без участия человека. Так что, куранты – это использование колокольчиков. (слайд 7)

Тема занятия.

Уч.: На наших занятиях мы знакомились с исторической Москвой. Ходили в музей истории Москвы. Слушали рассказы о том, как жили москвичи в древности. Путешествовали по Кремлю. Группами вы готовили рассказы о памятниках Кремля. Сегодня у нас будет заочная экскурсия в Кремль. Экскурсоводами будете вы сами. (Дети из группы выбирали лучших экскурсоводов).

Начинаем.

Ребенок читает стихотворение.

Кто видел Кремль в час утра золотой,
Когда лежит над городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой,
Как царь белеет башня великан.
М.Ю. Лермонтов

III. Слушаем музыку.

Уч.: Сейчас мы будем слушать музыку. У вас на столах листочки с видом древней Москвы. Слушаем и разукрашиваем картинку теми цветами, которые навевает вам эта музыка.

«Рассвет на Москве-реке». Из оперы М.Н. Мусоргского «Хованщина». (Слайд 9)

Уч.: Что за музыку вы слушали сейчас?

Д.: Музыка из оперы «Хованщина».

Уч. Что вы услышали?

Д.: Встает солнце. Рассвет. Колокола. Но какие-то тревожные нотки.

Уч.: Правильно рассвет. Слышен звон колоколов, пастушьи рожки. Туман рассевается, солнышко встаёт, освещает колокольни, маковки церквей. Но слышится и тревожный рожок стрельцов. Покажите, что у вас получилось.

– Что же перепутал художник на этом рисунке?

Д.: В Кремле того времени не было каменных соборов.

Уч.: Молодцы! Скажите, мы прослушали отдельное произведение, или часть какого-то большого произведения?

Д.: Часть оперы.

Уч.: Правильно, а кто может сказать, как называется эта часть, оперы?

Д.: Увертюра.

Уч.: Кто знает, какой композитор написал эту оперу?

Д.: М.Н. Мусоргский.

Уч.: Правильно. Великий русский композитор М.П. Мусоргский жил и работал в Петербурге в 1839-1881 гг. и когда в 20-летнем возрасте он впервые оказался в Москве, увидев Кремль, сказал: «Кремль, чудный, Василий Блаженный и кремлевская стена… – это святая старина. Москва заставила переселиться меня в другой мир – мир древности». Сейчас в честь этого великого композитора в Москве, в районе «Отрадное» названа улица его имени (1974 г.)

Уч.: Наступило утро, и жизнь пошла своим чередом.

Начало экскурсии.

(Учитель начинает рассказ, показывает на карте Кремль).

– Две улицы Никольская и Житницкая слились с Сенатской площадью. Троицкая и Дворцовая улицы слились – в Дворцовую площадь. Боровицкая улица шла вдоль бровки холма до Ивановской площади.

Все улицы и площади Кремля окружают площадь, которая играет особую роль в архитектурном ансамбле Кремля. Как называется эта площадь?

Д.: Соборная. (слайд 10)

Уч.: Главная площадь Кремля – Соборная. Она расположена в центре Боровицкого холма. Свой нынешний облик соборная площадь получила в конце 15 начале 16 веков.

С этой площадью связаны многие события Русского государства. Здесь проходили торжественные шествия по случаю церковных праздников, венчанию царей на царство и коронация императоров, встречали иностранных послов и проходили похоронные процессии.

Соборную площадь окружают выдающиеся памятники древнего русского зодчества.

– О каком соборе говорят, что он является главным святилищем Москвы?

Д. Успенский собор. (слайд 11)

Ю.э.: Успенский собор относится к началу 14 в. В 1326 году князь Иван Калита и митрополит Петр заложил на самой высокой точке Кремлевского холма храм посвященный Успению Богоматери. Прошло время, храм обветшал, и Великий князь Иван III приказал возвести новое здание собора. Пригласил зодчего из Италии Аристотеля Фиораванти. Летом 1479 г. Строительство было завершено.

Ю.э.: Внешний вид собора поражает своей массивностью и изящной простотой. Храм венчают пять куполов. Окна весьма узкие, стены гладкие, кроме пояска, состоявшего из небольших колон. Вокруг трех дверей готические порталы, написаны иконы угодников Божьих. Над северным – Ростовских, над южным – Московских, около западных – Киево-Печерских.

Южный вход с чугунной папертью, где царей после венчания на царство осыпали деньгами, назывался в древности Красными дверьми.

Уч.: Как уже говорилось, в соборе совершались священные коронования и миропомазание на царство российских монахов. Служились обедни и молебни в часы опасности и перед выездом из Москвы на защиту Отечества.

– Какой собор является домовой церковью Московских князей и царей?

