Действия с десятичными дробями в 5-м классе

Разделы: Математика


Тип урока: урок комплексного повторения и обобщения изученной темы.

Цель урока: 1) устранение пробелов в знаниях по теме;

2) обобщение и закрепление умения обучающихся работать с десятичными дробями;

3) систематизирование знаний учащихся о действиях с десятичными дробями;

4) воспитание чёткости, логичности в изложении мысли;

5) расширение кругозора обучающихся;

6) формирование интереса к математике.

План урока: 1) организационный момент;

2) проверка домашнего задания;

3) повторение теоретического материала по теме (блиц-турнир);

4) устная разминка;

5) тренировочные упражнения;

6) физкультминутка;

7) итог урока: тест для самостоятельной работы;

8) задание на дом.

Ход урока

1) Организационный момент.

Девиз урока: “Предмет математика настолько серьёзен,
что нужно не упускать случая делать его
немного занимательным”
Б.Паскаль

На прошлых уроках мы уже узнали многое о десятичных дробях, об их свойствах и правилах действий с ними. Сегодня на уроке мы будем решать примеры и задачи с использованием десятичных дробей.

2) Проверка домашнего задания.

На предыдущем занятии ребята получили задание прочитать историческую справку о возникновении десятичных дробей на странице 78 учебника, а так же самостоятельно найти дополнительную информацию по этой теме. А один из учеников должен был подготовить короткое сообщение-презентацию о формах записи десятичных дробей в средние века в различных странах.

3) Повторение теоретического материала по теме (блиц-турнир между рядами).

После сделанного учеником сообщения показывается слайд 1, содержащий теоретические вопросы на знание правил действий с десятичными дробями. Учащиеся задают соседнему ряду по очереди эти вопросы. Таким образом они повторяют и закрепляют нужные правила. В конце лучшие в турнире отмечаются учителем.

Слайд 1

4) Устная разминка.

После повторения теоретического материала классу предлагаются устные вопросы на слайде кодоскопа или на интерактивной доске в зависимости от оснащённости классной комнаты.

Слайд 2

5) Тренировочные упражнения.

Теперь решим задачу, используя некоторые факты из истории Москвы.

Слайд 3

 

Решение: пусть фасад Средних торговых рядов был х м, тогда фасад Верхних торговых рядов был х+25,64м.

Составляем уравнение:

х+х+25,64=457,64

2х=457,64-25,64

2х=432

х=216

216+25,64=241,64 (м)

Ответ: длина фасада Средних торговых рядов составляла 216м, а Верхних торговых рядов — 241,64м.

Можно показать слайд с полным решением этой задачи.

Решаем следующую задачу.

Слайд 4.

Можно рассказать, что зерцала состояли из множества небольших металлических пластинок, скрепленных кольцами. Зерцала защищали корпус воина до талии и надевались поверх кольчуги, имевшей рукава и подол. Ребята решают задачу в тетрадях самостоятельно, а один ученик решает её на откидной доске.

Решение: пусть масса шлема равна х кг, тогда масса кольчуги равна 5х кг, а масса зерцала равна 10х кг.

Составляем уравнение:

х+5х+10х=22,68

16х=22,68

х=22,68:16

х=1,43

Итак, масса шлема равна 1,43кг.

Масса кольчуги 1,43х5=7,15(кг)

Масса зерцала 1,43х10=14,3(кг).

6) Физкультминутка.

7) Итог урока: тест (выполняется на листках).

Итак, мы повторили все правила действий с десятичными дробями. Из сюжета задач узнали некоторые факты из истории Москвы, а сейчас — небольшой письменный тест. Выполняем его на листках.

Слайд5

I вариант

1. В каком пункте допущена ошибка?

а) 3,7+1,2=4,9

б) 0,3:100=0,003

в) 8,95-0,6=8,89

г) 1,2х3,44=4,128

1) г; 2) б; 3) в; 4) а.

2. За сколько минут можно пройти Тверскую улицу в Москве длиною 2,7км, если проходить в минуту 75м?

1) 0,36; 2) 3,6; 3) 36; 4) 360.

II вариант

1. В каком пункте допущена ошибка?

а) 7,8-4,13=3,67

б) 2,8:40=0,07

в) 7,34+10,1=17,35

г) 1,2х0,63=0,756

1) а; 2) г; 3) в; 4) б.

2. Определите длину забора прямоугольной формы вокруг школы, если его ширина 27,8м, а длина на 35,5 м больше ширины.

1) 0,181; 2) 18,1; 3) 181; 4) 1,81.

Ответы I варианта: Ответы II варианта:
- 3) 1. - 3)
- 3) 2. - 3)

Сразу же проверяем правильность полученных ответов, а при наличии времени - и решения.

8) Домашнее задание.

1. №№1492 (г), 1495, 1489 (г). Математика 5 класс Н.Я.Виленкин и др.

Используемая литература

1. Математика. Контрольные и самостоятельные работы. И.С.Ганенкова.

2. Страницы русской истории на уроках математики. С.Перли, Б.Перли.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