Классный час "Страницы прошлого – из истории Благовещенска Амурской области"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

Методическая цель – продемонстрировать применение информационных технологий на внеурочных занятиях.

Образовательные: познакомить с историей города Благовещенска и с его главными современными достопримечательностями.

Развивающие:

  • изучить историю города Благовещенска.
  • узнать новое о главных достопримечательностях города Благовещенска.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к Родине, гражданскую активность, понимание ответственности за судьбу Родины;
  • воспитывать чувство гордости за историю, достижения и культуру своей Родины;
  • воспитывать уважение к традициям, бережное отношение к природе;
  • воспитывать стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Оснащение: компьютер, проектор.

Ход занятия

Учитель. В большой стране у каждого человека есть свой любимый маленький уголок – город, деревня, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков состоит наша большая великая Родина. Каждый человек любит свою Родину. Любить свою Родину – значит жить с ней одной жизнью.

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовём.

Учитель. Наш классный час посвящён родному городу Благовещенску. Посмотрите на карту Амурской области и скажите:

– Где располагается наш город?
– Когда был образован наш город?
– 155 лет назад на месте, где стоит наш город ни чего не было.

Ученик.

Приложение 1. Слайд 2, 3, 4.

Где зверь был не пуган,
На лодках и стругах,
Что вёслами и парусами,
Раздутыми туго,
Пришли друг за другом
Казаки, любуясь местами
Просторно и пышно, но всё, же тоска
Сперва опечалила здесь казака.

Учитель. Кто были первыми поселенцами Благовещенска? Первыми поселенцами Благовещенска были 50 казаков, основавших в 1856г. на берегу Амура Усть-Зейский военный пост.

Слайд 5.

Ученик.

Слайд 6, 7, 8.

Осинничек тонкий,
Боярышник колкий.
С верёвкой пилой, топорами
На ближней на рёлке
В ней знавшие толку
Построили храм с куполами.
Сюда поселенцы сплавлялись рекой,
Домишки сажали над самой водой.

В 1857 году поселение было перенесено на возвышенное место – рёлку, где и основана первая улица – Рёлочная (ныне Рёлочный переулок). Здесь же была возведена Никольская церковь – первая деревянная постройка нашего города.

Слайд 9.

Учитель. Кто и когда издал Указ 333666 в июле 1856 года?

Слайд 10.

Указ 333666
В июле 5 дней 1858 года

Именной, объявленный Сенату Министром Внутренних Дел – об учреждении города Благовещенска при впадении реки Зеи в Амур.

Государь Император, по всеподданнейшему докладу его Императорского Высочества. Великого князя, Генерал – Адмирала соображения Генерал – Губернатора Восточной Сибири, об особенной важности местоположения Усть-Зейской Станицы, находящейся при впадении реки Зеи в Амур и названной Генерал – Губернатором по случаю закладки в ней 9-го Мая Храма во имя Благовещания Пресвятыя Богородицы, "Благовещенскою станицею", в 5-й день июля сего года. Высочайше повелеть соизволил: учредить в этом месте Город, назвать его «Благовещенск» (Александр II)

Ученик.

Слайд 11

Царём учреждённый
Водой окроплённый
Из посеребрённой купели,
Крестом осенённый,
Благим наречённый…
Во славу псалмы ему пели.
И сам Иннокентий его освятил –
От имени бога он благословил.

Ученик.

Слайд 12, 13, 14.

Наш город восточный –
На карте лишь точка,
Но выбор её бесподобен:
Вписав свою строчку
В историю прочно,
И завтра творить он способен.
Обжив всю долину в слиянии рек,
Всё дальше от устья идёт человек.

Ученик.

Слайд 15.

Теперь он на карте
Как сказочный фартук
В развилке лазурной пастели
Водой окаймлённый –
И весь он зелёный,
А воды двух рек, как качели.
Природа сама ему место дала!
Прямые в нем улицы словно стрела.
Где Ленина площадь – Слайд 16.
Шумела здесь роща,
А позже – плоты выбирали.
Чтоб легче и проще,
На лошади тощей
Промокшие брёвна таскали.

