Учебно-методический комплект по теме "Северная война 1700–1721 гг.". 7-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


На конкурс представлен учебно-методический комплект, куда входит: презентация темы, методическая разработка урока, дидактические материалы, исторические документы, дополнительные материалы для учителя, контрольная работа с ответами.

Презентация темы “Северная война 1700-1721 гг.”, предназначена для учащихся 7-го класса. В презентации имеется план изучения данной темы. Причем с помощью ссылок мы может обратиться к любому пункту плана. Ребятам дано задание: составить хронологическую таблицу основных событий Северной войны. Благодаря анимации, сюжету из кинофильма “Пётр I”, ученики “погружаются” в обстановку изучаемой исторической эпохи. Грохот пушек, крики солдат, команды военачальников создают картину сражений Северной войны. Вместе с участниками военных действий учащиеся понимают трагедию поражения русских войск под Нарвой, радуются блестящей победе русской армии в Полтавской битве. В ходе изучение материала ребята знакомятся с именами исторических деятелей. Ссылки на фамилии выдающихся людей открывают перед нами справочный материал о жизни этих людей с некоторыми подробностями. Слайды содержат богатую информацию о ходе военных действий.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории повышает мотивацию учения и стимулирует познавательный интерес учащихся к предмету, способствует возрастанию эффективности самостоятельной работы, придаёт учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, способствует обновлению содержательной стороны предмета. С помощью ИКТ процесс преподавания истории поднимается на качественно новый, более высокий уровень. Появляется возможность просматривать видео сюжеты, анимация военных событий позволяет проследить динамику сражений по карте, возвращаясь к любому этапу урока, ученики могут за секунды повторить пройденный материал. Современному ученику намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Выполнение заданий с помощью компьютера, также более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. При использовании компьютера на уроке информация представляется динамичными видео– и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

По окончанию изучения темы каждый учащийся имеет возможность проверить свои знания по данной теме и проявить творческие способности. Для этих целей представлены разнообразные дидактические материалы (тесты, кроссворды, творческие задания). Контроль знаний можно осуществлять, используя групповой и индивидуальный методы. Для этих целей представлен разнообразный раздаточный материал.

Для работы с историческими документами представлены: “Под стягом России”. Сборник архивных документов. М., Русская книга, 1992; Шубинский С.Н. Исторические очерки и рассказы. — 6-е изд. — СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1911; Абаза К.К. Отечественные героические рассказы. С рисунками, картами и планами. Изд. 5-е, испр. и доп. — СПб.: Тип. А.В. Орлова, 1905;

Богатый исторический материал презентации, эмоциональный рассказ учителя, фрагменты из кинофильмов позволили сделать урок динамичным, интересным, запоминающимся.

Изучение данной темы способствует воспитанию чувства патриотизма, гордости и уважения к достижениям наших предков и формированию гражданской позиции. В ходе урока реализуются межпредметные связи. Учащиеся знакомятся с произведениями литературы и искусства по данной теме. На уроке продолжается работа по формированию умений давать оценку историческим событиям, деятельности исторической личности. В ходе урока ребята учатся обобщать, сравнивать, анализировать получаемую информацию. Развиваются творческие способности учеников, отрабатываются умения и навыки работы с историческими понятиями, датами, событиями, картами посредствами компьютерных технологий. Очень надеюсь, что присланный мною материал будет полезен учителям при подготовке и проведения уроков по данной теме.

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Время изучения темы: 2 академических часа (90 минут, 2урока).

Цели урока:

  • Охарактеризовать международную обстановку, сложившуюся в Европе к началу XVIII в.
  • Выяснить цели России в Северной войне, выяснить предпосылки войны, рассказать о начале войны и рассмотреть её ход .
  • Показать нарастание мощи российской армии и постепенную подготовку перелома в войне, о становлении морского могущества России. Выделить итоги Северной войны. Определить значение победы для России.

