Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства в 5-м классе "Загадки русской избы"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (30 МБ)


Цели урока: Способствовать формированию у детей представления о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского дома, понимания учащимися символики народного орнамента, народных представлений о его магических свойствах, высокой духовности и красоты.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить обучающихся с мифологическими воззрениями славян на жилище, закрепить навыки изображения орнаментальных мотивов в соответствии с их символическим значением;
  • систематезировать и обобщить материал, полученный на предыдущих уроках по теме "Образы славянской мифологии";

развивающие: развивать творческие и исследовательские навыки, умение работать в группе;

воспитательные: воспитывать любовь к культуре предков, пробудить интерес к познанию отечественной культуры, формировать коммуникативную культуру обучающихся

Уроку предшествует подготовительная работа:

  • изучение архитектурных особенностей деревянного зодчества.
  • выполнение заготовок для работы группами.
  • в качестве домашнего задания на уроке литературы - подбор пословиц и поговорок со словом "изба", подготовка инсценирования русской народной сказки "Петушок и жерновцы"

Оборудование: презентация "Загадки русской избы", видеопроектор. Работы учащихся по предыдущим темам. На столах у детей: заготовки построек, клей, фигурные и простые ножницы, дыроколы обычные и фигурные, листы цветной бумаги, линейки, простые карандаши, инструкции для самостоятельного выполнения работы по украшению дома орнаментами.

Ведущие: Филолог (на груди значок со старославянскими буквами. Одежда современная) и Мастерица (стилизованный русский народный костюм).

Ход урока

Слайд №1 - 2: Вход в класс под песню в исполнении Сергея Беликова "Живи родник".

Слайд №3: Филолог:

Когда - то люди жили без крыш над головой
Защитой скалы были и леса кров живой.

Слайд №4: Мастерица:

Мелькает год за годом, идет за веком век
Зависеть от природы не хочет человек.
Полезные орудия создав своим трудом,
Сильнее стали люди, и вот построен дом.

Слайд №5: Филолог:

Но долгий путь лишь начат
Дом прост еще, суров.
Пока одна задача - иметь надежный кров.

Слайд №6: Мастерица:

Пройдут тысячелетия, и люди разных стран
Внесут в постройки эти уменье и талант.
Народные мотивы, обычаи, уклад
Дом сделают красивым на свой особый лад.

Слайд №7: Филолог:

Восьмым чудом света назвали архитектурные сооружения на Руси.

Слайд № 8: Мастерица:

Они в самом деле прекрасны. Деревянные купола храмов то серебрятся, то золотятся под лучами солнца. Главки их как несгораемые свечи славят ту великую силу, которая дала жизнь человеку и всему, что окружает его.

Слайд №9: Филолог:

А рядом расположились избы такие похожие и такие не похожие друг на друга. Веками стучали топоры плотников, да и сейчас стучат, вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки.

Слайд № 10:

Стоят на деревенской улице избы - красавицы, словно под кружевными накидками, и одна с одною соперничают в изяществе и богатстве наряда.

Слайд №11: Мастерица: Как много тайн хранят они. Я думаю, что ребята помогут нам сегодня разгадать многие из них. ( На экране тема урока).

Филолог: Но прежде давайте вспомним пословицы о русской избе, которые вы подготовили к сегодняшнему уроку.

Реализация домашнего задания.

  • Избу ставят, Бога славят.
  • Во всякой избушке свои погремушки.
  • Своя избушка та же подружка.
  • Своя избушка - свой простор.
  • Изба детьми весела.
  • Изба красна углами, а обед пирогами.
  • Изба крепка запором, а двор - забором.
  • Криком изба не рубится, а шумом дело не спорится.

