Урок русского языка по теме "Правописание надежных окончаний имен существительных. Из истории чаепития на Руси"

Разделы: Начальная школа


Цель: закрепить правописание окончаний имен существительных 1,2, 3 склонений единственного числа

Задачи.

1. Учить последовательности действий при написании безударных окончаний имен существительных; отрабатывать умение распознавать тип склонения существительного, падеж.

2. Развивать устную и письменную речь учащихся, расширять активный и пассивный словарный запас.

3. Прививать интерес к русским традициям, познакомить с историей самовара и чаепития.

Ход урока

1. Вхождение в урок

Слайд 1. Презентация

- Сегодня на уроке мы закрепим знания о склонениях имен существительных, о правописании окончаний имен существительных в разных падежах, а также вы узнаете о традиции чаепития на Руси.

- А какое чаепитие без самовара?

Слайды 2-6

Во всем мире знают русский самовар. Его родина - город умельцев и мастеров ТУЛА. Первый русский самовар появился в 1778 году (233 года назад). Самовары делали из красной и зеленой меди, серебра и мельхиора. Основным металлом для изготовления самоваров была и остается латунь. По вечерам вокруг самовара собиралось все семейство за долгими, задушевными разговорами.

Тула – единственный город в стране, который с 1956 года выпускает электрические самовары. На Руси издавна делали разные по форме и объему самовары (от 1 стакана до 5 ведер воды). Они были праздничные и на каждый день.

2. Актуализация знаний.

- О самоваре сложено много пословиц и стихов.

А) Прочитайте стихотворение о самоваре, найдите имена существительные.

Слайд 7

Самовар

Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.

- Как вы догадались, что это имена существительные?

- Что вы еще знаете об именах существительных?

- Какие окончания имеют имена существительные в Р.п.., Д.п., П.п.

1 – и, -ы

2 –а, -я

3 – и

Давайте эти окончания пропишем на минутке чистописания:

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Б) - В старину самовар являлся неодушевленным членом семьи и его ласково называли “Дедушка” или “Иван Иванович”.

Говорили так:

Чай человеку подать – уважение оказать. Слайд 8

Самовар кипит, уходить не велит. Слайд 9

Почему так говорили, объясните смысл пословиц.

3. Повторение изученного материала

Работа с цветными квадратами. Слайд 10, 11

- Прежде, чем двигаться дальше, проверим свои знания о склонении имен существительных. Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

- Я сейчас буду называть имена существительные, а вы на партах будете выкладывать полоску из цветных квадратов.

Красный цвет – 1 склонение

Синий цвет – 2 склонение

Желтый 3 склонение

Самовар, баранка, печь, сахар, варенье, чашка, свежесть, блюдце, мед.

4. Работа над новым материалом

В Россию чай был завезен в XVII веке (примерно 300 лет назад) из Китая и применялся в то время как лекарство среди знати.

А как же китайский народ выявил полезность чая?

Об этом вы узнаете из текста №1.

По легенде, 5 000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал слуге согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку императору попало несколько чайных листочков. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

- Найдите имена существительные в Д.п., Р.п.. определите склонение, выделите окончания.

- Какие окончания пишутся в Р.п., Д.п. у существительных 1,2,3 склонения.– О чае говорят:

“Кто чай пьет, то 100 лет проживет”.

А почему так говорят, вы узнаете из задания №2.

Чай признают не только вкусным, но целебным напитком. О свойствах чая говорят так: “Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печен…, говорит “нет” сонливост…, усталост…,оживляет мышцы тела”. Чай служит активност… головного мозга, улучшению памят…

- Спишите 2 и 3 предложение, вставьте пропущенные окончания, укажите склонение и падеж.

5. Закрепление изученного материала

А) Развитие памяти

- О том, как же собирают чайные листья, вы узнаете из сообщения нашего ученика.(Уч-ся из класса выступает у доски)

Чайный лист собирают с весны до поздней осени. Срывают только готовые для переработки листочки. Чем тоньше и моложе листья, тем лучше чай. Из еще не совсем распустившихся листочков получается чай наивысшего класса. Чайный лист сразу перерабатывают, иначе листочки загрубеют и потеряют свою ценность. При этом чаинки снимаются с веточек не подушечками пальцев, а ногтями, потому что температура тела человека может повлиять на процесс увядания нежных листьев в самом начале и тем самым испортить лист.

В задании 2 говорилось, что чай улучшает память. Вот теперь посмотрим, что вы запомнили о сборе чая.

- Когда собирают чайный лист?

- Какие листочки ценятся больше всего?

- Почему чайные листы перерабатывают сразу?

- Как листочки должны сниматься с веточек и почему?

Б) Работа с деформированным текстом

- А теперь самостоятельная работа. (У слабых детей известно начало предложения)

Чай, женщины, собирают, только.

Женских рук, аромат, не портит, чая, запах.

Издавна, вкусно, любят и умеют, на Руси, чай, заваривать.

Травы, душистые, придают, вкус, особый, чаю.

В) - А теперь – немного волшебства! Слайды 12-17

На слайде “волшебная чашка” с чаем. Мы будем опускать туда чайные листочки с именами существительными в И.п., а вытаскивать будем в другом падеже. Ваша задача – определить, какой это падеж.

Самовар – самовару, чашка - в чашке,пряник – с пряником, семья – у семьи.

Скатерть - скатертью, бодрость – с бодростью.

6. Итог урока

- Хотите научиться готовить настоящий чайный напиток по всем правилам?

Тогда домашнее задание будет таким: я вам дам волшебный рецепт приготовления чая. Ваша задача: выполнить задания в рецепте, приготовить напиток, угостить им всех домашних.

Заваривание чая

Для этой цел… используйте только свежую, один раз вскипяченную воду. Чай надо заваривать в фарфоровом или в фаянсовом чайник…, который ополоснуть кипятк…. Затем в чайник добавить необходимое количество сухого чая, залить наполовину кипятк…., накрыть матерчатой салфетк…, через 5 минут долить доверху.

Спишите рецепт, вставляя пропущенные окончания. Укажите над именами существительными склонение и падеж.

6. Рефлексия.  Слайд 18

Спасибо за урок, довольны ли вы уроком я узнаю из ваших смс-ок. Ответьте на поставленные вопросы при помощи смайликов. (Да, нет, не знаю)

Доволен ли тем, как пошел урок? _________

Было ли тебе интересно? _________

Сумел ли ты получить новые знания?_________

Ты был активен на уроке? _________

Учитель был внимателен к тебе? _________

Индивидуальный лист для уч-ся. (Приложение 1)

Презентация к уроку. (Приложение 2)