Интегрированный урок музыки и немецкого языка по теме "Герои немецких сказок в музыке"

Разделы: Иностранные языки, Музыка, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (33 МБ)


Класс: 2.

Тема: Герои немецких сказок в музыке.

Цель: обобщение учебного материала по изученным темам.

Задачи:

Обучающие:

  • расширение общего и страноведческого кругозора учащихся;
  • познакомить детей с инструментальной музыкой П.И Чайковского, С.С. Прокофьева, с немецким фольклором (немецкая песня);
  • формирование лексических и грамматических навыков говорения и чтения на иностранном языке.

Развивающие:

  • развитие языковой и музыкальной догадки, умения анализировать, сравнивать, выделять главное и второстепенное;
  • развитие навыков детального и поискового чтения, чтения вслух.
  • развивать ладо-тональный, тембровый слух, музыкальную память.
  • развивать певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в плане исполнения.

Воспитательные:

  • пробуждать интерес к русской классической музыке;
  • воспитывать интерес и уважение к иноязычной культуре.

Практические:

  • повысить интерес учащихся к изучению иностранного языка и музыки;
  • проверить и закрепить ЗУН учащихся

Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация (Приложение 8), карточки средств музыкальной выразительности (Приложение 3), синтезатор, интерактивная доска.

План-конспект урока

I. Организационный момент.

Звучит 1-ый куплет песни В. Шаинского, Ю. Энтина “В мире много сказок” в исполнении учителей музыки и иностранного языка. На доске записаны слова, дети могут подпевать. (Слайд № 1) (Приложение 1)

Учитель музыки: Ребята, догадались ли вы, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Дети: О сказках.

Учитель музыки: Правильно о сказках. А вы любите сказку?

Дети: Да, очень! Сказку любят все!

Учитель музыки: Сегодня мы “увидим” как же ведут себя сказочные герои в музыке, какой они живут жизнью. Назовите своих любимых сказочных героев.

Дети: Буратино, Золушка, Красная Шапочка, Карлсон …

II. Основная часть.

1. Учитель музыки: Тема нашего урока “Герои немецких сказок в музыке”. (Слайд № 2) С некоторыми героями, которых вы назвали, мы сегодня сможем встретиться.

А сейчас посмотрите на доску. Здесь наш знакомый – цветик-семицветик. (Слайд № 3). Он волшебный. Он помогает нам на уроках. Как?

Дети: Говорить о музыке музыкальным языком.

Учитель музыки: Что является главным в музыке?

Дети: Интонация

Учитель музыки: Конечно, самое главное в музыке – это интонация. Из её зёрнышка-фразы вырастает музыка. Давайте вспомним средства музыкальной выразительности, помогающие говорить о музыке, и сразу назовём значение этих слов.

Дети: Лад (Мажор, минор), темп (быстрый, медленный), динамика (громко, тихо), тембр – окраска звука, регистр (высокий, средний, низкий), ритм (острый, ровный, пунктирный), мелодия (нежная, певучая, плавная, скачкообразная).

Учитель музыки: Молодцы, ребята!

Учитель немецкого языка: И вот вам первая загадка. (Слайд № 4):

Дети: Золушка!

Учитель немецкого языка: Правильно, это Золушка из сказки немецких сказочников братьев Гримм. (Слайд № 5). Ребята, а какими чертами характера наделена Золушка?

Дети: Добрая, заботливая, скромная. (Слайд № 6)

Учитель немецкого языка: Ребята, давайте узнаем, что хочет рассказать нам о Золушке наша старая знакомая die Weise Eule (Мудрая Сова). Посмотрите на доску, прочтите текст вслух и выберете из текста слова, которыми Мудрая Сова характеризует Золушку. (Слайд № 7)

Сначала учитель обращает внимание учеников на сноски. Потом уч-ся читают текст вслух по цепочке и переводят, пользуясь сносками. Затем называют слова-характеристики Золушки.

Дети: Aschenputtel ist sehr flei?ig und nett, sсhon und gut, hilfsbereit und freundlich.

