Урок-путешествие по станциям в рамках Недели математики. 3–4-й классы

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Урок-путешествие ставит перед собой цель:

  • обобщить и закрепить знания и умения учащихся математического и геометрического характера;
  • способствовать овладению математическими понятиями и терминами;
  • развивать познавательного интереса к предмету «математика»,
  • формировать умения работать в бригадах;
  • развивать организационные общеучебные умения, в том числе, умение оценивать результат своей работы, умение концентрировать внимание, формировать и обосновывать свои высказывания, слушать и понимать высказывания товарищей.

Для проведения мероприятия понадобится оборудование: «Математическая палитра», 4 карточек с упражнениями на внимание, (из пособия «Спектр математика») пирамида на умножение и деление, конверты с заданиями для команд, маршрутный лист для каждой команды, название станций, палетка, кроссворды математический, ноутбук для детей, компьютер и проектор для учителей.

После проведения такого урока больше детей изъявили желание участвовать в математических викторинах и конкурсах.

Оборудование: «Математическая палитра» , 4 карточки с упражнениями на внимание, из пособия «Спектр математика» пирамида на умножение и деление, конверты с заданиями для команд, маршрутный лист для каждой команды, название станций, палетка, математический кроссворд, ноутбук для детей, компьютер и проектор для учителей.

План урока:

  1. Вступительное слово.
  2. Путешествие по станциям.
  3. Подведение итогов. Награждение экипажей победителей.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Учитель 1: Предмет математики настолько серьёзен, что необходимо не упускать возможности делать его немного занимательнее» говорил Блез Паскаль. Сегодня мы с вами сделаем урок математики немного занимательнее.

Учитель 2: Мы предлагаем вам, принять участие в «Путешествие за числом и точкой».

Учитель включает презентацию (Приложение 9).

Учитель 1: Путешествие пройдёт по восьми станциям для каждого экипажа. На каждой станции вы останавливаетесь только на 5 минут. По сигналу учителя вы должны прекратить работу и перейти на другую станцию, которая записана у вас следующим номером.

Учитель 2: Во время работы на второй станции учитель проверит вашу работу на предыдущей станции и впишет количество заработанных баллов.

Учитель 1: На ваших маршрутных листах указано, сколько баллов вы можете заработать на каждой станции.

Учитель 2: Экипажи, набравшие наибольшее количество баллов получают грамоты и призы.

(Определяют победивший экипаж в каждом классе отдельно)

Учитель 1: Для того чтобы начать, необходимо поделиться на экипажи. Проведем жеребьёвку.

(Из мешочка дети берут геометрические фигуры и по цвету объединяются в экипажи)

Учитель 2: Капитаны экипажей подойдите и возьмите конверты с маршрутом путешествия своей команды.

Маршрутный лист первого экипажа 3 «Г» класса.

Станция Задание Успешность

1. «Измерялкино»

Кот
котёнок
 

2. «Соединялкино»

Кроссворд
Узнай фигуру
 
3. «Рисункино» Палитра
Избушка
 
4. «Оригамкино» Волк  
5.»Задачкино» Огород  
6.«Отгадайкино» Кроссворд математических терминов  
7.»Собиралкино» Пирамида   
8.«Считалкино» Числовой сканворд  
Всего    

(Аналогичные маршрутные листы для других экипажей только станции в другой последовательности)

Учитель 1: Вас ждут задания геометрической направленности и математической. Станции «Измерялкино», «Соединялкино», «Рисункино», «Оригамкино» находятся в 23 кабинете.

Учитель 2: Станции «Задачкино», «Отгадайкино», «Собиралкино», «Считалкино» в кабинете №25.

Учитель 1: Желаем удачи!

(Задания геометрической направленности одинаковые для двух классов, а математической - разные, с учетом прохождения программы, для 3 и 4 классов)

Первый этап путешествия в 23 кабинете.

Учитель 1: Юные математики, прежде, чем мы начнем наше путешествие, мы проведем блицтурнир личного первенства. Внимание на экран.

Учитель проводит блиц-турнир презентация (Приложение 10)

После блицтурнира детям, набравшим больше баллов, дарят призы.

1. «Измерялкино»

Задание. Вычислите площадь рисунка кошки.

(Можно воспользоваться палеткой или найти через площади геометрических фигур.)

(Приложение 1)

Оценивание. 5 баллов – если найдены величины площади на двух рисунках, 3 балла – если определена площадь одного рисунка.

2. «Соединялкино»

Задание. Соедините название геометрических фигур с их определением

(Задание на ноутбуке в программе HotPotatoesПриложение 8)

Оценивание. 5 баллов - за правильное соединение название геометрических фигур с определением, если допущена одна ошибка – вычитаем 1 балл).