Мастерица:

Да! На Руси говорили: "Плотник - первый на селе работник". Это человек, который умел укладывать бревна так плотно, что и щелочки не увидишь. На строительство дома выходили одновременно до 20 человек. И мы сегодня нашей большой артелью ( или разделимся на несколько артелей) построим село из 4 - 5 домов. Приглашали работников, однако, с разбором т. к. хорошую избу мог срубить не каждый. Тут и опыт нужен и талант, и особое мастерство.

Филолог:

У древних славян существовал строгий порядок строительства дома. Часто внутри дома оказывались живые деревья. В русском фольклоре сохранилась интересная сказка "Петушок и жерновцы", подтверждающая этот факт. Давайте её вспомним.

Инсценирование сказки.

Слайд №13: Рассказчица в сарафане: Жил да был себе старик со старухой, бедные - бедные! Хлеба - то у них не было; вот они поехали в лес, набрали желудей, привезли домой и начали есть. Долго ли, коротко ли они ели, только старуха уронила один желудь в подполье. Пустил желудь росток и в небольшое время дорос до полу. Старуха заприметила и говорит:

Старуха: Старик! Надобно пол - то прорубить, пускай дуб растет выше; как вырастет, не станем в лес за желудями ездить, станем в избе рвать.

Рассказчица: Старик прорубил пол. Деревце росло, росло и выросло до потолка. Старик разобрал потолок, а после и крышу снял. Дерево все растет и растет и доросло до самого неба. Не стало у старика со старухой желудей, взял он мешок и полез на дуб. Лез, лез и взобрался на небо. Ходил, ходил по небу, увидал: сидит кочеток - золотой гребенек, маслена головка и стоят жерновцы. Вот старик - от долго не думал, захватил с собою и кочетка и жерновцы и спустился в избу. Спустился и говорит:

Старик: Как нам, старуха, быть, что нам есть?

Старуха: Постой, я попробую жерновцы.

Рассказчица: Взяла жерновцы и стала молоть: ан блин да пирог, блин да пирог! Что ни повернет - все блин да пирог! И накормила старика. Ехал мимо барин и заехал к старику со старушкой в хату.

Барин: Нет ли чего - нибудь поесть?

Старуха: Чего тебе, родимый, дать поесть, разве блинков? (Молотит подает с поклоном блины).

Барин: Продай мне, бабушка, твои жерновцы.

Старуха: Нет, продать нельзя.

(Барин крадет жерновцы и на цыпочках убегает. Старик и старуха горюют).

Петушок: Не горюйте, я полечу догоню!

Рассказчица: Прилетел он к боярским хоромам, сел на ворота и кричит:

Петушок: Кукареку! Боярин, боярин, отдай жерновцы золотые, голубые!

Боярин выбегает хватает петушка: Брошу тебя в колодец, в воду.

Петушок: Носик, носик, пей воду! Ротик, ротик пей воду!

Рассказчица: И выпил всю воду и полетел к боярским хоромам, уселся на балкон и опять кричит.

Петушок: Кукареку! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые. Голубые!

Барин хватает петушка: Брошу его в горячую печь.

Рассказчица: Поймал кочетка, бросил его в печь - прямо ав огонь; он и стал приговаривать:

Петушок: Носик, носик, лей воду! Ротик, ротик, лей воду!

Рассказчица: И залил весь жар в печи. Вспорхнул и улетел в боярскую горницу и опять кричит:

Петушок: Кукареку! Боярин. Боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые!

Рассказчица: Побежал барин догонять петушка, а тот изловчился, схватил жерновцы и улетел с ними к старикам.

Слайд № 14: Мастерица: Что вам напомнило дерево, выросшее в доме старика и старухи? (Древо жизни, так как оно соединило все три мира). По стволу этого дерева старик попал в мир богов, поэтому никого не увидел - смертным не суждено видеть богов: Но за свой подвиг был вознагражден волшебными жерновцами.

Филолог: Дерево, растущее в доме, было зримым воплощением Мирового дерева. Отголосок этого древнего верования прочно сохранился в России вплоть до конца прошлого века. Во многих местах, еще в начале 20 века, затевая стройку. На месте будущего сруба (в самую середину) вбивали березовый кол или сажали деревце. Там оно и оставалось до завершения строительства.

