Урок-лекция "Отечественная война 1812 года"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (38 МБ)


Методические рекомендации к проведению урока – Приложение 1.

Рабочая тетрадь – Приложение 2.

Сообщения учащихся – Приложение 3.

Ход урока

Слайд 1 Предмет: История России. XIX в.
Класс: 8.
Продолжительность учебного занятия: 90 мин.
Тема:
Отечественная война 1812 г.
Слайд 2 Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: лекция, основанный на использовании технологий развивающего обучения.
Оборудование
: ПК, карта, презентация, экран.
Слайд 3 Литература:
1. Учебник История России 8 класс Данилов.
2. Энциклопедия «Руссика» Мировая история. История России 18-19 век. Книга 1-2. –Москва: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2004.
3. О.Н.Михайлов. Бородино – М.: «Педагогика», 1982.
4. Алла Бегунова. Путь через века. – М.: «Молодая гвардия», 1988.
5. Энциклопедия. Биографии.
Слайд 4 Тема сегодняшнего урока «Отечественная война 1812 г.»
Слайд 5 Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с ходом войны, её причинами, сравнить цели воюющих сторон и соотношение сил противников. Оценить роль народа и личности в ходе войны. Оценить значение победы России в войне.
Развивающие: развивать мышление, умения работы с текстом, цифровыми данными, схемой, умения анализировать, сравнивать, давать оценку
Воспитательные: патриотизм, уважение к историческому прошлому народа.
Слайд 6 Познакомьтесь с планом урока на экране.
Битва на Чудском озере, Куликово поле, Бородино, Сталинград – они остались навечно в исторической пямяти нашей страны. Это символ священного народного гнева против захватчиков. «Народ убежден, что у себя дома он непобедим. Умирая на поле битвы «за белого царя и пресвятую богородицу, он умирал на самом деле за неприкосновенность русской территории» (А.И. Герцен)
Вся Европа дрожала перед Наполеоном. Ему не стоило большого труда завоевать любое государство. Русский народ в 1812 г. не позволил ему этого. «Своими бесчисленными войсками» русские решили падение Наполеона.
Слайд 7 Эпиграфом к уроку я взяла слова А.С. Пушкина:

«Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.»

На мой взгляд, данные слова наиболее точно подчеркивают патриотический характер урока и говорят о неразрывности двух начал: прошлого и настоящего.
Слайд 8 Итак, Россия и Франция шли к войне. Вспомните изученный материал и давайте определим, каковы причины войны.

Задание:

Прочитав слова Наполеона определить причины войны и записать в тетрадь.
(Чтение высказываний Наполеона)

Беседа по вопросам:

1. Вспомните, что такое континентальная блокада? Между какими государствами она заключена и против кого?
2. Как относился к ней Александр?
3. Так какие же причины вовлекли Наполеона в войну с Россией?

Запись в тетрадь:

1. Мировое господство
2. Превращение России в вассальное государство
3. Разгром Англии через Россию
Слайд 9 Определить причины войны для России по высказываниям Александра I
А теперь прочитаем высказывания Александра и выясним, почему он начал войну.
Сделайте запись в тетрадь.

Вопрос:
1 .Какая война называется отечественной и что такое патриотизм народа?
2. По высказываниям Александра можно ли назвать его патриотом?
3. Носила ли война России с Францией завоевательний характер?
4. Докажите, аргументируйте ответ, изучив высказывание А. I

Записать:
1. Война за освобождение, за независимость.
2. Изгнать захватчика.
Слайд 10 Для войны с Россией Наполеон сконцентрировал большие силы. Сравним соотношение сил, работая со слайдом.
Россия и Франция много воевали. Давайте посмотрим, были ли готовы они к войне? Сравним численность армий и их состояние. Читаем со слайда:

Франция
1 млн. 200 тыс.
Опытные генералы
Всеобщая воинская повинность
Есть боевой резерв
Вся Европа работала на Наполеона
Вера в Наполеона

Россия

590 тыс.
Рекрутские наборы
Старость, болезни
Необходимость держать армию на Юге, на Кавказе
3 армии разбросаны вдоль западных границ
Нет единого руководства
Россия много воевала