Учитель.

Слайд 17.

– Как в те далёкие годы назывались улицы города?

Ответы детей.

Улица Ленина называлась Большой.
Улица Амурская называлась Кооперативной.
Улица Шевченко называлась Мастерской.
Улица Б. Хмельницкого называлась Торговой.
Улица Кузнечная так и осталась Кузнечной.

Учитель. Ребята, объясните название этих улиц? (Ребята отвечают.)

– Какие старинные здания в городе вы знаете? Слайд 18.

Ответы детей.

Магазин Платонова и Чурина (ныне магазин «Товары для дома»)
Магазин Коротаева (ныне ателье «Садко»)
Магазин Платонова (ныне Областной Военкомат)

Учитель. А ещё, какие старинные здания, построенные после 1900г. вы знаете?

Ответы детей.

Алексеевская женская гимназия (ныне школа №4)
Таможня (ныне пограничная застава)
Епархиальное женское училище (бывший колледж №1)

Ученик. Слайд 19

Но прииски после!
Вначале ремёсла:
Кожевенный и гончарные.
Нужны и колёса,
И лодки и вёсла,
И разные штуки слесарные.

Ученик. Слайд 20, 21.

Город становится большим торговым и транспортным центром на Амуре. Развивается Фабрично – заводская промышленность, стали выделывать кожу, катали валенки, на Ворошиловском заводе делали сбрую, колёса, дуги. Построили спичфабрику. Судостроительный завод берёт своё начало 1887 г. и основан как чугунолитейный завод. В зиму 1899 – 1900 гг. были заложены 3 парохода. Строили – мельницы осваивали мукомольную промышленность. В то время по мощности мельниц город занимал 3 место в России, уступая лишь Нижнему Новгороду и Самаре.

Ученик. Слайд 22, 23.

И время настало –
Учиться пристало
И бедным, и всем благородным.
Житьё заставляло.
Училищ немало:
Речное, ремёсел, народных.
Пусть не Третьяковка и не Колизей,
Но есть и театр, и открылся музей.

Ученик. В городе открываются городские, народные, ремесленные и речные училища, типография. Печатаются газеты, открываются театры и городской музей.

Век вторит, как эхо,
Что был здесь наш Чехов,
Рискнувший достичь Сахалина.
Не сушей он ехал,
И не для утехи.
Описывал здесь он картины.

Учитель. У нас в городе 1890 году проездом был А. П. Чехов.
Проплывавший по Амуру в 1890 году великий русский писатель А. П. Чехов так отзывался о наших местах: «описывать такие красоты, как амурские берега, я совсем не умею; пасую перед ними и признаю себя нищим. Ну как их опишешь? Представьте себе Сурамский перевал, который заставили быть берегом реки, — вот вам и Амур. Скалы, утесы, леса, тысячи уток, цапель...»

Сейчас ребята покажут отрывок из произведения А.П. Чехова «Ванька». (инсценирование)

Ученик. Слайд 24, 25.

Мой город на карте,
Как вышитый фартук:
Он радует глаз, как и прежде:
В свершеньях азартен,
Так молод, талантлив…

Ученик.

Нам трудно представить,
Каким город станет
В итоге трудов поколений!
Не худо б лишь править –
И можно прославить
Наш город плодом дерзновений.
Народ замечательный в городе есть –
И живы в нём совесть, и гордость, и честь.

Учитель. Многие дети написали свои стихи о городе. Почитайте, пожалуйста.

Учитель. О чем мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Что вы хотите еще узнать? Что для вас означает понятие «родина»?
Сегодня я еще раз убедилась в том, что вы растете настоящими патриотами, достойными сыновьями и дочерьми своего Отечества и вам небезразлична судьба нашей Родины.

Литература

  • Полтавцев И.М. Доброе слово. – Благовещенск, 1998, – 45 с.: ил.