Урок окружающего мира по теме "Звери". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: ввести новое понятие «млекопитающие»; ознакомить с главными отличительными признаками млекопитающих; ознакомить учащихся с растительноядными, насекомоядными, хищными и всеядными млекопитающими.

Задачи урока: учить определять принадлежность животного к группе зверей; познакомить с разнообразием зверей, их внешним строением, раскрыть связь между строением животного и его образом жизни.

Планируемые достижения учащихся: усвоить что звери – это животные, тело которых покрыто шерстью; научиться выделять зверей среди других животных, приводить примеры животных этой группы.

Оборудование: учебник; хрестоматия; тетрадь для самостоятельной работы; мультимедийный проектор; презентация – сопровождение, у учащихся – на тарелочках пучки шерсти для практической работы, лупы; цветные фишки.

Ход урока

I. Создание психологической комфортности на уроке.

– Ребята, возьмите друг друга за руки и пожелайте себе и одноклассникам удачи. Скажите, что пригодится нам для успешной работы на уроке?

– Что мы возьмём с собой с собой на урок?

– Какие качества нам понадобятся на уроке?

– От кого зависит успех нашего урока?

II. Актуализация знаний.

– Ребята, над какой темой мы работаем? («Животные»)

Слайд 1

(На доске – схема)

– Давайте вспомним, каких животных мы уже знаем?

– Животные, у которых удлинённое тело покрыто чешуёй? (Рыбы)

– Животные, которые ползают по земле, их тело покрыто сухой чешуёй или панцирем? (Пресмыкающиеся)

– Животные, у которых 6 ног, и тело разделено на 3 части: голову, грудь, брюшко? (Насекомые)

– Животные, которые рождаются в воде, а потом часть жизни проводят и на суше, и в воде? (Земноводные)

– Животные, имеющие перьевой покров тела, 2 ноги и пару крыльев? (Птицы)

– Животные, тело которых покрыто волосяным покровом или шерстью? (Звери)

– Назовите следующую тему нашего урока.

Слайд 7

Звери.

III. Рефлексия. Упражнение «Горка».

Но прежде чем мы приступим к работе, возьмите листок, на котором нарисована горка и поставьте флажок там, где вы находитесь по отношению к данной теме, всё ли вам известно о зверях?

Слайд 8

IV. Открытие нового знания.

1) Вопросы.

– А что бы вы хотели узнать о зверях?

– Приведите примеры зверей.

Слайд 9

(На экране транслируются Слайды с изображением зверей)

Медведь, лось, белка, заяц, орёл, жук, пингвин.

– Какое из изображённых животных – зверь?

– Какие из этих животных точно не звери? (орёл – птица, жук – насекомое, пингвин – птица)

– Накройте их изображение фишками.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, кто такие звери.

2) Работа с учебником.

Учебник с. 24 – чтение учащихся.

Христоматия с. 97-99, чтение текста хрестоматии

3) Обсуждение, ответы на вопросы.

– Вспомните, чем покрыто тело рыб, птиц? (чешуёй, перьевой покрой)

– А чем покрыто тело зверей? (шестью)

4) Практическая работа.

– Скажите, что у вас на тарелочках.

– Рассмотрите пучок шерсти.

– Потрогайте, какая шерсть на ощупь. (мягкая, жесткая, пушистая и т.д.)

– Какого она цвета?

– Из чего состоит пучок? (рассмотреть при помощи лупы)

– Много ли волосков?

– Такими волосками и покрыто тело зверей.

Вывод: Звери – это животные, тело которых покрыто шерстью.

V. Физкультминутка.

Поработали, ребятки, а сейчас –
Все на зарядку.
Тихо встаньте, улыбнитесь.
Сколько в класс пришло зверей
Не узнать моих детей.
Веселее в пляс пускайтесь
Все танцуйте, не стесняйтесь. (музыкальное сопровождение)
За работу нам пора
Сядьте тихо, детвора.

