Подготовка к публицистическому сочинению о памятнике культуры (истории) г. Омска

Разделы: Русский язык


Цель:

  • Обучающая – формирование умения работы над сочинением-описанием памятника.
  • Развивающая – развить навыки монологической речи; расширить речевую компетентность.
  • Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к памятникам истории и культуры.

Задачи:

  • Собрать материал к сочинению, обучить порядку работы над сочинением публицистического типа.
  • Познакомить со значением слов художественно-искусствоведческой терминологии.
  • Воспитывать уважительное отношение к истории своей страны, к ее культурному наследию.

Оборудование: ИКТ, «Толковый словарь русского языка» под редакцией С. И. Ожегова, реподукции памятников города Омска.
К уроку прилагается компьютерная презентация

Целевая группа: учащиеся 8 класса.

Ход урока

Эпиграф:

1. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовский)

2. Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и памятников. (Аполлон Григорьев)

1.1. Вступительное слово учителя:

1 слайд (слова Паустовского)

К сегодняшнему уроку я подобрала 2 эпиграфа. 1 – слова Константина Паустовского. Как вы думаете, ребята, с какой целью? Чем мы будем заниматься на уроке? Правильно, что-то описывать словами, сочинять текст. Мы будем учиться писать сочинение.

2 слайд (стихотворение об Омске)

А теперь послушайте стихотворение (читает заранее подготовленный ученик). Это стихотворение посвящено нашему городу.

Обратимся ко 2 эпиграфу.3 слайд (слова А. Григорьева) Приложение 1

Аполлон Григорьев сказал: «Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и памятников». Как вы понимаете смысл высказывания А.Григорьева? Почему автор боялся жить в таком городе?

У каждого города есть свои памятники. Это символы гордости и славы. Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях и ученых. Посмотрите на репродукции, которые помещены на доске, вы увидите знакомые вам памятные места города Омска. Назовите их.

Итак, объектами нашего внимания на уроке выступят слова

Сочинение – Омск – памятники

Давайте определим тему нашего урока: «Подготовка к публицистическому сочинению о памятнике культуры (истории) города Омска». Запись в тетрадях темы урока. 4 слайд (тема)

1.2. Постановка целей урока:

Теперь обозначим цели нашего занятия:

  • Научиться работать над сочинением – описанием памятника истории или культуры
  • Развить свою речь
  • Узнать что-то новое, расширить свой кругозор
  • Воспитать уважительное отношение к своему городу.5 слайд (цели)

2.1. Итак, если наша первостепенная цель – научиться работать над сочинением, то давайте вспомним, чего нужно добиваться в сочинении. 6 слайд (чего нужно добиваться в сочинении)

  • Соответствия речи литературным нормам и грамматическим правилам;
  • Точного подбора слова для выражения мыслей;
  • Простоты изложения, исключения примитивных выражений и словесных штампов;
  • Выразительности и эмоциональности речи;
  • Точности в изложении литературных и исторических фактов.

Так как ваша задача написать публицистическое сочинение, то вспомним приметы публицистического стиля:

7 слайд (приметы публицистического стиля)

  • Информативность;
  • Эмоциональность;
  • Возможное наличие риторических вопросов или обращений;
  • Четкость, краткость и емкость изложения;
  • Ясно выраженная авторская позиция.

Напомните структуру сочинения. Из каких частей оно состоит? (Вступление, основная часть, заключение). С чего мы начинаем работу над сочинением? (С составления плана)

Работа над составлением плана сочинения.

При составлении плана учитываем схему:

Омск – памятные места – любовь к родному городу.
Индивидуальная работа по составлению плана.

У доски 1 ученик

План (возможный вариант):

  1. Омск – город исторический. (Омск – город с особенной судьбой)
  2. Памятники… (Тарские ворота, Музей имени Врубеля, Успенский собор, Музей Кондратия Белова):

    А) история создания (кто бывший владелец, кто автор, скульптор, архитектор);

    Б) особенности архитектуры (каковы особенности горизонтального и вертикального членения здания; есть ли на здании украшения; как связано здание с окружающей местностью, где расположено);

    В) культурное значение.

    3. Я люблю свой город.

8 слайд (план)

2.3. Итак, подводим промежуточные итоги, что мы сделали?

  • Определили тему сочинения
  • Обозначили замысел своей работы
  • Составили план.

Давайте подберем ключевые слова к вступлению и заключению. Работа с таблицей на местах, сравниваем со слайдом.9 слайд (ключевые слова)

Я предлагаю вам поработать сейчас над вступлением и заключением.

Вступление. (у доски 1 ученик)

Предполагаемый текст

Я живу в Омске. Нашему городу скоро будет 300 лет. Это город со славным прошлым, интересным настоящим и прекрасным будущим. В Омске немало мест, связанных с жизнью писателей, поэтов, художников, ученых. О прошлом Омска говорят сохранившиеся памятники – свидетели ушедших дней. Именно памятники культуры и истории соединяют прошлое и настоящее. Часто я со своими друзьями или родителями гуляю по улицам Омска. Как красив центр нашего города! Вот Успенский собор, вот Тарские ворота, дальше Омская крепость, Любинский проспект… Каждый омич знает эти места! И сегодня я хочу рассказать о …

Заключение (у доски 1 ученик)

Предполагаемый текст

Я живу в Омске. Это мой дом. Из поколения в поколение передаются рассказы о важнейших событиях, выдающихся личностях, их подвигах и великих делах, выстраиваются музеи и театры, возводятся памятники. Они свидетели истории. Я патриот своей страны, своего города. Я люблю свой город и считаю, что нужно знать историю своего края!

