Урок математики в 1-м классе по теме "Числа от 1 до 20"

Разделы: Начальная школа


Цели: совершенствовать умение моделировать состав числа 10 с помощью фишек разного цвета, при соблюдении условия “желтых фишек меньше”; объяснить, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, раскрыть особенность их названий и порядок следования при счете; закреплять знания десятичного состава чисел от 11 до19; выполнять сложение и вычитание чисел на основе десятичного состава; рассмотреть способы составления отрезка длиной 1 дм из двух других.

Ход урока

  1. Устный счет.
  2. Задачи в стихах.
    Мама яблоки купила
    На тарелку положила
    Их нетрудно сосчитать
    Красных три и желтых пять.
    Сколько яблок купила мама?

    4 бабочки летали,
    Тут одну домой позвали.
    Кто поможет сосчитать ,
    Сколько стало их летать?

    Забежал щенок в курятник
    Разогнал всех петухов.
    Три взлетели на насест,
    А один в кадушку влез
    Два в раскрытое окно
    Сколько петухов всего?

  3. Сообщение темы урока.
  4. Цифры разные писать
    Тонким перышком в тетрадь
    Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
    Рисовать квадрат и круг,
    Знать, где север, а где юг,
    Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

    Математику называют царицей наук, потому что нет такой профессии, где бы не применялись знания математики:

    Чтоб врачом, моряком или летчиком стать,
    Надо твердо, на пять математику знать

    Вот мы сейчас, ребята, и проверим, знаете ли вы цифры, умеете ли вы считать.

    Учащиеся считают от 1 до 10 и от 10 до 1.

    Цифры занять свои места!

    Входят учащиеся. В руках у них карточки от 0 до 10.

    Учитель прикрепляет к доске рисунок с изображением Веселого Паровозика и сообщает, что настало время отправиться в страну “ Двузначных чисел”. В этой стране мы узнаем как образуются и читаются числа больше 10.

    Ученики встают друг за другом, руки кладут на плечи ученика, стоящего впереди, включается музыка, и дети двигаются между партами. Музыка прекращается и объявляется станция” Десяток”.

    На этой станции ученики узнают, что такое десяток, а помогает им стихотворение:

    Вот задача для ребяток:

    Как нам сосчитать десяток?

    (Учитель берет палочки, считает, а ученики повторяют.)

    Один, два, три,

    А за ними, посмотри-
    Идут четыре, пять, шесть-
    Их нам надо быстро счесть.
    Дальше будет семь и восемь.
    К ним и девять мы подбросим.
    Единицу лишь прибавим-
    И десяток вмиг составим!

    -Сколько палочек у нас в руке?

    (учитель поясняет, что десять палочек составляют один десяток)

    10ед = 1 дес.

    - Сколько палочек в пучке? (10 палочек или один десяток палочек)

    -Сколько десяток палочек в руке? (один)

    - А кто знает, какие числа стоят дальше?

    Учитель сообщает, что Весёлый поезд оправляется дальше на станцию “Образование чисел”.

    Ученики встают, под музыку имитируют движение паровоза. Тихонько садятся и урок продолжается.

    Учитель предлагает детям прибавить к десятку 1 палочку и спрашивает, сколько палочек стало (один-на-дцать)

    - Сколько десятков палочек? (1 десяток)

    - Сколько ещё отдельных палочек? (одна)

    -Значит, сколько десятков и единиц содержится в числе 11? (1 десяток и 1 единица)

    ( 1 десятое и 1 единица)

    - Положите на десяток (на дцать) ещё 1 палочку

    - Сколько лежит палочек на десятке (2)

    - Сколько всего палочек (12)

    - Сколько десятков и сколько отдельных палочек?

    - Сколько десятков и сколько единиц в числе 12?

    Аналогично рассматриваются остальные числа второго десятка. Учитель обращает внимание на то, что в названии чисел от 11 до 19 первая часть слова обозначает число единиц, а вторая часть слова- это дцать. Мы складываем отдельные палочки на десять, т.е. на дцать.

    Физкульминутка

    -Мы пойдем сначала вправо - раз, два, три (ходьба на месте)

    -А теперь пойдем налево -раз, два, три (ходьба с поворотом налево)

    -А теперь мы все присядем- раз, два, три (упор присев)

    - Дружно и тихонько встанем –раз, два ,три (встать,руки вверх)

    - А теперь мы все станцуем – раз, два, три (полуприседания с поворотом)

    -Посмотри (хлопки слева и справа)

    А теперь ещё станцуем- раз, два, три; раз, два, три

  5. Станция “Изучение нового материала. Работа по учебнику”.
  6. Задание №1.(стр.90) с набором “Касса цифр”

    - У Даши 10 фишек: желтые и красные. Желтых фишек меньше. Сколько фишек каждого цвета может быть у Даши?

    Запись:

    1+9=10

    2+8=10

    3+7=10

    4+6=10

    5+5=10

    Задание №2. (с.90.)

    Назовите пропущенные числа и покажите карточку с этим числом.

    Задание № 3. (с.90.)

    Сравните примеры в каждом столбике. Чем похожи записи в каждом столбике.

    Задание №4.(90.)

    - Сколько телефонов в каждом ряду? (4)

    -Сколько рядов? (2). Какая запись не соответствует рисунку? ( 2 телефона и 4 телефона).

    Запись:

    По 2 телефона 4 раза-это 8.

    По 4 телефона 2 раза-это 8.

    Задание №5.(90).

    -Сколько клеток? Как сосчитать разными способами?

    5+5+5-это 15.

    По 5 клеток 3 раза-это 15.

    По 3 клетки 5 раз-это 15.

    Задание №6.

    -Сколько отрезков на чертеже? (6). Измерьте длину каждого отрезка: длина оранжевого отрезка-8 см, длина зеленого-7 см, длина синего-6 см, длина желтого-4 см, длина красного-3 см, длина черного- 2 см.

    -Из каких отрезков можно составить отрезок длиной 1 дм?

    1 дм=10 см.

    10 см=7 см+3 см.

    10 см= 8см+2 см.

    10 см=6 см+4 см.

  7. Работа в печатной тетради.
  8. Игра “Лучший летчик”.
  9. Дидактическая цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.

    Средства обучения. Рисунки с изображением самолетов, на которых написаны примеры.

    Содержание игры. -Кто хочет стать летчиком? Каким должен быть летчик? Что он должен знать и уметь?

    Класс делится на три команды. В каждой команде назначается летчик. На доске 3 столбика примеров и несколько ответов. Учитель вызывает к доске 3 летчиков, остальные контролеры. Решив пример, летчик делает вокруг него петлю (обводит его мелом) и показывает линией, куда должен подняться самолет (проводит линию к правильному ответу). Каждый летчик делает новый расчет (решает второй пример) и поднимает свой самолет выше, показывая мелом правильный ответ.

    В конце игры подводятся ее итоги. Все правильные ответы записывают справа от примера, другие ответы стирают. Выявляют лучшего летчика. Ему вручается рисунок с изображением звезды.

  10. Итог урока.

С чем сегодня познакомились на уроке?

Назовите числа 1 десятка, второго десятка.