Слайды № 15 - 20: Мастерица: Я вижу, что артели готовы разгадывать тайны деревянного дома. Давайте сначала посмотрим, какие части дома украшались? ( Крыша, стыки между домом и крышей, стыки между домом и окнами).

Слайды № 21 - 22: А вот и первая загадка: зачем закрывали дом в этих местах дополнительными досками, да еще с украшениями?

Послушаем сообщение археолога (выступление ученика):

По мнению древних русичей, по ночам из земли выбирались навки да упыри - они стремились пробраться в дом и искали незащищенные места.

Нави (навьи) - от древнерусского навь - духи смерти, духи умерших иноплеменников. Считалось, что они могли насылать болезни на людей и домашний скот, а так же стихийные бедствия.

По ночам навьи носятся по улицам, поражая всех кто выходит из дома. Люди умирали от ран. Потом навьи стали и днем появляться на конях, но были невидимы. Для спасения от навей надо было не выходить из дома. Чтобы защитить жилища, необходимы были обереги. Заговоренные предметы. Представители навий в виде птиц или в образе неких существ, обросших густыми волосами и с хвостом. Упыри - в славянской мифологии - мертвецы нападающие на людей и животных. Согласно поверьям, Упырем после смерти становится человек рожденный от нечистой силы или испорченный ею или умерший. Через гроб которого перескочила черная кошка(черт), самоубийца, умерший неестественной смертью, особенно колдун. По ночам упырь встает из могилы и в облике налитого кровью мертвеца убивает людей и животных, реже высасывает кровь.

Слайд №23: Мастерица: Ребята, какие виды орнаментов вы знаете? (Солярные, Растительные, зооморфные и геометрические).

Слайд № 24:. Какие орнаменты можно увидеть в украшении разных частей дома? (Дети в классе отвечают на заданный вопрос)

Слайд № 27 - 29: Вторая загадка избы - Почему на крыше размещались геометрические орнаменты? Что они обозначали? (Дождь. Небесные хляби. Облака.)

Слайд № 29:. Что зашифровано в этих изображениях? ( Всем известное природное явление. Солнце с левой ветреницы причелины катится к самому верху крыши замирая там на рушнике и затем скатывается по правой причелине вниз на ветреницу. Крыша - это символ небосвода.)

Слайд № 30 (приём "Лупа"): Филолог: Часто на верхушке крыши дома встречались изображения птиц и зверей. Древние славяне наделяли животных и птиц особыми качествами, обожествляли их. Что символизировали собой конек на крыше или петушок? (Солнце. Движущееся по небу солнце). Верно, ребята. А сейчас вам предстоит узнать в мифологическом описании о ком идет речь. Каждой команде предлагается по 2 вопроса. Какая артель окажется самой знающей?

- Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей. (Кукушка).

- Эта птица жила до 300 лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду (ворон).

- В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Его изображение и сейчас встречается на крышах домов(петух).

- Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из птиц (сова).

- С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы (орел).

- В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги света и тепла ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его "крыльями человека" (конь).

- Эта сказочная птица - олицетворение огня, света. Солнца. Она питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из ее клюва сыплются жемчуга. Ее пение исцеляет больных и возвращает зрение слепым. (жар - птица).

- Это животное выступает спутником колдунов и колдуний, однако он очень любим русским народом. Впервые входя в новый дом надо было впустить это животное, так как, по поверьям, с ним дружит домовой и часто принимает обличие этого смышленого зверя (кошка).

Что вы знаете о домовом?

