Работа с объектами в векторных графических редакторах

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Учащиеся работали во встроенном векторном графическом редакторе Word в 6-х и 7-х классах. Цель данного урока научить сравнивать и находить взаимосвязь с ранее изученным материалом и проложить мостик к восприятию нового. Задания практической работы формируют важные понятия форма, пропорции изображения.

На данном уроке прокладываю мостики к ранее изученному материалу “Алгоритмы”, “Способы представления алгоритма”, “Объект”, мотивация и актуализация изучения раздела “Электронные таблицы”. Выявляю взаимосвязи для изучения новых разделов: “Растровая и векторная анимация”, “Объектно-ориентированное программирование”, “Моделирование”.

Все это способствует целостному восприятию учебного материала, а не отрывочным знаниям по отдельным темам.

Сценарий урока.

Тема урока Работа с объектами в векторных графических редакторах.
Предмет Информатика и ИКТ
Учебно-методическое обеспечение Угринович Н.Д.-3-е изд. – М.: БИНОМ, 2010 Учебник для 9 класса
Класс 9
Методическая информация
Тип урока Комбинированный (преимущественно повторительно-обобщающий с фрагментами новых знаний и оперативным контролем)
Цели урока. Образовательные:
  • обобщить и систематизировать сведения о компьютерной графике;
  • повторить и закрепить знания и умения создавать векторные изображения.

Развивающие:

  • развивать фантазию и творчество;
  • развивать важные понятия форма, пропорции, пространственность изображения.

Воспитательные:

  • воспитывать активность и сознательность детей;
  • умение контролировать и оценивать свою деятельность;
  • показать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности.
Задачи урока. Задачи:
  • повторить понятие объекта и объектного подхода (формировать у учащихся целостную картину предъявляемого материала по схеме от всеобщего через общее к единичному);
  • изучить инструменты для создания векторного изображения;
  • разобрать свойства объекта линия;
  • изучить способы заливки внутренней области замкнутого контура;
  • обратить внимание учащихся на такие важные понятия в изобразительном искусстве, как форма, пропорции, пространственность изображения;
  • научить комбинировать автофигуры в единое целое;
  • обратить внимание на многослойность векторных изображений и научить использовать эту особенность;
  • научить сравнивать и выявлять взаимосвязь с ранее изученным материалом, способствуя формированию целостной картины изучаемого материала;
  • научить после подробной детализации изученного, систематизировать учебный материал (схема объектная модель векторного рисунка, схема объектная модель автофигуры).
Используемые педагогические технологии, методы и приемы Технология личностно-ориентированная.

По характеру познавательной деятельности:
объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

По способу выведения знаний: индуктивный и дедуктивный.

По источнику знаний: наглядные, словесные, практическая работа.

Приемы формирования понятий: сравнение, анализ, обобщение.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/ в ходе урока Актуализируются понятия:

алгоритм, способы представления алгоритма, объект, пространственность, пропорции, модели, электронная таблица.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • отличие векторного изображения от растрового;
  • инструменты панели Рисование.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать и редактировать простейшие векторные изображения;
  • создавать градиентные и текстурные заливки;
  • группировать и разгруппировывать объекты;
  • изменять порядок расположения объектов.

 

Необходимое оборудование и материалы Мультимедиа-проектор, экран, компьютер.
Медиаприложение к уроку Презентация.ppt
Приложение 4.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 5.
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Ход и содержание урока
Организационный момент.  
Формулирование темы урока. Вы рисовали во встроенном векторном графическом редакторе Word в 6–7 классе. Цель данного урока систематизировать и обобщить имеющиеся у вас знания.

Слайд 1 – Титульный слайд

Тема урока: Векторная графика. Работа с объектами.

Цель:

  • повторить, чем отличается векторный рисунок от точечного (растрового);
  • какой признак положен в получение этих видов графики;
  • создавать и редактировать простейшие векторные изображения;
  • развивать фантазию и творчество.
Актуализация ранее полученных знаний.

Рисунок 1

Давайте вспомним основные понятия компьютерной графики.

Предлагаю решить кроссворд.

Приложение 1.

Приложение 2.

Выставляю оценки.

Какие вопросы вызвали затруднения?

Разбираем кроссворд с ответами. Рисунок 2

Кроссворд составлен по основным понятиям компьютерной графики.

Актуализируются основные, элементарные понятия раздела КГ и повторяются навыки работы в программе Excel. Учащиеся работали в программе Excel в 7 классе. В 9 классе продолжим изучение этой программы в следующем разделе.

Основная часть урока.
Эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся по слайдам презентации.

Презентация.ppt

Слайд 2 – Содержание.
  • Понятие объекта и объектного подхода.
  • Инструменты для создания векторного изображения.
  • Свойства объекта линия.
  • Заливка внутренней области замкнутого контура.
  • Объем.
  • Комбинирование автофигур в единое целое.
  • Группировка.
  • Слои объектов. Порядок расположения.
  • Фантазия и творчество.
  • Переход на бесплатное ПО. Векторный редактор OpenOffice Draw.

Слайд 3 – Принципы объектно–ориентированного подхода. Систематизация учебного материала, продвижение по схеме от всеобщего через общее к единичному позволяет учителю формировать у учащихся целостную картину предъявляемого материала, последовательно вводить все более подробную детализацию на основе заранее сообщенной структуры понятий.

Слайд 4 – Рассматривается объект линия. Перечисляются свойства объекта линия.

