Кем была пробабка крокодила, или Все о динозаврах

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (354 кБ)


Задачи:

  • Познавательные: расширение кругозора учащихся, узнать новое о динозаврах.
  • Развивающие: развитие логики, мышления, аналитики, памяти, восприятия, работа над речью.
  • Воспитательные: общекультурные ценности, любовь к истории и природе.

Форма проведения: беседа – игра.

Методы: беседа.

Оформление: книжная выставка, презентация, раскраски.

Ход мероприятия

Ребята! Давайте внимательно посмотрим вокруг. Какие огромные следы у нас на доске. Куда они ведут?

Нарисованные на доске следы динозавра ведут к книжной выставке.Мы пришли к очень интересным книгам. (Слайд № 1) Давайте попробуем отгадать, о ком в них идёт речь?

Вы догадались – мы будем говорить о динозаврах! А тема нашего мероприятия «Кем была прабабка крокодила или всё о динозаврах».

(Слайд № 2)

Хотите узнать кто же такие на самом деле динозавры? Ведь эти существа, заселявшие нашу планету много миллионов лет назад, сегодня только начинают открывать учёным – палеонтологам секреты своего существования.

Ребята, вы должны будите внимательно слушать наше сегодняшнее путешествие в страну динозавров, так как в конце я буду задавать вам вопросы, которые помогут проверить насколько глубоки стали ваши знания в палеонтологии. А кто может ответить, что такое палеонтология?

(Слайд № 3)

А кто из вас сейчас сможет рассказать нам о динозаврах?

Динозаврами называют группу животных, которые населяли Землю примерно… Как вы думаете сколько миллионов лет? (220 миллионов лет назад).

Учёные называют это время триасовым периодом. Как вы думаете, что означает выражение «триасовый период»? (Слайд № 4)

Тогда везде на Земле был климат, сегодня свойственный лишь самым жарким странам. А не подскажите ли вы, как называется этот климат? (Тропический).

А кто из вас знает, что обозначает слово «динозавр»?

Слово «динозавр» обозначает «ужасная ящерица».

Но не все из них огромные ящеры, некоторые динозаврики были величиной с цыплёнка. Учёные – палеонтологи открыли 600 видов динозавров. Хотите узнать о некоторых из них?

ИХТИОЗАВР (Слайд № 5) Может нам кто –то рассказать об этом виде динозавров?

Слово «ихтиозавр» означает «рептилия – рыба». Существовало много видов ихтиозавров. Они отличались размерами – от 1 до 15 метров в длину. Ихтиозавры вымерли около 90 млн. лет назад. Изображённый на слайде ихтиозавр называется эуринозавром. Его отличительной особенностью был длинный, похожий на острый меч нос.

ТИРАНОЗАВР (Слайд № 6) А о нём кто из вас может рассказать?

Он жил в Северной Америке около 70 млн. лет назад. Длина туловища тираннозавра равнялась почти 15 метрам, а зубы достигали в длину – 10- 15 сантиметров. У него была очень большая голова, которая уравновешивала тяжёлый хвост.

ТРИЦЕРАТОПС(Слайд № 7) А этот вид динозавров вам знаком?

Трицератопс – рогатый травоядный динозавр, в длину достигал 9 метров, а длина каждого из трёх рогов равнялась – 1 метр. Вес его составлял около 5 тонн.

СТЕГОЗАВР (Слайд № 8) А он вам известен?

Они обитали в Северной Америке около 150 млн. лет назад. Длина туловища, покрытого прочным панцирем из роговых пластин, составляла 9 метров. Стегозавр имел два мозга, один из них располагался на спине.

ПЛЕЗИОЗАВР (Слайд № 9) Кто расскажет о нём?

В морях, покрывших территорию Западной Европы около 180 млн. лет назад, обитали плавающие ящеры плезиозавры. Длина их туловища составляла 2,5 – 3 метра.

Ну вот и всё, на этом наше путешествие в прошлое динозавров окончено. А может быть кто-то из вас знает ещё какие-то виды динозавров?

А теперь давайте проверим насколько внимательно вы меня слушали. Я буду задавать вопросы и предлагать к ним варианты ответов, а вы должны выбрать из них правильный.

Вопросы.