Выступление учащихся:

Домовой живет в каждом доме, не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Перед смертью кого - нибудь из семейства воет, иногда даже показывается кому - нибудь, стучит, хлопает дверями. По общему поверью, живет он по зимам около печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор, в противном случае он бьет и колотит посуду, кричит. Тому. кого любит, завивает бороды в косы, а кого не любит щиплет до синяков. При переезде из одного дома в другой непременной обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома. С хлебом солью просить домового на новое место. Его изображают маленьким старичком, покрытым белой шерстью. Некоторые утверждают, что домовой рождается стареньким дедушкой, а умирает младенцем.

Слайд №31: Филолог: Молодцы, ребята, справились с заданием.

Каждый дом имел свое лицо - фасад. Так произошло слово "улица" от выражения дорога у лица дома. На лице дома находились окна. Окна закрыты - дом спит. Весело поблескивают чистыми стеклами - в доме все в порядке. Окна должны были выходить только на одну сторону.

Слайд №32 - 38: Мастерица: Какие орнаменты использовали в украшении окна? Какие знакомые образы можно увидеть в декоре окна? Что они символизируют? (Травы. Птицы. Русалки. Это земной и подземный мир).

Филолог: Действительно, часто на ставнях можно увидеть изображение русалки. Что вы знаете об этом мифологическом персонаже?

Русалка - райская рыба, выше пояса имеющая человеческую фигуру. По весне русалки слетают в земной лес, где любят сидеть на ветвях и петь песни. В русалок превращаются преимущественно девушки утопленницы. Иногда они выступают в роли берегинь, спасающих утопающих. Представляются в образе красивых девушек с длинными волосами. В русальную неделю выходят из воды, бегают по полям. Качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Особенно опасны в четверг - русальичин велик день. Поэтому в эту неделю нельзя было купаться. А выходя из деревни, нужно было брать с собой полынь, которую русалки боятся.

Слайд № 39: Мастерица: Чтобы отгадать последнюю и самую главную загадку избы посмотрите внимательно на эти две схемы, что в них общего? Так что же символизировал дом в народном представлении?

(Дом - это вселенная в уменьшенном виде).

А теперь вам предстоит самостоятельно украсить орнаментами дом. Но сначала мы сделаем маленькую разминку.

Физкультминутка.

Практическая работа:

Слайд № 41: Мастерица: Перед работой мастера завязывали на голове тесемку так, чтобы волосы не мешали во время работы. (предлагается детям завязать тесемки - ленточки). А теперь посмотрите какими инструментами работали плотники. Какой из них по вашему мнению не использовался вовсе при постройке дома? (Пила).

Мы сегодня будем работать не с деревом, но бумага делается именно из него, а значит и инструменты будут другие- это ножницы прямые и фигурные, дыроколы, клей. Они тоже требуют внимания, какие правила безопасности работы с ножницами вы знаете?

Из бумаги тоже можно делать чудеса.(Демонстрирую работу выполненную в технике бумагопластике и квилинга). На дополнительном занятии мальчики подготовили нам изображения срубов - это бумагопластика. Теперь же каждая артель должна украсить свой дом аппликацией как резьбой по дереву. Справиться с заданием поможет инструкция, которую вы получите от главного мастера. Завершением работы будет сборка всех деталей на доме. Посмотрим, чей дом получится наряднее и будет прекрасно защищен от всей нечисти.

(Готовые работы прикрепляем на заготовленный заранее пейзаж).

Домашнее задание:

Мастерица: Я сегодня пришла на урок в необычном костюме. Он чем-то похож, а чем-то и не похож на традиционный русский народный костюм. Постарайтесь запомнить его и найдите в энциклопедиях, в Интернете, в альбомах по искусству материал о том, что такое русский костюм, как он выглядел, какие секреты скрывает в себе?

Рефлексия: Ну а сегодня урок закончен и нам хотелось бы узнать:

С каким настроением вы шли на этот урок?

Изменилось ли настроение после урока?

Поставьте себе оценку за участие в уроке:

  • "3" - облачко с дождем;
  • "4" - солнышко заходит за облачко;
  • "5" - яркое солнышко.