Задачи:

  1. Продолжить работу по формированию умений ясно, четко и убедительно излагать свои мысли, выделять главное, сопоставлять события и факты, находить причину и следствие,
  2. Продолжить работу по формированию умений давать оценку историческим событиям, деятельности исторической личности.
  3. На примере мужества русских людей в Северной войне вызвать у учащихся чувство гордости историей своих предков.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная доска, рабочая тетрадь, раздаточный дидактический материал, карта “Россия с конца XVII века до 60-х годов XVIII века”.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Ребята, мы продолжаем знакомство с эпохой Петра I. И сегодня мы будем рассматривать события внешней политики. Попробуйте предположить какие задачи стояли перед Россией во внешней политике в период правления Петра I? (ответы учащихся)

Подведём итоги: В конце XVII в. Россия поставила своей целью стать равноправной европейской державой, заимствуя опыт других стран. Задачу “догоняющего” развития по отношению к Европе взял на себя царь Петр I. Огромная территория России была фактически лишена удобных морских путей. В этих условиях борьба за выход к морю приобрела первостепенное значение для судеб Российского государства. Это была борьба с экономической изоляцией, от ее успеха зависело преодоление экономической отсталости. Кроме того, отсутствие выхода к морю, гаваней и флота грозило в будущем экспансией мировых морских держав, потерей России национальной независимости. Петр сумел это понять и принять меры, военные и морские, дипломатические и административные. Для лучшего понимания духа того времени давайте окунемся в атмосферу петровской эпохи.

3. Изучение нового материала

Учитель: Сегодня мы начинаем изучать события Северной войны, которая сделала Россию великой европейской державой.

Слайд №1.

Тема урока: Северная война 1700-1721гг.

Слайд №2.

Постановка целей и задач урока. Знакомство с планом урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы должны выяснить цели России в Северной войне, её предпосылки, рассмотреть ход войны и выделить её итоги. Слайд №3. Ваша задача по ходу объяснения заполнять в тетради хронологическую таблицу основных событий Северной войны.

Слайд №4. Предпосылки и причины Северной войны. (делаем записи в тетрадях)

Учитель: Ответьте на вопросы:

Какие страны вступили в Северный союз? (Россия, Дания, Саксония)

Почему Петр объявил войну Швеции именно 9 августа? ( 8 августа было заключено перемирие с Турцией.)

– Как Петр готовил Россию к войне? (Объявил первый рекрутский набор, нанял иностранных офицеров)

Слайды №5, 6, 7. Анимация сражения под Нарвой.

Учитель: Марш шведов был скорый, незамеченными они подошли и напали внезапно, обращая русских в бегство. Во время отступления рухнул мост, много солдат упало в реку. Шведы с берега расстреливали тонущих из ружей, по словам Карла, “как уток”. Только Семеновский и Преображенский полки не дрогнули и продолжали сопротивляться. В руки шведов попала вся русская артиллерия.

Вот что Петр сказал о поражении под Нарвой: “Итак, шведы победили наше войско, это бесспорно; но надо понимать, над каким войском была одержана эта победа. Только старый Лефортовский полк и два полка гвардии были в двух атаках у Азова, а боев в поле, тем более с регулярным войском, никогда даже не видели. В других полках и офицеры, кроме некоторых полковников, и рядовые сами были рекрутами. К тому же из-за позднего времени (видимо, имеется в виду поздняя осень) был большой голод, потому что из-за великой грязи (на дрогах) было невозможно подвезти продовольствие. Одним словом, все это детские игрушки были, а не искусство, так что же удивительного в том, что старое, обученное и тренированное войско одержало победу над таким неискусстным. Но когда случилось это несчастье (или лучше сказать великое счастье), тогда необходимость победила лень и принудила работать”.

Задание: Сравните отношение к противнику Карла XII и Петра I. Кто вызывает у вас большую симпатию? Почему?

“ Нет никакого удовольствия – говорил Карл, – биться с русскими, потому что они бегут не сопротивляясь; если бы Нарва была покрыта льдом, то нам едва ли бы удалось убить хотя одного человека”, “ мы надолго загнали русского медведя в свою берлогу”. На шведской медали, выбитой в то время, был изображен бегущий плачущий Петр.

