Урок литературного чтения «Мир героев». А.И. Куприн. «Слон»

Разделы: Начальная школа


Тип урока: закрепление.

Цели:

  1. познакомить детей с творчеством А.И. Куприна, с основными событиями его жизни. Учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом, символикой; формировать навыки выразительного чтения.
  2. развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, творческие способности, эмоциональную сферу. Обогащать словарный запас детей.
  3. воспитывать культуру чтения, общения, поведения.

Оборудование: портрет А.И. Куприна, учебник, иллюстрации слона.

Литература: «Литературное чтение» 3 класс, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий; «Методика обучению чтения» Т.П. Сальникова; «В мире детских писателей» К.В. Гафт.

Ход урока

Содержание Примечание
Ι. Оргмомент.
– Все сели ровно. Успокоились. Мы начинаем урок литературного чтения. Организация детей на урок.
ΙΙ. Проверка домашнего задания.
– Итак, вам было дано домашнее задание. Прочитать рассказ А.И. Куприна «Слон». Сейчас мы посмотрим, насколько внимательно вы его читали. Для этого проведём викторину. За каждый правильный ответ вы будите получать жетон. У кого окажется больше всего жетонов, тот и будет самым внимательным чтецом. Мотивация.
Викторина.
1. С какого события начинается рассказ?
2. Как звали меленькую девочку, которая заболела?
3. Кто навещал её каждый день?
4. Как звали этого доктора?
5. Как доктор обращается к маме девочки?
6. Какое лекарство прописал доктор Наденьке?
7. Что просила девочка у родителей для своего выздоровления?
8. Куда отправился папа в поисках слона?
9. Кем по национальности был хозяин зверинца?
10. Чем пришлось угощать слона, чтобы зашёл в подъезд?
11. Сколько лет было Наденьке?
12. Какое время находился слон в гостях у девочки?
13. Чем обедал слон?
14. Что попросила Наденька на следующее утро, после прихода слона?
15. Какой фразой заканчивается рассказ?
Проверка домашнего задания.

Опрос.
– Молодцы! Теперь посмотрим, кто набрал самое большое количество жетонов?
(Награждение медалью «Самый внимательный чтец»).
Награждение.
ΙΙΙ. Актуализация знаний учащихся.
– Мы кратко с вами вспомнили о чём шла речь в рассказе. Скажите, а кто же написал такой замечательный рассказ? (А.И. Куприн)  
работа с портретом.
– Совершенно верно. Посмотрите на портрет Куприна. Какие чувства он у вас вызывает? Как вы считаете, какой он человек? Почему вы так считаете? О чём говорит взгляд писателя? Какой он?
– А что вы знаете об этом замечательном писателе?
Оборудование.

Беседа.
(Сообщение учащегося).
А.И. Куприн родился 7 сентября 1870 года в Пензенской области, городе Наровчат. Его отец был небогатым чиновником (служил государству). А.И. Куприн почти не помнит своего отца, так как он умер в возрасте 37 лет, когда писателю был всего 1 год.. Вспоминая свои детские годы, писатель с горечью называл себя
«чужим мальчиком», так как лучшая пора его жизни прошла в приюте, где были бездушные воспитатели. Они часто жестоко наказывали детей.
За свою долгую жизнь А.И. Куприн сменил множество профессий, путешествовал по России. Создал множество известных рассказов. Не зря ведь он считается мастером коротких рассказов!
Сообщение учащегося.
– Итак, что нового вы узнали из жизни А.И. Куприна? Как вы думаете, жизнь писателя могла повлиять на его творчество? А на характер? Почему вы так думаете?  
– Скажите, когда вы читали рассказ, встретились ли вам слова, которые были не понятны?
Аршин – мера длины. Равна 71,12 см.
Вершок – русская мера длины. Равна 4,45 см.
Пуд – русская мера массы. Равна 16,38 кг.
Лексическое значение слов.
ΙV. Литературоведческий анализ.
– Какие чувства вы испытывали, когда читали рассказ? Менялись ли они?
– Скажите как родители обращаются к дочке? (Наденька, моя девочка…).
– О чём говорят эти обращения? (Родители любят её, относятся к ней с лаской, нежностью, любовью, пониманием).
Д.к. на доске.

