Защита прав потребителей

Разделы: История и обществознание


Мероприятие разработано на основе авторской программы “Человековедение”, (автор Беляева Т.В.) для учащихся 10-11 классов.

Основная задача – помочь учащимся ориентироваться в условии рыночной экономики, ориентироваться в современном социуме.

Историческая справка.

Современные формы торговли – результат тысячелетнего развития человеческой цивилизации. С каждым витком развития общества роль торговли поднималась. Общества, состоявшие из представителей десятков и сотен профессий – именно такими были общества в Древнем Египте и Шумера – без торговли существовать уже не могли. Торговля – это высокоразвитая форма обмена, появившаяся на свет, когда обмен принял денежную форму. Торговля – это еще и способ общения. Для успешной торговли необходима охрана народов, собственности и системы юридических законов. В средние века в XIII века особенно высоко ценилось качество товаров. Ремесленники заботились, чтобы производимые изделия были высшего качества. Слава хороших мастеров распространялась за пределами города и привлекала покупателей даже из дальних местностей. Если лондонский пекарь продавал булку неполного веса, его возили по городу в клетке на всеобщее осмеяние. В Париже у позорного столба на рыночной площади выставлялись изделия низкого качества. Самым распространенным наказанием были штрафы. С развитием торговли и денежного дела в руках купцов накапливались большие богатства. Самыми оживленными местами в Европе были ярмарки – ежегодные торги, в которых принимали участие купцы из разных стран. Ярмарки были шумными и многолюдными.

Шоу-ярмарка

1 скоморох:

Внимание! Внимание! Внимание!
Откровенное веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно нас ждут, друзья!
Что душа твоя пожелает –
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!
Эй, не стойте у дверей!
Народ собирается –
Наша ярмарка открывается.

Сцена “Как старик корову продавал” С.Михалков

На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она!
- Хозяин, продашь нам корову свою?
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
- Не много ли просишь, старик, за нее?
- Да где наживаться, вернуть бы свое!
- Уж больно твоя коровенка худа!
- Болеет проклятая, прямо беда!
- А много ль корова дает молока?
- Да мы молока не видали пока…
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренек пожалел старика:
- Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою!
Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат!
- Корова, гляди, не корова, а клад!
- Да так ли? Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой!
- А много ль корова дает молока?
- Не выдоишь за день – устанет рука!
Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Буренка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому –
Такая скотина нужна самому.

Цель урока:

На практике быть настоящим покупателем очень не просто. И, несмотря, на известный лозунг “Покупатель всегда прав!”, при покупке каких-либо товаров или услуг права покупателей нередко нарушаются. Тогда их приходится защищать. Дело обстоит хуже, если покупатель не знает своих прав. Тогда он рискует быть обманутым. Существуют обывательские точки зрения:

  1. Я ни на что не имею права, все равно надуют.
  2. Имею право возмутиться, но не собираюсь тратить время и нервы на доказательства.
  3. Прав у покупателя много, да только все они на бумаге.

Согласно Закону о защите прав потребителей

Мы имеем право на:

  1. Качество
  2. На безопасность
  3. Информацию
  4. Возмещение ущерба

Ребята! Сегодня проводим очередное занятие клуба “правовой калейдоскоп”. И, как вы уже поняли, тема занятия “Торговля, качество, ЗПП”. Форма занятия – деловая игра. 2 команды – “Юристы” и “Правоведы” покажут нам свои знания закона и умения его принять в социуме (обществе). Жюри будет внимательно оценивать ваши ответы. Итак, вперед!

Конкурс “Разминка”

Без подготовки необходимо дать определения всех понятий:

1 команда   2 команда
Потребитель   изготовитель
Исполнитель   продавец
Недостаток товара   существенный недостаток
Срок годности   срок службы

Конкурс “Если…”

Перед командами разыгрываются сценки. В каждой сценке необходимо выявить нарушения “Закона о защите прав потребителей” (1 минута) обдумать и определить.

1 команда – ошибки.

  1. Нет юридического адреса.
  2. Нет информации о цене.
  3. Должна быть предоставлена информация об основных потребительских свойствах товара.
  4. Должен взвесить столько, сколько потребует покупатель.
  5. Нанесение морального ущерба.

2 команда – ошибки.

  1. Должен доставить, если нет, то возместить расходы.
  2. Можно без чека.
  3. Не месяц, 20 дней.
  4. Должен на время ремонта доставить аналогичный товар.
  5. Потребитель по искам, связанным с нарушением их прав, госпошлину не платить.