Слайд 5 – Рассматривается объект – геометрический примитив и перечисляются свойства этого объекта. Заполнение внутренней области замкнутого контура.

Слайд 6 – Обобщающая схема “Два принципа представления изображений”. Выявление взаимосвязей с ранее изученным материалом, способствует формированию целостной картины изучаемого материала.

Слайд 7 – Сравнение панелей рисования в графическом редакторе Paint и текстовом процессоре Word. Выявление принципиальных отличий и сходства.

Слайд 8 – Детальное изучение кнопок панели рисования.

Слайд 9 – Заливка автофигуры цветом.

Слайд 10 – Заливка автофигуры градиентная.

Слайд 11 – Заливка автофигуры текстурой и узором.

Слайд 12 – Заливка автофигуры рисунком.

Слайд 13 – Объем. Чтобы рисунок был более выразительным.

Слайд 14 – Автофигуры можно комбинировать, создавая единый рисунок.

Слайд 15 – Учимся анализировать изображение, разложить его на составляющие элементы, развитие пространственного воображения.

Слайд 16 – Объект сгруппирован. Он имеет общие размерные маркеры.

Слайд 17 – Порядок расположения автофигур. Каждый графический примитив рисуется в своем слое. Рисунки состоят из множества слоев.

Слайд 18 – Выноски в векторных редакторах. Обратить внимание на важную особенность векторного рисунка многослойность. Разобрать преимущества этого способа построения изображений, возможность использования данного свойства для построения анимации.

Слайд 19–24  Творческие работы учащихся. Анализ. Разобрать такие важные понятия в изобразительном искусстве, как форма, пропорции, пространственность изображения.

Слайд 25 – Векторные редакторы. Познакомить с векторными редакторами. Обратить внимание на бесплатное ПО. Использую схему подачи материала от частного к общему.

Обобщить и еще раз назвать общие принципы работы в векторных редакторах.

Слайд 26Переход на бесплатное ПО. Векторный редактор OpenOffice Draw. Сопоставь и найди общее.

Слайд 27 – Сравните панели рисования.

Слайд 28 – Заключение. После подробной детализации изученного, систематизировать учебный материал. Схема объектная модель векторного рисунка.

Слайд 29 – Заключение. Схема объектная модель автофигуры.

Закрепление изученного материала

Практическая работа

Слайд 30 – Практическая работа.

Задание. Выбрать изображение флага любой страны, составленное из 4 и более примитивов, нарисовать его. Приложение 3.

Цель:
научиться анализировать изображение;
уметь разложить его на составляющие элементы; развитие пространственного воображения.

Задачи:

  • изучить инструменты для создания векторного изображения;
  • разобрать свойства объекта линия;
  • изучить способы заливки внутренней области замкнутого контура;
  • научить комбинировать автофигуры в единое целое.
Заключительная часть урока. Проверка выполнения практической работы.

Подведение итогов урока.

Рефлексия деятельности на уроке Учащиеся проводят самоконтроль за усвоением основного содержания урока, отвечая на вопросы:
  1. что на уроке было интересным;
  2. что нового сегодня узнали;
  3. чему научились?
Домашнее задание Задание:
  1. Изобразить одного из предложенных зверей в графическом редакторе и векторном редакторе.
  2. В тетрадь записать размеры полученных файлов.
  3. Ответить на вопрос: Чем отличаются результаты операций удаления, перемещения и копирования в растровом и векторном графических редакторах? (Учебник стр.37, вопрос 2)

Это задание для актуализации знаний по изучению следующей темы: “Редактирование изображений в растровом и векторном графических редакторах”.

Слайд 31 – Домашнее задание.

Векторная графика лежит в основе flash анимации. Пропедевтика для изучения следующей темы “Растровая и векторная анимация”. Актуализация важного понятия “алгоритм”.

Слайд 32 – Как научиться рисовать. Поэтапная инструкция для создания замечательных зверей, используя основные геометрические фигуры. Приложение 5.

Слайд 33 – Творческое задание.

Дополнительная необходимая информация. Необходимо понизить уровень безопасности в ЭТ, для работы с кроссвордом. Макрос очистки содержимого кроссворда иначе не сработает.

Гиперссылку в презентации на flash-ролик необходимо переопределить для своего компьютера.

Переход от данного урока к последующим урокам 1. Пропедевтика для изучения следующей темы “Растровая и векторная анимация”.

Динамическая модель создания векторного рисунка

Приложение 4.

2. Актуализация важного понятия “алгоритм”. В 9 классе изучается раздел “Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования”

Поэтапная инструкция для практической работы.

3. Пропедевтика и мотивация для изучения следующего раздела “Электронные таблицы”

Решение кроссворда. Приложение 1. Приложение 2.

Список учебной и дополнительной литературы.

  1. Зайцева А. “Как научиться рисовать диких животных”: Учебное пособие. – М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2000.
  2. Угринович Н.Д. – 3-е изд. – М.: БИНОМ, 2010, Учебник для 9 класса.
  3. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. “Информатика: Структурированный конспект базового курса” – М.: Издательство Бином Лаборатория знаний, 2001.
  4. Соколова О.Л. “Поурочные разработки”, Контрольные и проверочные работы – М.: Издательство ВАКО , 2006.
  5. Татарников А.Н., Татарникова Л.А. “Офисные технологии: текстовые документы и мультимедийные презентации” Томск, 2007.
  6. http://WWW.RUBRICON.COM / Флаги мира.
  7. Использовала творческие работы учеников.