Петр I называл полную конфузию своих войск под Нарвой главным уроком и всегда считал Карла своим учителем. Вопросы: Почему Петр назвал шведов своими учителями? Как вы думаете, почему русская армия потерпела поражение под Нарвой? (ответы учащихся) Учитель: Петр понимал, что такую армию, как под Нарвой, разбить легко и, начав войну со Швецией, Петр вынужден был вести войну внутреннюю – с отсталостью страны. И начать решил именно с армии Слайд №8,9,10. (Меры по созданию армии. Военная реформа.) Петр I, правильно оценив обстановку, начинает заново создавать армию (регулярную, за счет рекрутских наборов), создает заново артиллерию (даже за счет церковных колоколов), развертывает строительство флота и стремится занять прочные позиции в Прибалтике. Армия под командованием Б. П. Шереметьева продолжала воевать в Прибалтике, где оставались незначительные силы шведов.
Первые победы не заставили себя ждать.

Слайд №11. Первые победы.1701-1702 гг. – в Прибалтике русская армия под предводительством Б.П.Шереметева одержала ряд побед. 1702г. – Нотебург – Орешек – Шлиссельбург (Ключ-город).1703г. – Ниеншанц. А.Д.Меншиков. Первая морская победа.1704г. – взятие Дерпта, Нарвы. 1705 г. – создание Адмиралтейской верфи, создание Балтийского флота

Слайд №12. Основание Петербурга.

Вопрос: Почему строительство города имеет не меньшее значение, чем победа в сражении?

Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу проложить окно,
Ногою твердой стать при море. А.С.Пушкин “Медный всадник”

Карл XII узнав о строительстве Санкт-Петербурга, сказал высокомерные слова: “Пусть царь трудится над закладкой новых городов. Мы хотим лишь оставить за собой честь впоследствии их взять”.

Слайд №13.Распад Северного союза

Вопрос: Как вы считаете, изменяется ли отношение Карла XII к России и каковы будут его дальнейшие действия? (ответы учащихся)

Слайды №14,15, 16.

Поход Карла XII на Россию.

1708 г. – Карл XII вторгся в Россию.

Корпус Левенгаупта, который шёл ему на помощь был разгромлен русскими войсками в битве при Лесной.

Учитель: О победе при Лесной ПетрI сказал: “…сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому же ещё гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем: тут первая проба солдатская была”.

Украинский гетман Мазепа перешёл на сторону шведов.

Пётр I применил тактику томления.

Вопрос: Почему битву при Лесной Пётр I назвал матерью Полтавской битвы? (ответы учащихся)

Слайды №17,18,19.

1709 г. – Полтавская битва.

Вот как описывает эту битву А.С.Пушкин.

Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы.
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь конница летит,
Пехота движется за нею
И тяжкой твёрдостью своею
Её стремление крепит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там;
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
Тесним мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамён,
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлён.
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра…
Что же сказал Пётр своим солдатам?

Карл XII перед боем обещал своим воинам все богатства России. А Пётр сказал так: “Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и Церковь. А о Петре ведайте, что ему жизнь своя не дорога, только бы жили Россия и российское благочестие, слава и благосостояние”.

Задание: Сравните обращение Карла и Петра к войскам перед битвой. В чем разница? Слова какого полководца кажутся вам более убедительными и почему?

(ответы учащихся)

(Просмотр видео слайдов)

Карл XII бежит в Турцию и подстрекает Турцию к войне с Россией.

Учитель: Петр I принял личное участие в битве, водил в атаку батальоны Новгородского полка, а после удачного ее завершения, отслужив молебен, поднял тост во славу “учителей в воинском искусстве”. За кого был поднят тост? Почему?

Слайд №20. Вопрос: Почему Карл XII не ищет мира с Россией, а стремится к продолжению войны? (ответы учащихся)

Слайд №21. 1711г. – Прутский поход. Разрушение Таганрога. Сообщение ученика о Прутском походе.

