Урок русского языка в 1-м классе "Звук [ч'], буква Ч, ч"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цели:

  • создать условия для работы в парах, при изучении нового материала;
  • развивать интеллектуальные умения: анализировать, систематизировать, делать выводы;
  • познакомить с новым звуком и буквой;
  • развивать речевые умения, наблюдательность, творческие способности;
  • воспитывать интерес к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: дифференцированная, мультимедиа.

Методы: эвристический, словесный, наглядный.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, буквари, прописи, книга Э.Успенского “Крокодил Гена и его друзья”.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1)

Прозвенел веселый звонок
Мы начинаем наш урок
Я знаю, что вы любознательные дети
Обо всем хотите узнать на свете.
Ребята, улыбнитесь друг другу,
Ведь хорошее настроение – залог успеха.

II. Актуализация знаний. (Слайд 2)

На доске буквы: а, у, е, и, е, я, ш.
– Назовите буквы.
– Какая буква лишняя? Почему?
– Назовите гласные.
– На какие группы их можно разделить?

III. Изучение нового. (Слайд 3)

– Сегодня к нам на урок пришли герои одного мультфильма. Посмотрите внимательно отрывок.
– Как вы думаете, с каким новым звуком хочет нас познакомить Чебурашка?
– Почему?

– Давайте сформулируем тему урока. (Слайд 4)

Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока. Я буду начинать, а вы, отталкиваясь от темы урока, попытайтесь продолжить мою мысль.

– Рассмотрите картинки. (Слайд 5)
– Какое слово лишнее? Почему?
– Какой первый звук в этих словах?
– Произнесем хором.
– Дадим характеристику звуку.
– Гласный или согласный?
– Звонкий или глухой? (Закроем ушки произнесем 1 раз.)
– Твердый или мягкий? (Произнесем сначала мягко, теперь твердо, есть ли отличия?)
– Как же оденем звуковичка? (Слайд 6) Куда его поселим? Есть ли у него пара?

Доскажите словечко:

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
А зовется птица… (грач). (Слайд 7)

– Выполните звуковой анализ слова.

Отгадайте загадку:

Пушистая вата плывет куда-то
Чем вата ниже, тем дождик ближе (Туча.) (Слайд 8)

– Чебурашка решил нам помочь и составил схему этого слова.
– Давайте ее проверим. О чем забыл Чебурашка?

– Буква, которая обозначает звук [ч], называется буква ЧЕ.
– Откройте буквари. Рассмотрите эту букву. На что она похожа?

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя! (Слайд 9)

– Познакомим букву Ч с гласными. Прочитаем слоги. (Слайд 10)
– С какими гласными буквами не составили слогов? (я, ю) Вот об этом нас и хочет предупредить буква Ч.
– Послушайте сказку и подумайте, какие правила нам приготовила Ч? (Слайды 11–15)

Сказка: Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит Ю и Я ,как ни в чем не бывало, сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась. С тех пор Ча и Чу пишутся только с А и У.

Итак, буква Ч – особенная. Она приготовила 2 правила:
ЧА – пиши с А,
ЧУ – пиши с У.

– Прочитаем слова в букваре цепочкой. Какие родственные слова встретили?

Работа в прописи:
– Напишите ч.

Зарядка:

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке будут буковки писать

– Прочитаем слоги.
– Какое соединение у всех слогов?
– На какие слоги надо обратить особое внимание? Напишите.
– Прочитаем обратные слоги. Какое соединение будет с ч? (Верхнее.)

IV. Физкультминутка.

Однажды крокодил Гена и Чебурашка решили посадить цветы. Давайте им поможем. Встаньте в проходы.

Мы в саду цветы сажаем,
Их из лейки поливаем.

Я буду перечислять названия цветов. Если в них есть звук [ч], изображайте, как вы их поливаете, если нет, поднимайте руки вверх и хлопайте:

Одуванчик, василек, розочка, георгинчик, астра, ландыш, колокольчик, ромашечка, мак, иван-чай.

– Молодцы, Теперь цветочки обязательно вырастут.

V. Задание в парах.

– Прочитайте слова на листочках и вставьте пропущенные буквы.
– Проверим с объяснением на слайде. (Слайд 16)

VI. Работа над лексическим значением слова.

1) – Чебурашка хорошо учился в школе, но однажды прочитал слово и задумался. (Слайды 17–18)
– Давайте поможем ему определить значение.
– Какое это слово? (Многозначное.)
– Составим предложения с этим словом.
– Запись предложений с комментированием. (Слайд 19)

2) – Послушайте еще одну загадку:

На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Стрелка там не для красы –
Время скажут вам… (Часы.) (Слайды 20–29)

Стихотворение читает подготовленный ученик:

Говорят: часы стоят.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут.
Но немножко отстают.
М смотрели с Мишкой вместе
А они висят на месте.
 (В.Орлов)

– О чем идет речь? (О времени.)
– Какая орфограмма спряталась в отгадке?
– Есть часы разные: башенные, настенные, уличные, вокзальные, корабельные. Есть часы карманные, но чаще наручные. Бывают даже песочные часы. Но все они должны показывать точное время.

VII. Итог.

– Вот и время нашего урока подходит к концу. Наши герои Чебурашка и крокодил Гена решили к себе пригласить гостей. А чем угощать не знают. Давайте подберем угощения, в которых будет звук [ч]: чай, печенье, чебуреки, чернослив, черешня, черника, сочник, чипсы, чупа-чупс, калачи и т.д. (Слайд 30)

– Молодцы!
– Достигли мы поставленных целей?
– Какие эмоции вызвал у вас сегодняшний урок? Выберите и покажите.
– Чебурашка и крокодил Гена тоже довольны вашей работой и говорят вам: “Чудесно! Очаровательно! Умнички! До встречи!” И ждут с вами встречи на страницах книги Эдуарда Успенского “Крокодил Гена и его друзья”. (Слайд 31)