  1. Ихтиозавры находились в воде…
    А. постоянно
    Б. очень редко
    В. большую часть времени
  2. Почему у тираннозавра была такая большая голова?
    А. он был очень умным
    Б. чтобы легче было нападать на крупную добычу
    В. голова уравновешивала тяжёлый хвост
  3. Какой длины были рога над глазами трицератопса?
    А. 2 м.
    Б. 1,5 м.
    В. 1 м
  4. Что случалось с трицератопсом, когда его зубы стачивались?
    А. вырастали новые
    Б. он переставал есть твёрдую пиццу
    В. он умирал от голода
  5. Где у стегозавра располагается «второй мозг»?
    А. у него не было второго мозга
    Б. на спине
    В. на кончике хвоста

А теперь вопросы на сообразительность.

  1. Сколько сердец было у динозавров – одно или несколько?
  2. Могли ли динозавры линять, т.е. менять кожу?
  3. Менялся ли с возрастом цвет кожи динозавров?
  4. Самое большое количество зубов у каких-либо видов динозавров?
    А. 1000
    Б. 100
    В. 10
  5. Когда расстояние между следами было больше?
    А. при ходьбе
    Б. при беге
  6. Какие способы защиты от врагов были у динозавров?
    А. рога и острые шипы
    Б. костяной панцирь
    В. быстрый бег
  7. С какой целью динозавры издавали звуки?
    А. чтобы собраться вместе
    Б. предупреждение об опасности
    В. распознавали друг друга
  8. Зачем плезиозавру конечности, похожие на ласты?
    А. чтобы ползать по суше
    Б. чтобы плавать 

Молодцы ваши знания в палеонтологии просто замечательны. А кто из вас знает «современных динозавров»?

Я вам немножко подскажу, к примеру это крокодилы… А теперь догадались? Кто хочет продолжить перечислять список «современных динозавров»? ( Ящерицы, лягушки, скорпионы, черепахи,….)

Давайте кот – то из вас расскажет об этих видах «современных динозавров», которые бок о бок живут с человеком.

(Слайд № 10, 11) Крокодилы – одни из самых древних жителей нашей планеты. Они жили ещё в те времена, когда по земле бродили только динозавры. Но со временем ящеры вымерли, а крокодилы сумели выжить. А сколько сейчас на земле обитает видов этих огромных рептилий? (более 21 вида).

В эту большую семью, кроме обычных крокодилов, входят ещё аллигаторы и гавиалы (Слайд № 12, 13). Чем они отличаются от крокодилов?

От своих древних предков все виды крокодилов сохранили привязанность к жаркому климату и жизни в воде. Кто знает где обитают крокодилы? (В озёрах и болотах Северной Америки водится миссисипский аллигатор; в Центральной и Южной Америке обитают кайманы; в Африке – нильский крокодил).

Замечательно вы очень много знаете о крокодилах, а вот кто сможет рассказать нам о черепахах? Как называют самую большую из сухопутных черепах? (Слоновая черепаха) (Слайд № 14).

Это огромное животное весит 600 килограммов, длина и ширина её равна 1,5 метрам, а в высоту она достигает 1метра. Мореплаватели XVI – XVII столетий рассказывали, что эти черепахи в огромном количестве водились на острове Маврикия, на Мадагаскаре, на острове Реюньон, а также по всему Галапагосскому архипелагу. А вы знаете сколько штук черепах собиралось в одном стаде? (2000 – 3000 штук).

Отлично и про черепах вы тоже всё знаете. А давайте теперь пофантазируем. У вас на партах лежат шаблоны динозавров, вы должны их раскрасить и определить название этого вида динозавров (Рисунок 1, 2, 3, 4).

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Молодцы вы справились с этим заданием, а сейчас давайте закрепим полученные вами знания во время нашего путешествия в страну динозавров и разгадаем кроссворд. Внимание на экран (Слайд № 15).

Вопросы к кроссворду.

  1. Наука о динозаврах (Палеонтология).
  2. Что в переводе обозначает слово «динозавр»? (Ящер)
  3. Как переводится слово «ихтиозавр»? (Рептилия)
  4. Где обитал Тираннозавр? (Америка)
  5. Трицератопс травоядный или хищный динозавр? (Травоядный)
  6. Что издавали динозавры, предупреждая об опасности? (Рев)
  7. Тема сегодняшнего мероприятия? (Динозавры)
  8. Что делали динозавры при виде своей жертвы? (Нападали)

(Один из учеников подходит к компьютеру и впечатывает ответы.)

На этом путешествие в прошлое закончилось. И наше мероприятие тоже подошло к концу. Всем спасибо, до свидания!