Д.: Благовещенский собор. (слайд 12)

Ю.э.: Благовещенский собор основан князем Василием Дмитриевичем 1397 г. Церковь построена на великокняжеском дворе и считалась домовой церковью. В ней совершались таинства брака и крещения великих князей и царей.

Ю.э.: Великий князь Иван III приказал заложить новый храм. Строили собор русские мастера из Пскова Кривцов и Мышкин.

Собор чрезвычайно красив. Увенчан девятью золотыми куполами, и так же решетками около верхних открытых галерей. Нижний ярус его с трех сторон обнесен широкой крытой галереей или папертью. В 15-17 веках в подклети собора находилась великокняжеская сокровищница.

Уч.: Какой собор находится на Соборной площади в Юго-Восточной части?

Д.: Архангельский собор. (слайд 13)

Ю.э. В старину на его месте находилась церковь Святого Михаила – защитника русских князей. В 1505–1508 годах Итальянский архитектор Алевиз Новый возвел здание Архангельского собора.

Наружность собора одного стиля с Успенским собором. Стены прямые гладкие и оканчивающиеся под кровлей рельефными полукружьями в виде раковин. Верх увенчан пятью главами. Собор имеет двое входных врат – северные и западные – сделанные в виде углубленных арок готических порталов.

Собор является усыпальницей русских князей и царей. В усыпальнице собора 46 гробниц в них 52 захоронения. В южной части собора после реставрации будут представлены гробницы русских княгинь и цариц.

Архангельский собор уникальный музей, исторический некрополь.

Уч.:

Огнем востока Кремль алел. (слайд 14)
Зажги лучи его живые.
Соборов главы золотые.
Меж ними царственно горел
Иван Великий.
Е.А. Баратынский.

– Так что же замыкает архитектурный ансамбль Соборной площади?

Д.: Колокольня Ивана Великого и примыкающая к ней Филаретова пристройка с успенской звонницей. (слайд 15)

Ю.э.: В 1329 г. На месте, где стоит колокольня, была построена церковь Иоана Лествичника. В 1505–1508 годах Итальянский архитектор Бон Фрязин возвел новое сооружение высотой около 60 метров, состоявшее из двух восьмигранных ярусов и увенчанное небольшой главой. В его нижнем ярусе разместился престол церкви Ивана Лествичника.

Ю.э.: Свой современный облик колокольня получила 1600 году при Борисе Годунове. Был построен ещё один ярус и золоченый купол. Она достигала высоты 81 м. Долгое время была самым высоким зданием в Москве. Использовалась, как сторожевая вышка, с неё обозревались окрестности на 25-30 км.

Ю.э.: верх каждого яруса украшен многочисленными карнизами. Под куполом размещается фриз с надписью золотыми буквами в три ряда «Повелением великого государя Царя Великого князя Бориса Фёдоровича и сына его князя Фёдора Борисовича храм совершон и позлащен во второе лето государства их 7108 г. 1600 г.»

IV. Ученица читает стихи.

Звучит музыка Рахманинова.

… Все глухо,
Все тихо вдоль Кремлевских стен,
В церквах, в соборах; и для слуха
В Москве отрада лишь одна
Высокой прелести полна:
Один глагол всегда священный,
Наследие былых времен, –
И как сердцам понятен он,
Понятен думе умиленной! –
То вещий звук колоколов!
То гул торжественно – чудесный,
Взлетающий до облаков,
Когда все сорок сороков
Взывают к благости небесной!
(Е.П. Ростопчина) 

V. Рассказ о колоколах.

(рассказ учителя сопровождается записью звучания колоколов)

Уч. Скажите, какие звуки вы услышали в этой музыке?

Д. В музыке слышны звуки колоколов. (слайд 16)

Уч. Жизнь москвичей без колоколов казалась невозможной. Недаром их располагали на самых высоких архитектурных точках.

Для колоколов специально строили высокие звонницы – деревянные щиты под навесом. Обзор на 30-40 км и слышимость на многие км.

Перезвон – Люди провожали воинов на ратные подвиги. Торжественным перезвоном Москва встречала победителей.

Всполошный колокол предупреждал город о появлении неприятеля.

Набатный – оповещал и о войнах, и о пожарах, причем звонили по разному, в зависимости от того, где горело – внутри Кремлевских стен или а Земляном городе, т.е. за стенами Кремля.

Благовест – приносил благие, хорошие вести.

Метельный звон – помогал найти дорогу заблудившимся путникам.

Вечерний – для созыва на вече (собрание) в древней Руси.

Трезвон – звонили во все колокола.

По бою Курантов определяли время.

Самые малые колокола – зазвонные, самые большие праздничные. (В них звонили только в большие праздники). У москвичей отношение к колоколам было близкое, почти родственное. Колокола жаловали: мирские (отлитые на деньги, собранные прихожанами церкви).