Анализируем предложенные варианты с точки соответствия публицистическому стилю.

2.4. Как должна складываться наша работа далее?

Мы должны наполнить свое сочинение конкретным материалом.
Беседа о специфике памятника как скульптурного сооружения.

Слово учителя

Что такое памятник?10 слайд (что такое памятник)

Словарь С. И. Ожегова дает такое определение

Памятник

  1. Скульптура или архитектурное сооружение в память чего или кого-либо (выдающейся личности, исторического события), например памятник А. С. Пушкину
  2. Сохранившийся предмет культуры прошлого

Памятник – трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в отличие, например, от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг.

Рассматривая памятник, надо всегда обращать внимание на то, как весь памятник с пространством улицы, площади, с окружающими зданиями. Очень важен выбор материала. Обычно памятники стоят под открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным: мрамор, гранит, бронза, иногда дерево.Над созданием произведений монументального искусства обычно работает творческий коллектив. Создатель памятника, автор его – скульптор (ваятель) или архитектор, декоратор заботится об окружении, о деталях окружения памятника (фонари, ограда, иногда водное пространство и т.д.). Иногда в творческий коллектив входит и садовник.

Готовясь к нашему уроку, ребята получили индивидуальные задания. Они получили изображение какого– то памятного места Омска, им нужно было узнать его и как можно больше разузнать об истории этого памятника истории или культуры.

Задание классу: работа с таблицей – записать слова, которые помогут при описании памятника.

Выступают ученики, которые готовили свои проектные работы.

11 слайд (Тарские ворота)

Тарские ворота.

Сдвоенные пилястры (вертикальные выступы в стене в виде 4– гранного столба, обработанного в форме колонны). Ступенчатый парапет (невысокая ограда, перила вдоль чего-либо) для придания дополнительной высоты и мощные боковые контрфорсы (вертикальная, выступающая часть стены, способствующая ее устойчивости) создают суровый облик оборонительного сооружения.12 слайд (музей им. Врубеля)

Музей имени Врубеля.

Фасады (наружная сторона здания, в зависимости от того, куда он обращен, фасад может быть передним, боковым, задним) отличались формами классического стиля. Центральная часть парадного фасада выделена поэтажно размещенными пилястрами, балконами и башней, дающей дворцу дополнительный рост. Углы здания закреплены рустованными лопатками (руст – грубо обтесанный камень, кладка с выступающей лицевой поверхностью). В торжественные дни на башне бельведера (вышка, надстройка над зданием, с которой открывается вид на окрестности) крепился флаг.

13 слайд (Успенский собор)

14 слайд (Музей Белова)

Музей имени Кондратия Белова.

Бывший дом богатого коннозаводчика Штумфа. Мезонин (верхний полуэтаж дома) на крыше восходит к традициям построек начала 19 века. Крыша 8– скатная, двухъярусная вышка на столбах венчает выход на балкон мезонина. Все это плод игры творческого воображения архитектора, хорошо знакомого с памятниками русского деревянного крепостного зодчества.

Также было проведено исследование. О его результатах расскажет …

15–20 слайд (исследование)

Ребята, чей рассказ вам больше понравился и почему?

Каждый из выступающих сам анализирует свое сообщение

А теперь посмотрите на слайд и запишите в свою таблицу те слова, с которыми мы познакомились на сегодняшнем уроке и которые вам пригодятся для написания сочинения.21 слайд (ключевые слова)

2.5. Физкультминутка.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

  • Наклоны и повороты головы повышают эластичность стенок шейных кровеносных сосудов, раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.
  • И.п. – стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 – обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 – и. п. то же налево. Повторить 4 – 6 раз. Темп быстрый.

Упражнение для глаз при работе с компьютером

  • Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10 – 15.
  • Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами посмотреть направо на счет 1 – 4, затем налево на счет 1 – 4 и прямо на счет 1 – 6. Поднять глаза вверх на счет 1 – 4, опустить вниз на счет 1 – 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 – 6. Повторить 4 -5 раз.
  • В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 1 – 2 раза.

Проанализируем нашу работу. Мы:

  • Определили тему сочинения
  • Обозначили замысел своей работы
  • Составили план.
  • Подобрали ключевые слова к вступлению и заключению и некоторые к основной части
  • Собрали материал к данному сочинению.

Осталось написать свою работу.

3. Рефлексия. Слайд 22 (цели)

Ребята, в начале занятия мы ставили перед собой определенные цели, как вы думаете, добились ли мы поставленных перед собой целей? Над чем еще нужно поработать? Какие трудности у вас возникли?

4. Выставление отметок.

5. Домашнее задание

Написать публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) города Омска.