Конкурс “Экономические пословицы. Собери пословицу”

  1. Время дороже … золота.
  2. Копейка рубль … бережет.
  3. Деньги, что вода … пришла и ушла.
  4. Не хвались серебром … хвались добром.
  5. Минута час … бережет.
  6. Не спеши языком … торопись делом.

Конкурс “ОТК – видео-запись. Экспертиза”

Экспертиза

Каждой команде даются товары для проведения экспертизы на предмет полной информации о товаре, расположенной на упаковке. Контрольный лист экспертизы товара.

  1. Название изделия
  2. Государственный стандарт
  3. Состав
  4. Объем или вес
  5. Калорийность
  6. Содержание вредных для здоровья веществ
  7. Цена?
  8. Срок годности
  9. Место нахождения (юр. адрес)

Запрещенные пищевые добавки

Е 121 красители и

Е 123 консерванты

Е 240

Е 927а, Е 9246

Конкурс “Экономическая викторина”

10 вопросов - кто больше наберет правильных ответов.

1 команда

  1. Торговая сделка, натуральный обмен (бартер).
  2. Сделка сомнительного характера (афера).
  3. Вес товара без упаковки (нетто).
  4. Деньги, которые получателю доходов нужно уплатить государству (налог).
  5. Долговая несостоятельность (банкротство).
  6. Уменьшение начальной цены товара или услуг (скидка).
  7. То, что взято с последующей отдачей (долг).
  8. Ведомство, взимающее налоги с внешней торговли (таможня).
  9. Ввоз в страну иностранных товаров (импорт).
  10. Как называются иностранные деньги (валюта).

2 команда

  1. Соперничество, состязание на рынке (конкуренция).
  2. Розыгрыш по билетам (лотерея).
  3. Объявление, извещение по телевидению, на радио о товаре, услуге (реклама).
  4. То, что является предметом торговли (товар).
  5. Стоимость товара, перенесенная в деньги (цена).
  6. Бог торговли в Древней Греции (Гермес).
  7. Система ставок платы за услуги (тариф).
  8. Что производит фирма “Адидас” (спортивную одежду).
  9. Разность общей выручки и издержек (прибыль).
  10. “Двигатель торговли” (реклама).

Конкурс “Имею право”

Командам предлагается ситуация. Необходимо определить права потребителя.

1 команда

По курсу движения булочная.

Вопросы командам.

  1. “Заводской хлеб или частной пекарни?”
  2. Осведомленности о свежести хлеба:

- свежий (9%)

- нормальный (37%)

- ночной (52%)

- черствый (0,5%)

- отказался ответить (1,5%)

3. На самом деле продавец должен сказать дату и время изготовления хлеба (извлечение из печи), документы.

4. Если пшеничный хлеб, срок годности не более 24 часов.

2 команда

По курсу движения магазин “Бытовая техника”.

Вы купили телевизор (как потом оказалось не доброкачественный).

  1. Мы получаем полную информацию, обговариваем условия, узнаем гарантийный срок.
  2. Бесплатная доставка.
  3. Замена на другой телевизор данной марки или на аналогичный другого типа.
  4. Перерасчет цены = выплата разницы.

Вопрос: на какие товары не распространяется требование о предоставлении аналогичного товара*: автомобили, мебель, электронно-бытовая техника (бритвы, фены, СВЧ-печи, электрокипятильники).

Конкурс реклам “Реклама - двигатель торговли”.

Конкурс реклам – Реклама своего товара!

Конкурс “Юридические задачи”.

1. Команда “В каком виде можно вернуть товар”.

2. Команда “В какой срок вам должны заменить товар”.

Конкурс эссе “Моя семья и закон о защите прав потребителей”.

Как защитить свои права? Работа со схемой.

Песня

1. Коммерсантов много развелось
Всю страну они оденут и обуют,
Но уж так вот в жизни повелось –
Как обычно нас с тобой они надуют.
Но тогда наверняка,
Вдруг запляшут облака,
И польется с неба долларовый дождик.
Заживем мы все тогда,
Как в застойные года,
И доярка, тракторист и культработник.

2. Если дождик все же не польет,
У Америки мы помощи попросим,
И нам Буш в посылочках пришлет
Марс и Баунти, и Сникерс, между прочим.
И тогда наверняка,
Заживем мы все, друзья,
Сварим кашу мы из Марса вместе с Твиксом.
Сникерс с хлебом пожуем, Херши Колою запьем
И за это всем нам стоило родиться.

Схема

Слово гостям.

Вопрос: Как в Чистополе обстоят дела о защите прав потребителя? (Сколько обращений и результатов)

Слово жюри.

Итоги. Награждение.