1) Работа в тетрадях. (стр. 20, № 27)

– Откройте тетради, рассмотрите рисунки, напишите как называют детёнышей этих зверей? (рысята, щенята, поросята, оленята (оленёнок))

– На рисунке изображены звери со своим потомством, они выкармливают своих детёнышей молоком.

– Поэтому у этих зверей есть ещё одно название – млекопитающие.

Слайд 10.

Только звери выкармливают своих детёнышей молоком. Поэтому их ещё называют млекопитающими.

2) Обсуждение, ответы на вопросы.

Возьмите конверты с вопросами и в группах обсудите ответы на них.

а) – Все ли звери покрыты шерстью? (Приведите примеры из хрестоматии) (Нет. У панголина тело покрыто чешуйчатой бронёй).

б) – Приведите примеры самого крупного и самого маленького зверя. (Синий кит, землеройка-малютка).

в) – Как зверей можно отличить от других животных? (Они кормят детёнышей молоком, отсюда их название – млекопитающие).

– Что же объединяет разных по виду животных в одну группу? (Тело большинства зверей имеет волосяной покров, у них тёплая кровь, но главное, все они вскармливают своих детёнышей молоком.)

VI. Работа с учебником.

– Как же питаются звери, повзрослев?

– На этот вопрос нам поможет ответить учебник с. 25.

(чтение рассказа учениками)

СПОСОБ ПИТАНИЯ

МОЛОКО

На доску в «способ питания» вывешивается карточка «молоко».

Слайд 11

(На экране показываются Слайд ы с изображением «взрослых зверей с бутылкой молока»).

– Может ли взрослый зверь прокормиться в природе молоком?

– Чем же он питается? (Вывод (на экране)):

Слайд 12

  • Все новорождённые малыши зверей питаются молоком.
  • Среди взрослых зверей есть растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные).

VII. Индивидуально сообщение учащегося из энциклопедии (млекопитающие).

VIII. Работа с учебником (хрестоматия).

– Откройте словарик.

– Зачитайте как питаются взрослые звери?

Кенгуру. (растительноядное млекопитающее)

Работа над раскрытием социальной проблемы.

1) Все мы живём на прекрасной и замечательной планете Земля. Слайд 13.

Представьте себе, что вы:

  • Насекомые; (фото детей в изображении животных)
  • Рыбы;
  • Птицы;
  • Звери.

– И мне хочется спросить вас (насекомые, птицы, рыбы, звери), нравится ли вам жить на нашей планете?

– Что радует вас?

– Что вас огорчает?

2) Работа в группах.

Сейчас, каждая группа, подумайте, на что или на кого вы могли бы пожаловаться.

Слайд 14

(На экране появляется «Жалобная книга»)

– От чего или от кого зависит, чтобы всем животным на Земле жилось уютно? (от человека, от нас).

– Что зависит лично от вас? (бережное отношение к природе, уборка мусора, посадка растений).

– Как по-другому можно назвать «Жалобную книгу»? («Красная книга»)

Давайте с вами составим свою «Красную книгу».

Домашнее задание.

Слайд 15

«Пусть я научусь у природы отдавать и делиться, подобно солнцу, дающему свет, подобно дождю, что идёт для всех, и буду делать только то, что справедливо и хорошо!!!»

Слайд 16

Вашим домашним задание к следующему уроку будет:

  1. Обогатить знания интересными сведениями о питании зверей (из хрестоматии стр. 100-102).
  2. Подготовить сообщение о млекопитающем, занесённым в «Красную книгу» нашего края.
  3. Закрепить новый материал помогут задания в тетради стр. 22 №29.

IX. Итог.

– Как вы считаете, ответили ли мы на вопрос, который поставили в начале урока?

– Что нового вы узнали?

X. Рефлексия.

Упражнение «Горка».

– А теперь давайте оценим свою работу в конце урока. Возьмите листочки с горкой и отметьте на них, где вы находитесь в изучении темы.

– Кто хочет поделиться своими достижениями?

– Что получилось на уроке?

– Над чем ещё надо поработать?