Вопрос

1. Были ли стороны готовы к войне?
2. Каково состояние армии Наполеона и Александра I.
3. Кто на ваш взгляд слабее и почему?
Слайд 11 Рассматриваем картинки слайдов
А вот такой была армия Наполеона в начале века. В «Великой армии» были собраны представители разных европейских стран. Её называли «двунадесяти языкой». Костяк армии составляла старая гвардия, испытанные ветераны наполеоновских войн, не знавшие поражений и безгранично верившие в военный гений своего полководца. Во главе войск стояли прославленные в предыдущих компаниях маршалы.
Слайд 12 Рассматриваем картинки слайдов
Отношение Р. и Ф. с каждым днем ухудшались. Участие в континентальной. блокаде было обременительно для России. Попытка Наполеона скрепить союз с Александром I через брак с Анной Павловной была неудачной. Александр, вы помните, не захотел отдать свою сестру замуж за Наполеона. В апреле 1811 г. произошел разрыв франко - русского союза. Наполеон не смог втянуть Россию в войну с Турцией. Александр не мог воевать на два фронта.В 1812 г. между Р. и Т. заключен мир. Большую роль в этом сыграл М.И. Кутузов.
Заслушиваем сообщение о Кутузове

Слайд 13 Итак, война стало неминуема. Наполеон сконцентрировал на границе с Россией огромные силы.
Задание:

– Сравнить соотношение сил в момент начала войны
– на чьей стороне перевес сил, почему?
(Работа со слайдом)
640 тысяч воинов, 420 тыс. – в Россию
180 тысяч лошадей
1372 орудия
130 осадных орудий

Что мог Александр противопоставить ему? (Работа со слайдом)
590 тысяч воинов,
210 тыс. – против Наполеона
640 орудий
Слайд 14 (Автоматически включается музыкальный файл)
Итак, 12 июня 1812 года полчища Наполеона без объявления войны вторглись в русские пределы, перейдя реку Неман, которая являлась границей России в данный момент. В приказе по армии Наполеон высокомерно заявлял: «Солдаты, война начата. Рок влечет за собой Россию: её судьбы должны свершиться!»
Началась Отечественная война.
Слайд 15 Работа с картой-схемой на слайде
Какие цели преследовали воюющие стороны? Каковы их планы военной компании?
Наполеон говорил: «…Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову, заняв Москву, я поражу её в сердце.»

Цели воюющих сторон:
(Записать в тетрадь)
Наполеон:
Не дать соединиться силам 1 и 2 русских армий. Разбить их в приграничных боях
Открыть путь на Москву и Петербург
Заставить Александра подписать мир
Через России покорить Англию
Наполеон самоуверенно заявлял: «Теперь Барклай и Багратион никогда не увидятся».
У Александра нет единого плана военной компании и точных сведений о направлении главного удара противника. Зато было разработано 2 стратегии: разбить неприятеля в приграничных боях и изгнать. Или увлечь вглубь территорий, измотать. Соединившись в районе Витебска, дать генеральное сражение. Русские растянули 3 армии вдоль западных границ. Ими командовали М.Б.Барклай- де- Толли, А. П.Тормасов, П.И. Багратион.

(Запись в тетрадь)