3. «Рисункино» (Приложение 2, 3)

Задание. 1. Работа с математическими палитрами. Найди такой же рисунок. Игра на внимание. 2. Выберите три изображения избушки, когда она начнёт поворачиваться.

Оценивание. 5 баллов – все кружки совпали, одинаковые изображения найдены верно. 5 баллов за правильно найденные изображения избушки.

4. «Оригамкино» (Приложение 4)

Задание. Из двух квадратов 15 х 15 см и 10 х 10 см по заданному алгоритму сделать «Волка».

Оценивание. За каждого волка получаем 2 балла.

Второй этап путешествия – 25 кабинет

Задания математической направленности для 4 «Г»

5. «Собиралкино»

Задание. Собираем пирамиду на «Внетабличное умножение и деление»

Оценивание. За 5 минут нужно как можно больше решить выражений на умножение и деление. Соединить выражение с ответом. Количество баллов соответствует количеству решенных выражений.

6. «Считалкино» (Приложение 5)

Задание. Решить числовой сканворд.

Оценивание. 1 балл за каждое выражение, выполненное верно.

7. «Отгадайкино» (Приложение 6)

Задание. Решение понятийного кроссворда.

Оценивание. 1 балл за каждое определение (понятие), выполненное верно.

8. «Задачкино» (Приложение 7)

Задание. Решить задачи любым способом: по действиям, выражением, уравнением, путём рассуждений.

Оценивание. 5 баллов за правильное решение.

Задания математической направленности для 4 «Б»

1. «Собиралкино»

Задание. Собрать пирамиду на внетабличное умножение и деление. За 5 минут нужно как можно больше решить выражений на умножение и деление. Соединить выражение с ответом.

Оценивание. Количество баллов соответствует количеству решенных выражений.

2. «Считалкино»

Задание. Найти нужные числа.

  • Сумма двух чисел равна 385. Одно из них оканчивается нулём. Если зачеркнуть 0 в трёхзначном числе, то получится другое число. Какие это числа?
  • В каждой цепочке чисел найди закономерность и вставь пропущенные числа.
    3, 6, …, 12, 15, … , …, 24;
    1, 8, 11, 18, …, 28, 31, …,…, 51;
    45, 36, 28, 21, …, 10, 6.

Оценивание. По 5 баллов за каждое задание.

3. «Отгадайкино»

Задание. Каждая буква в алфавите представлена каким- то числом. А… Б… В… Г… Д… Е… Ё… Ж… З… И… Й… К… Л… М… Н… О… П… Р… С… Т… У… Ф… Х.. Ц…Ч.. Ш… Щ ... Ъ… Ы… Ь… Э… Я…

Попробуй определить эти числа (найти код), если слово ГИД записывается, как 6, 12, 7, а слово СОН, как 21, 18,17;

Попытайся при помощи этого кода прочитать фразу 16 18 15 18 7 8 26 17 3 227 12 3 13 7 20 23 6 23 24 21 22 20 3 17 12 26 23;

Оценивание. 5 баллов.

4. «Задачкино»

Задание. Решить задачи.

  • Гном разложил свои сокровища в 3 сундука разного цвета, стоящие у стены: в один – драгоценные камни, в другой – золотые монеты, в третий – магические книги. Он помнит, что красный сундук находится правее синего сундука. В каком сундуке лежат книги, если зелёный сундук с драгоценными камнями стоит левее синего.
  • Родительский комитет купил на покраску пола в классе 4 банки краски, по 3 кг в каждой. Длина класса – 8 м, ширина – 6 м. Хватит ли этой краски на покраску пола в классе если на каждый 1 кв. м расходуется по 250 г краски?
  • Какой толщины будет альбом в 80 страниц, если каждые 5 листов имеют толщину 2 см?

Оценивание. За верное решение каждой задачи по 5 баллов.

III. Подведение итого. Награждение экипажей победителей.

После прохождения всех станций экипажи строятся на линейку. Учителя объявляют количество баллов, которое набрал каждый экипаж. Победителям вручают грамоты и призы.

Литература:

  1. А. В. Кочергина, Л.И. Гайдина Учим математику с увлечением , 1 – 4 класс, 2-е изд. – М.: 5 за знания, 2008.
  2. «Я иду на урок в начальную школу» Внеклассная работа. Олимпиады и интеллектуальные игры. Книга для учителя. Москва «Первого сентября», 2000.
  3. Марченко И.С. Математика: 4 класс. Реши задачу: для любознательных. – М.: Эксмо, 2009.
  4. Жильцова Т. В., Обухова Л. А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс. – М.: Вако, 2004.

Приложения 1–7.