Учитель немецкого языка: Здорово! Вы все сказали верно.

Учитель музыки: Не только писатели, но и композиторы рассказывали о Золушке. Давайте послушаем музыку из балета С.С.Прокофьева “Золушка” (4 мин.) (Приложение 2) А самые внимательные ученики могут определить количество частей в этом произведении. (Слайд № 8)

Во время прослушивания ребята используют прием пластического интонирования для более эмоционального восприятия музыки.

Учитель музыки: А теперь, ребята, приготовьте свои карточки, обозначающие средства музыкальной выразительности и жанры музыки (Приложение 3), и постарайтесь с их помощью определить характер и настроение музыки.

Как вы думаете, в каком жанре прозвучала музыка? Почему вы так думаете?

Дети: Танец.

Учитель музыки: Правильно, танец. А именно?

Дети: Вальс, слышится мягкость, плавность, кружение, радость в музыке.

Учитель музыки: Действительно, мы слушали вальс из балета С.С. Прокофьева “Золушка”. Какими словами можно передать состояние Золушки в сцене бала?

Дети: Тревога, волнение, радость, счастье, восторг, зло, мечта.

Учитель музыки: Ребята, как вы догадались, какие чувства переданы в музыке?

С помощью каких средств музыкальной выразительности?

Дети: С помощью лада (показывают карточки), мелодия плавная, а в конце произведения отрывистая, интонация восходящая.

Учитель музыки: Как вы думаете, сколько частей прозвучало?

Дети: Две части.

Учитель музыки: Совершенно верно. Два фрагмента, два разных характера. Первое – настроение счастья, радости, восторга Золушки на балу, второе – тревога, крушение мечты.

2) Учитель музыки: А сейчас мы послушаем музыкальную загадку. И вы попытайтесь угадать сказочного персонажа. Я думаю, это будет не трудно.

Звучит 1-ый куплет песни “Госпожа метелица” 40 сек. (Слайд № 9) (Приложение 4)

Учитель немецкого языка: Итак, о ком идёт речь в песне?

Дети: О Госпоже Метелице.

Учитель немецкого языка: А давайте дослушаем песню до конца и проверим себя. Звучит продолжение песни “Госпожа метелица” 20 сек. (Слайд № 10) (Приложение 5)

А вы знаете, кто написал сказку об этой сказочной героине?

Дети: Братья Гримм.

Учитель немецкого языка: Верно, братья Гримм. (Слайд № 11)

Учитель немецкого языка: У немецкого народа тоже есть песни о Госпоже Метелице. Послушайте немецкую народную песню “Frau Holle” в исполнении ваших одноклассников. (Слайд № 12)

Ребята исполняют песню на немецком языке под аккомпанемент учителя музыки. (Приложение 6)

Учитель немецкого языка: Вам понравилась песня?

Дети: Да.

Учитель музыки: Поднимите карточки определяющие лад произведения, динамику, жанр.

Дети: Лад– мажорный , динамика – громкая, жанр – песни.

Учитель немецкого языка: Ну что же, ребята, я вижу песня вам понравилась. А сама Госпожа Метелица?

Дети: Да.

Учитель немецкого языка: Мудрой Сове тоже нравится “Frau Holle”. Найдите в тексте слова подтверждающие это. Как описывает Госпожу Метелицу Мудрая Сова? (Слайд № 13)

Дети: Sie ist alt, aber nett, hilfsbereit und gut.

3) Учитель немецкого языка: Кроме Золушки и Госпожи Метелицы в немецкой культуре есть еще много интересных сказочных героев. Составьте из букв имя следующего сказочного героя. (Слайд № 14).

Дети: Щелкунчик. (Слайд № 15)

Учитель немецкого языка: Ребята, все мы любим сказки. Особенно, если события, о которых они рассказывают, происходят в новогоднюю ночь. Одну из таких новогодних сказок, о Щелкунчике, сочинил немецкий писатель Гофман. (Слайд № 16). Давайте снова обратимся к Мудрой Сове. Что она думает о Щелкунчике? (Слайд № 17)

Дети: Er ist gut, klug und tapfer. Er ist hilfsbereit.