Александр:
1. Разбить в приграничных боях и изгнать
2. Или увлечь вглубь России, измотать. Соединиться в районе Витебска, дать генеральное сражение
Слайд 16 Наполеон высоко ценил боевой дух русской армии. «Русская армия – это львы, которыми командуют бараны, а французская, напротив, – это бараны, которыми командуют львы», – говорил он. Действительно ли так плохи наши генералы? Давайте заслушаем небольшие сообщения о М.Б. Барклай-де-Толли, А.П. Тормасове, П.И. Багратионе.
(Заслушать сообщения о русских полководцах)
Слайд 17 Как только началась война, русский народ поднялся на защиту Отечества. «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие…», – писал Л. Толстой. Крестьяне нападали на войска, отбивали фураж и обозы. Они убивали вражеских фуражиров. Брали в плен солдат.
Слайд 18 Вслед за русскими войсками народ уходил из своих населенных пунктов, бросая имущество. Французы голодали, начался падеж лошадей. Большую роль в войне сыграли партизанские отряды Курина.
Слайд 19 Василисы Кожиной, которая вооружила свой отряд и не давала неприятеля ни минуты покоя. Гусар А.Фигнер собирал сведения о продвижении врага и, даже, хотел убить Наполеона. Послушаем сообщение о любимце Пушкина гусаре и поэте Денисе Давыдове.
(СООБЩЕНИЕ)
Слайд 20 Александр понимал, что сил армии не хватает. Поэтому он издает Рескрипт о формировании народного ополчения. Тысячи людей взялись за оружие.
Русская армия отступала. Солдаты недовольны действиями Барклая-де-Толли. Его обвиняют в предательстве, он даже хотел покончить жизнь самоубийством. Соединиться в районе Витебска не удалось, армии отступают к Смоленску. Начинаются разногласия Барклая-де-Толли и Багратиона. 22 июля обеим армиям удалось соединиться в районе Смоленска. Здесь состоялось грандиозное сражение, Наполеон потерял 20 тысяч. Но Барклай-де-Толли после нескольких дней сражений приказал продолжить отступление.
Слайд 21 Под Смоленском развернулось ожесточенное сражение. Французы, потеряв 20 000 солдат, заняли город только тогда ,когда русское командование сочло его дальнейшую оборону бессмысленной и отдало приказ возобновить отступление.
Гиперссылка на видео (В видеофрагменте на 2. 15 сек – Смоленское сражение)
Слайд 22 Чтобы разрядить конфликтную ситуацию в армии, Александр решает назначить нового главнокомандующего. Но кого? Барклая? Он предатель, по мнению народа. Багратиона? Молод да и в ссоре с Барклаем. Но есть еще один человек, это М.И. Кутузов, которого не любит сам Александр ещё с Аустерлица.
А. Пушкин писал о нем:

«Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех её врагов,
Сей остальной из стаи славной
Екатерининских орлов»

Народ боготворил Кутузова, а Александр, назначая его, сказал: «Я должен был остановить выбор на том, кого наметил голос народа. Я умываю руки!»
– Новый главнокомандующий едет в армию. «Пришел Кутузов бить французов». Он хотел дать сражение под Смоленском, но к моменту его приезда, Смоленск был уже оставлен.
Слайд 23 Армия вновь отступает. Лермонтов пишет о недовольстве народа : «не могут, что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» Но Кутузов высоко оценил деятельность Барклая как единственно правильное решение. Армия отступает к Москве. И Кутузов решает: дать сражение у с. Бородино в 110 км от столицы. БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ состоялось 26 августа 1812 г. Запишите в тетрадь дату.
Слайд 24 У Кутузова 132 тыс. воинов, 624 орудия
У Наполеона 135 тыс.воинов, 587 орудий.

Какие цели преследует Кутузов?
Подорвать наступательный порыв противника, обескровить его, сделать наступление невозможным.
Наполеон
– разгромить русскую армию, захватить Москву, заставить Александра подписать мир.

Рассмотрим схему Бородинской битвы
. Между старой и новой Смоленскими дорогами на Бородинском поле, между с. Бородино и д.Утицы расположил Кутузов свои войска. В чем выгодность этого поля? Пересеченная местность, реки, ручьи, овраги могли затруднить маневры противника и облегчить оборону русских войск, занявших господствующие высоты. «Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой кровавый, наш рукопашный бой!», - писал М.Лермонтов
Слайд 25 Просмотрим видеофрагмент Бородинская битвы. Гиперссылка – портрет Кутузова
(Можно просмотреть только отдельные фрагменты, т.к. вся анимация длится 9 мин.
2.15- Смоленское сражение
3.27 – Назначение Кутузова главнокомандующим
4.46 - 6.50 Битва при Шевардино, Бородинская битва (до заседания в Филях).
Слайд 26 В чем значение Бородинской битвы? Прочитаем высказывание Наполеона. «…Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми…».
Потери: Франция – 60 тысяч, Россия – 44 тысячи воинов.
Почему под Бородино были такие потери?