Беседа.
– А как к вам дома обращаются родители? Как они вас называют ласково? Связь с жизнью.
– Как вы думаете, как характеризует отца его поступок, когда он сделал всё, чтобы привести Наденьке слона? Какой он отец? (добрый, любящий, понимающий, сочувствующий, сердечный…).
– Как, на ваш взгляд, мама относиться к дочке? Обоснуйте свой ответ примером из текста. Какая она мама? (добрая, милая, добросердечная, любящая, отзывчивая, ласковая…).
Анализ.
– Чем болела девочка? Бывает ли у вас такое, что вам ничего не интересно, ничего не хочется? С чем это связано?
– Как вы думаете, почему девочка заболела?
– Вспомните слова Нади «Помнишь… ведь ты давно обещал свозить меня в зверинец посмотреть на настоящего слона… и не разу не повёз». О чём они вам говорят? Могут ли они как-нибудь быть связаны с её болезнью?
 
– Прочитайте поговорку, записанную на доске.
«Что имеем – не храним, потерявши - плачем».
– Как вы понимаете данное высказывание? Может ли оно быть связано с нашим рассказом? Если да, то каким образом? Приведите пример.
(Отец, когда девочка была здорова не мог найти времени, чтобы сводить её в зверинец. А когда она тяжело заболела, сам привёл слона домой.)
– Как вы теперь считаете, чем могла быть вызвана болезнь девочки?
– Каким вам представляется хозяин зверинца? Нарисуйте его образ.
– Как его поступок характеризует как человека? Какой он? (понимающий, добрый, отзывчивый, смелый, отважный, сочувствующий…).
– А вы когда – нибудь сами видели живого слона? Какой он? Такой ли, как вы его представляли и видели на картинках?
– Как вы считаете, какие чувства испытала Надя, когда увидела живого слона?
– Как вы думаете, действительно ли слон мог исцелить девочку?
– Кто на самом деле вылечил девочку: слон, отец или хозяин зверинца? Почему вы так считаете?
– Скажите, как характеризует девочку её желание?
– Опишите словами, как вам представляется Надя?
– Как вы считаете, есть ли в данном рассказе вымысел? Если да, то докажите свою точку зрения.
– Какой сон приснился Наде после прихода слона? О чём говорит этот сон?
– Вспомните, чем заканчивается рассказ? Как вы считаете, счастливый ли конец у данного произведения? Почему?
– Как вы думаете, девочка придёт в гости к слону?
– Подумайте и ответьте на вопрос: почему рассказ называется «Слон»? Какое место в нём занимает слон?
Микроитог.

Запись на доске.

Анализ поговорки.

Микроитог.

Беседа.

Микроитог.

Беседа.
– Хорошо. Теперь при помощи опорных карточек попробуйте составить словесный портрет папы, мамы и девочки.
– Автор разделил свой текст на 6 частей. Попробуйте найти эти части. Какая главная мысль будет в каждой части?
– Если бы у вас были красочки, то какими бы цветами вы раскрасили каждую часть? Почему именно такой краской?
(Самостоятельная работа учащихся с текстом)
Самостоятельная работа.
– Как вы считаете, в чём главная мысль рассказа А.И. Куприна? Обобщение.
V. Инструктаж по домашней работе.
По выбору:
1. Нарисовать иллюстрацию к отрывку из рассказа.
2. Написать мини-сочинение от лица девочки о встречи со слоном.
Запись на доске.
VΙ. Итог урока.
– Ребята, с каким произведением мы с вами сегодня познакомились?
– Что больше всего вам запомнилось в рассказе А.И. Куприна «Слон»?
– Спасибо за урок.
Беседа.
Подведение итога.
Оценивание.