Учитель музыки: Как вы уже слышали, сказку о Щелкунчике написал немецкий писатель Гофман, а русский композитор написал балет “Щелкунчик”, может вы назовете имя этого композитора?

Дети: Пётр Ильич Чайковский

Учитель музыки: Конечно же, это П. И. Чайковский (Слайд № 18). Послушайте музыку и угадайте ее жанр.

Дети слушают марш из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского(.2.22 мин) (Слайд № 19). (Приложение 7)

Учитель музыки: Какой жанр музыки вы услышали? Поднимите нужные карточки.

Дети: Марш  (показывают карточки) (Слайд № 20).

Учитель музыки: Почему вы так решили? Какие средства музыкальной выразительности помогли вам.

Дети: Мелодия четкая, как будто играют на маленьком барабане.

Учитель музыки: А какое здесь настроение, лад, динамика.

Дети: Радостное, весёлое, бодрое. Лад мажорный . Динамика не громкая, тихая . (при каждом ответе показывают карточки)

Учитель музыки: Молодцы!

III. Заключение урока.

1) Подведение итогов урока.

Учитель немецкого языка: Наше путешествие в сказку заканчивается. Давайте еще раз вспомним, о ком мы сегодня читали и говорили (Слайд № 21) . Посмотрите на доску и ответьте на мои вопросы. Wer ist das?

Дети: Das ist Aschenputtel. Das ist Nussknacker. Das ist Frau Holle.

Учитель немецкого языка: К какому герою относится эта характеристика. Wie ist Aschenputtel / Nussknacker / Frau Holle?

Дети выходят к доске и соотносят изображения и характеристики сказочных персонажей, работая на интерактивной доске.

Дети: Aschenputtel ist schon und freundlich. Nussknacker ist klein und tapfer.

Frau Holle ist alt und hilfsbereit.

Учитель музыки: Сегодня с нами говорили разные композиторы, выражая своё отношение к волшебному, фантастическому миру. Давайте вспомним этих композиторов и их произведения. (Слайд № 22)

Дети: Балет “Золушка” С. С.Прокофьева, балет “Щелкунчик” П.И. Чайковского. Еще мы слушали немецкую народную песню “Frau Holle”.

Учитель музыки: Умнички, а скажите, какие жанры нам встретились в пути. (Слайд 23)

Дети: Танец, марш, песня.

Учитель музыки: Хорошо. Как вы думаете, почему же столько много внимания уделяется сказочным героям в искусстве? И вообще, нужны ли вам сказки? Скорее всего, нет!

Дети: Нужны! Они волшебные, в них происходят чудеса. Добро всегда побеждает зло.

Учитель музыки: Да, сказка – воплощённая мечта человека о прекрасном, о добром, чего не хватает в реальной жизни! Порой сказки очень музыкальны: герои в них охотно поют и танцуют, и очень часто эти песни и танцы становятся частью волшебного мира чудес, праздников и светлых надежд.

2) Домашнее задание.

Придумайте эскизы костюмов Золушки, Госпожи Метелицы, Щелкунчика.

3) Выставление оценок.

Учитель немецкого языка: Молодцы, вы очень хорошо сегодня работали.

Учитель музыки: На этом наш урок закончен. Спасибо всем и до свидания.

Список литературы:

  1. УМК Музыка. 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений /Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2010.
  2. УМК Первые шаги. Учеб. нем. яз. для 2 кл. общеобразоват. учреждений / И. Л. Бим, Л.И Рыжова. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Интернет ресурсы:
  • © igraj-poj.narod.ru
  • https://urok.1sept.ru/articles/577080/
  • http://schoolbiblio.ucoz.ru/load/nauchnoe_obshhestvo_shkoly/kak_rabotat_nad_issledovaniem/v_pomoshh_issledovateljam_5_11_kl/70-1-0-142

Приложение