Дабы упредить противника, в феврале 1711 Россия двинула свою армию в Молдавию, на Дунай, стремясь как можно дальше отодвинуть театр военных действий от Украины и Польши. Молдавский господарь Дмитрий Кантемир обещал Петру поддержку и, в случае победы, присоединение Молдавии к России. Одновременно русские агенты развернули широкую антитурецкую пропаганду на Балканах, в результате чего вспыхнули восстания в Сербии, Черногории и Албании, впрочем, быстро подавленные османами. Русские чувствовали себя уверенно и не сомневались в победе, но 7 июля 1711 в районе реки Прут турки отрезали русскую кавалерию от основной части армии, которая, попав в тяжелые условия безводной, опустошенной саранчой степи, вынуждена была отступить. По пятам наступали турки, постоянно атакуя шедший в арьергарде Преображенский полк. Пройдя лишь 7 верст, армии Петра пришлось остановиться лагерем на берегу реки Прут. Тут 38 тысяч русских оказались со всех сторон окруженными в три с половиной раза численно превосходящим их противником. Турецкая артиллерия беспрерывно обстреливала лагерь, и все русские парламентеры, которых Петр посылал с предложениями о перемирии, возвращались ни с чем. Царь решил любой ценой прорвать окружение, и только тогда, видя его решимость, турки согласились на переговоры. Существует легенда, что сопровождавшая Петра в походе его жена Екатерина втайне от царя передала в подарок визирю все свои деньги и драгоценности, что сделало турецкого военачальника более сговорчивым. Петр готов был на любые уступки, за исключением капитуляции и возвращения шведам Петербурга с прилегающими землями. Но золото и драгоценности, по-видимому, подействовали, и условия подписанного 12 июля 1711 мирного договора были легче, чем можно было предполагать. И все же это был один из самых тяжелых мирных договоров в истории России По нему Турции возвращался Азов, надлежало уничтожить построенные там укрепления и флот, уничтожались также крепости Таганрог, Каменный Затон. Россия обещала не вмешиваться в польские дела и беспрепятственно пропустить на родину Карла XII.

Слайды №22,23 Победы русского флота. Сообщения учащихся о морских сражениях.

Самыми крупными из них стали Гангутское (27 июля 1714 г.) .
Бой при Гангуте Петр назвал морской Полтавой.
– Пётр боясь столкновения со шведами решил перетянуть корабли в самом узком месте полуострова.
– Шведы двинулись навстречу, но ветер стих и они остановились.
– Пётр обошёл шведов и обогнув полуостров воссоединил эскадру.
А когда русские заняли Аландские острова в Балтийском море, угроза нависла над самой Швецией.
Карл XII пытался исправить положение, но безуспешно и в 1718 году начались мирные переговоры, прекратившиеся с гибелью Карла XII. Пришедшая к власти Ульрика Элеонора, сестра Карла, и её муж, заручившись поддержкой Англии, продолжили войну. Ни распад антишведской коалиции, ни угроза нападения британского флота, не помешали Петру I.

27 июля 1720 г. – Гренгамское сражение, в котором на глазах британцев русские галеры под командованием М. М. Голицына вступили в бой с превосходящими силами противника и выиграли. Начавшись на суше, Северная война завершилась на море.

Слайд №24,25.

1721 г. – Ништадтский мир: Прибалтика, Карелия с Выборгом. Россия – империя.

Слайд №26.

Давайте, опираясь на ваши записи, попробуем восстановить события Северной войны. Повторение и закрепление пройденного материала.

Подведение итогов.

Учитель: Война носила для России прогрессивный характер, хотя победа и была достигнута очень тяжелой ценой. Россия становится одной из “великих держав” Европы. Русская армия проявила прекрасные боевые качества.

Слайд №27. Проверь себя. Данный слайд позволяет учащимся проверить усвоение темы. Работу можно выполнять письменно в тетрадях (задания проектируются на экран) или устно. Для контроля знаний можно использовать дидактический материал.

Слайд №28.

Напишите сенквейн на тему: “Северная война”

Правила написания сенквейна – на экране.

Слайд №29.

Домашнее задание: § 18-20.

Слайд №30.

Использованная литература и ресурсы сети Интернет.

  • “Мир русской истории”. Энциклопедический справочник. М.,1999 г.
  • Шикман А.П. “Деятели Отечественной истории”. Биографический справочник. М., 1997 г.
  • Ключевский В.О. “Исторические портреты”. М., 1990 г.
  • Павленко Н.И. “Петр Великий” М., 1990 г.
  • Соловьев С.М. “Чтения и рассказы по истории России” М.,1989 г.
  • Учебник Е.В.Пчелов “История России” 7-кл. М.”Русское слово” 2010 г.
  • Ресурсы сайтов http://ru/wikipedia.org/wiki/ www.school.edu.ru

Дидактический материал

Исторические документы

Тест

Полтава

Видео

Видео-2