Царские – отлитые на пожертвования царя, боярские и т.д. отливали колокола из бронзы и олова. Иногда мастера литейщики добавляли серебро или медь, но обычно, эти металлы ухудшали звук. Мастера колоколов сливались на Руси: Филипп Андреев, Емельчян Денисов, Флор Терентьев, отец и сын Моторины (люди отливавшие Царь колокол). Колокол мог издавать определенный звук и отливали их на слух. Чтобы сделать колокол требовалось 2-3 года. (слайд 17)

Очень удачны были Ростовские колокола: Сысой – 32 т, нота – до. Лебедь – нота ми, Полилей – соль. Это была уже музыка. Умелые звонари, как умелые литейщики – в чести.

На колокольне Ивана Великого колокола расположены в три яруса. (Нижний, средний, верхний – 409 ступеней). Всего на ней 34 колокола и еще один Царь – колокол у подножья колокольни. (Слайд 18)

VI. Физкультминутка.

А в России средь полей
Блестят маковки церквей. (разводят руки в стороны и соединяют их над головой.)
И со всех, со всех сторон
Раздается перезвон. (показывают руками в стороны, вперед)
Динь-дон, динь-дон,
Слышен всюду этот звон.
Диль-дон, динь-дон
Вслед за ним идет трезвон. (наклоны в сторону)
Собирается народ
Благовест нас всех зовет. (зазывают руками. Шаги на месте)

VII. Мы продолжаем наше путешествие.

Какое строение находится за Успенским собором?

Д.: Патриарший дворец. (слайд 19)

Ю.э.: Архитектурный ансамбль Соборной площади замыкает Патриарший дворец и церковь Двенадцати Апостолов. Еще с 14 века Москва стала резиденцией главы русской церкви, на этом месте возник двор митрополита. Существующий ныне комплекс был возведен по указанию патриарха Никона. Трехэтажный патриарший дворец и примыкающая к нему церковь Двенадцати Апостолов слиты в единый ансамбль.

Уч.: Ансамбль Большого Кремлевского дворца объединяет целый ряд различных сооружений. Мы на прошлом уроке говорили о Золотой Царициной палате, теремном дворце, Потешном дворце и о дворцовых церквах. (слайд 20)

Уч.: Что же за здание расположено между Успенским собором и Благовещенским и входит в дворцовый ансамбль ?

Д.: Грановитая палата. (слайд 21)

Ю.э.: восточный фасад Грановитой палаты облицован белым граненым известняком, отсюда название Грановитая. Возведена в 1487-1491 годах итальянским зодчим Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари, как тронный зал князя Ивана III. Грановитая палата долго была самым большим залом Москвы. Здесь встречали иностранных послов. Вход в палату осуществляли через Красное крыльцо. Высокое с четырехскатной кровлей, украшенной резьбой, фигурками львов, крыльцо подчеркивало торжественность церемониального входа. Крыльцо восстановили в 1994 году по распоряжению Президента Российской Федерации.

Ю.э.: Красное крыльцо служило парадным входом в Святые сени. В Святых сенях в ожидании приема собирались бояре, иностранные послы, думные дьяки. На красное крыльцо выходили цари, чтобы их поприветствовал народ, играли царские дети , беседовали с митрополитом и приближенными боярами. К нему вели три лестницы. По левой у благовещенского собора поднимались послы христианских государств, по средней остальные. По правой же Красной лестнице или Золотой , никакие гости никогда не ходили. Она была закрыта позолоченной решеткой, охраняемой стрельцами. И только в особо торжественных случаях – в дни венчания на царство и во время бракосочетаний на Красной лестнице спускался царь с многочисленной свитой. Это шествие называлось большим царским выходом. (слайд 22)

VIII. Появляются репродукции картин «Царские шествия»

(слайды 23-25)

Звучит музыка Мусорского венчание на царствие.

IX. Итога урока.

(Слайд 26)

О какой площади кремля говорили сегодня?

Д.: О Соборной площади.

– Как называется собор усыпальница русских царей?

Д.: Архангельский собор.

– Какой собор считается домовой церковью?

Д.: Благовещенский собор.

– Самое высокое здание на Руси?

Д.: Колокольня Ивана Великого.

– В каком соборе венчали на царствие русских царей?

Д.: В Успенский собор.

– Где принимали послов других государств?

Д.: В Грановитой поляне.

– Что такое перезвон?

Д.: Колокольный звон в один колокол за другим поочередно, начиная с самого большого.

– Что такое трезвон?

Д.: Церковный звон во все колокола.

– Что такое благовест?

Д.: Колокольный звон перед началом церковной службы.

Спасибо всем юным экскурсоводам и всем за урок. (Слайд 27)

Д/з. Дома найдите значение слов, которые появлялись на доске во время рассказов наших экскурсоводов. Прочитайте параграф в учебнике.