Записать в тетрадь:
– Крушение планов Наполеона.
– Его силы надломлены.
– Бородино – начало заката славы Наполеона, удар, от которого он не смог оправиться.
Слайд 27 Непреодолимое мужество офицеров и солдат восторжествовало над неприятелем и над всеми невзгодами, а победа под Бородиным останется до окончания мира военным памятником геройства россиян…
Слайд 28 На следующий день после битвы Кутузов отвел войска..Александр I и придворные требовали, чтобы под Москвой Кутузов дал новое сражение.
Кутузов подойдя к Москве, собрал военный совет в д.Фили 1 сентября 1812 г. и выслушав всех присутствующих заявил: «С потерей Москвы – не потеряна еще Россия…Но, когда уничтожится армия, погибнет Москва и Россия». Барклай поддержал его.

Вопрос: Как вы думаете, прав ли был Кутузов, оставляя Москву?
(Дети высказывают своё мнение)
Кутузов отводит войска к Тарутино; нужен отдых, провиант, пополнение. Дорога на Тулу и Калугу, где располагались склады вооружения и продовольствия, для Наполеона закрыта.
Слайд 29 Звучит музыка (автоматически)
И вот перед Наполеоном Москва. Великий полководец ждал, что бояре в длинных шубах выйдут к нему навстречу. Но…

«…Напрасно ждал Наполеон
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля…».


Москва встретила Наполеона тишиной улиц. Город обезлюдел. В Москве осталось: 6 тыс. жителей из 275 тыс. Жители ушли вслед за армией. Остались раненые, большой запас оружия, боеприпасов, продовольствие. Раздраженный, Наполеон отдал город на разграбление. Погромы. Расстрелы жителей. Начался пожар. Наполеон 3 предлагает Александру подписать мир, а в ответ тишина.
Единственное решение – оставить город! Впереди зима, голод!
Слайд 30 После Тарутинского маневра отдохнувшая армия Кутузова начинает изгнание французов из России. Работа с картой-схемой. «Великую армию» гонят по старой Смоленской дороге. Кутузов дает несколько сражений
Работа с картой-схемой
Слайд 31 Наполеон, бросив армию, мчится в Париж «Великой армии» больше нет!. «Эта роковая война с Россией, в которую я был вовлечен по недоразумению, эта ужасная суровость стихии, поглотившей целую армию… и затем вся вселенная поднялась против меня!»
Идет беспорядочное бегство на запад. Каждый думает о спасении своей жизни. На них постоянно нападают партизаны и русские кавалерийские отряды. Остатки его армии вышли 12-17 ноября к Березине. Потери 45-50 тыс. Наполеон, бросив армию, мчится в Париж. С ним всего 9 тыс. человек и ядро офицерского корпуса.
14 декабря последний французский отряд под командованием маршала М. Нея перешел через Неман на прусский берег.
«ВОЙНА ОКОНЧИЛАСЬ ПОЛНЫМ ИСТРЕБЛЕНИЕМ НЕПРИЯТЕЛЯ»
М.И. КУТУЗОВ
Слайд 32 24 декабря 1812 г. – Александр подписал Манифест об окончании войны.
Неприятель изгнан. Великая война великого народа окончена.
Но Александр принимает решение уничтожить Наполеона в его логове.
Слайд 33 (Музыка автоматически)
Давайте прочитаем стихи А.С.Пушкина «Наполеон» и оценим дух русского народа в войне с Наполеоном.

Вопрос: В чем ошибка великого корсиканца, рискнувшего воевать с Россией?

«Надменный! Кто тебя подвигнул?
Кто обуял твой дивный ум?
Как сердце русских не постигнул
Ты с высоты отважных дум?....»
(Чтение с слайда)
Слайд 34 Вопрос: Как вы думаете, в чем значение победы русских в Отечественной войне 1812 г.?

Запись в тетрадь

Укрепилось национальное самосознание народа
Усилилось критическое отношение к крепостному праву
Русское общество сплотилось
Победа показала патриотизм народа
Со стороны России война носила справедливый характер. Это была поистине народная война.
Слайд 35 Итак, подводим итоги урока.
С какой темой мы познакомились?

Закрепление по вопросам презентации:

Когда началась Отечественной войны
Каковы причины Отечественной войны?
Какие преимущества имела армия Наполеона?
Назовите крупнейшие сражения войны
В чем значение победы русского народа в войне с Наполеоном?
Слайд 36 Домашнее задание:
1. §4. Прочитать, пересказать, ответить на вопросы к параграфу
2. Работа в рабочих тетрадях